Период общественного и частного призрения (конец XIX - начало XX вв.)

К середине XIX в. теоретики и практики социальной работы в Российской империи пришли к выводу о необходимости децентрализации в деле призрения, превращения его в подлинно общественное. Это могло обеспечить самый важный принцип благотворительности — индивидуализацию помощи. Местные органы призрения находились «близко к нужде», они более внимательно и экономично расходовали средства, обходились без формализма и проволочек в работе.

Серьезные изменения в организации всей социальной политики были связаны с созданием выборных представительных учреждений местного административного хозяйствования: земского (1864) и городского (1870) самоуправления. По «положению», органами местного самоуправления в уездах провозглашались уездные земские собрания, состоявшие из земских гласных, избираемых на три года по трем куриям избирателей (помещики, крестьянские общества, владельцы недвижимости и торгово-промышленных предприятий). Исполнительным органом была земская управа во главе с председателем — уездным предводителем дворянства.

В компетенцию земств входили дела благотворительные, попечение о народном здравии, образовании, строительстве церквей, школ и т. д.

Земства решали и вопросы призрения, развивали открытые его формы. Особо можно выделить деятельность земских психиатров, которым удалось в начале XX в. создать несколько поселков для семей, где имелись душевнобольные родственники. Создавались приюты для слепых, глухонемых, парализованных. Земцам принадлежала идея воспитания сирот у приемных родителей.

Российская империя — страна крестьянская, поэтому сельское и волостное призрение играло существенную роль. Однако законодательство, по сути, закрепило архаические способы помощи. Престарелые, дряхлые, увечные призревались родственниками, а если их не было, то крестьянским обществом. социальный помощь благотворительность призрение

В практике крестьянского призрения преобладали следующие виды общественной помощи: поочередное кормление на дому, выдача хлебных и денежных пособий, освобождение от платежей, помощь в полевых работах, добровольное подаяние деньгами, хлебом, одеждой (милостыня). Что касается детей, то здесь дело было поставлено лучше: организовывались ясли-приюты, чтобы дети не отвлекали родителей в трудовой период.

Таким образом, основными формами общественного призрения в сельской местности являлись: натуральные пособия (хлеб, соль, зерно), общинное или родственное призрение, добровольное подаяние деньгами, хлебом, одеждой (милостыня), помещение за счет общества в учреждения призрения, освобождение от платежей и распределение их на общество, помощь в полевых работах.

В пореформенный период приобретает новые черты и городская система помощи. Работали санитарно-врачебные службы, поэтому реже вспыхивали эпидемии и инфекционные заболевания, снизилась смертность населения. Кроме больниц, было организовано амбулаторное лечение населения, родовспоможение, семейное призрение больных. Работали лаборатории, рентгеновские кабинеты, водо- и светолечебницы, специализированные санатории. Лечение в них было бесплатное, как и снабжение медикаментами. Впервые в мире было введено медицинское страхование, развивался патронаж больных.

Городские управления огромные средства тратили на нужды образования, полностью обеспечивая муниципальные учебные заведения и частично всевозможные воскресные, вечерние, ремесленные и прочие курсы. Школьников обеспечивали бесплатными учебниками, медобслуживанием, питанием (бедных учеников).

Города занимались призрением детей и взрослых. Детские учреждения делились на три группы:

1) заведения для призрения и воспитания малолетних и несовершеннолетних;

2) заведения дешевого и бесплатного образования;

3) заведения лечебной помощи для детей.

Призрением взрослых занимались пять групп учреждений:

1) заведения для призрения престарелых, убогих и неспособных к труду;

2) заведения дешевого и бесплатного пропитания;

3) заведения дешевого и бесплатного проживания;

4) заведения трудовой помощи;

5) заведения лечебной помощи.

Содержались они на средства казны, на проценты с капитала и недвижимости, доходы от производства, добровольные пожертвования граждан, средства от благотворительных акций и различные мелкие сборы.

С 1894 г. намечается тенденция роста церковно-приходских попечительств.

Приходская благотворительность осуществлялась в основном в следующих формах: материальная помощь, медицинская помощь, просветительская деятельность. Материальная помощь включала в себя помощь натурой: раздача одежды, продуктов, взносы за обучение, предоставление дешевых обедов. Медицинская помощь выражалась в оказании врачебной помощи и получении бесплатных лекарств. Большое место в деле просвещения занимали церковно-приходские школы.

На рубеже веков необыкновенно выросла частная благотворительность, особенно меценатство. Правительство поощряло деятельность меценатов, награждало их орденами, предоставляло льготы, производило в дворянство, выдавало персональные пенсии и пособия. Благодаря своей благотворительной деятельности стали широко известны знаменитые династии промышленников и торговцев Рябушинских, Морозовых, Строгановых, Третьяковых, Демидовых, Крестовниковых, Прохоровых, Бахрушиных, Хлудовых и др.

Несмотря на то, что единой схемы городского призрения не существовало, можно выделить и другую закономерность. Как только появлялась частная инициатива в создании какой-либо формы общественного призрения, она достаточно быстро получала распространение и в других городах. Инициатива распространялась снизу, а затем закреплялась в виде постановлений и указов. Формирование городской структуры происходило вокруг государственных и частных программ по локализации тех или иных явлений. Характерной в этом отношении была деятельность попечительств о бедных. Первые общественные попечительства о бедных появляются в Москве в 1903 г. и в Петербурге в 1908 г. Они открывали столовые и походные кухни.

Таким образом, в пореформенный период общественное призрение в России развивается по нескольким направлениям. Система приказов заменяется земской, волостной, сельской и городской системами помощи и поддержки. Несмотря на организационные, финансовые, правовые трудности, земская система помощи становится более эффективной, мобильной, так как местные органы управления гибко реагируют на те проблемы, которые возникают на местах.

И, к началу 20 столетия в России был накоплен большой опыт в деле помощи нуждающимся, который, однако в значительной мере оказался не востребованным вплоть до наших дней.

Формирование нового геополитического пространства в России в период 1917-1991 гг. было связано с изменением идеологической системы, структуры управления и хозяйствования, с формированием новых общественных отношений. Эти перемены затронули и систему общественного призрения.