Поиск новых путей в художественном творчестве на рубеже 19-20 веков

Конец XIX и начало XX в. особенно важны в истории европейской и североамериканской литературы и искусства. Художественная жизнь в эти годы отмечена интенсивностью и сложностью творческих исканий, появлением целого ряда новых течений и школ. В литературе, изобразительном искусстве происходит переоценка традиций, утверждаются новые эстетические принципы. Их развитие определяется сложными взаимоотношениями реалистического искусства и многообразных антиреалистических течений и школ, объединяемых под названием декаданса (от французского упадок).

Самым значительным явлением декаданса в литературе была символическая школа. В поэзии символистов нашли наиболее полное отражение принципы, общие всем антиреалистическим школам конца XIX в. Символизм сформировался во Франции в 80-е годы. В манифесте, написанном поэтом Жаном Мореасом, символисты объявляли себя певцами «заката, упадка, гибели», художниками безнадежности и разочарования. Они сосредоточились на художественном выражении посредством символа - многозначного, иносказательного и логически непроницаемого образа вещей и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Символисты отказались от познания и изображения реального мира, который называли «театром теней». Внешний образ мира, «видимость» они противопоставляли внутренней «сущности» и говорили, что свою задачу видят в познании и художественном воспроизведении этой сущности. Познание представляет, по их мнению, акт мистического озарения художника-творца.

Славой французского символизма стал поэт Стефан Малларме. Однако, высший художественный взлет этого течения осуществился в творчестве Поля Верлена и Артюра Рембо. Лирика Верлена воспринимается как принципиально новое явление и по сей день остается одной из вершин французской поэзии. Творческий путь Артюра Рембо продолжался всего около десятилетия. Он пытался согласовать лирику с живописью и в знаменитом «Цветном сонете» искал цветовые эквиваленты гласных: А - черный, Е - белый, И -красный, У - зеленый. В лучших своих стихах Рембо добился оригинальности и лирической насыщенности - «Пьяный корабль», «Руки Жанны-Марии».

Возникнув во Франции, символизм быстро распространился по Европе. Немецкий символизм выдвинул несколько значительных художников. Один из величайших лириков Германии Райнер Мария Рильке. В его лучшей книге «Часослов» символистская недоговоренность не раз сменяется гениальным прозрением близящейся мировой катастрофы.

В 80-90-е годы символизм появляется и в Англии, где самым значительным представителем этого направления был Оскар Уайльд. Он разработал основы эстетики символизма, но занял видное место в истории литературы прежде всего как сатирик.

Символизм в музыке также раньше всего заявил о себе во Франции и распространился в другие страны. Музыканты-символисты в своем творчестве обратились к неразработанным богатствам музыкального фольклора Испании, Дальнего Востока, скандинавских народов. Они освежают музыку оригинальной ритмикой, необычной тембровой окраской.

Первым символизм проявился в фортепьянных миниатюрах и романсах Дебюси (182б-1918), относящихся к началу 90-х годов. Его прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» стала манифестом музыкального символизма. Это произведение построено на прихотливых ассоциациях, отличается яркой экзотической красочностью. Премьера единственной оперы Дебюси «Пеллеас и Мелисанда» знаменовала расцвет символической музыки.

Поиски Дебюси были продолжены Морисом Равелем. Его отличала приверженность к фольклору и большая близость к классическим традициям. Известна его опера-буфф «Испанский час» и хореографическая поэма «Вальсы». Одной из вершин его творчества явился балет «Дафнис и Хлоя».

Хотя символизм продолжал развиваться в ряде стран вплоть до первой мировой войны, художественная его исчерпанность выявилась гораздо раньше. Многие крупнейшие представители этого направления переросли рамки символизма, а новых равных им по значению символизм уже не способен был выдвинуть.

Ни одна из декадентских школ не сыграла на рубеже веков такой роли, какая принадлежит натурализму. Сложившаяся, во Франции к началу 70-х годов натуралистическая школа на протяжении нескольких десятилетий оставалась одним из центральных явлений в художественной жизни Европы и Северной Америки.

Возникновение натурализма было сопряжено со стремлением писателей ввести в литературу методы строго научного исследования действительности основывающегося на эксперименте, точности описания и документальности. Натуралисты исходили из представления о полном предопределении судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией.

Наиболее интенсивное развитие натурализм получил во Франции. Его глашатаями выступили братья Жюль и Эдмон Гонкуры. Самым ярым и пламенным пропагандистом натурализма, сформулировавшим «теорию научного романа», был Эмиль Золя. «Теория научного романа», основные положения которой Золя высказал в сборнике статей «Экспериментальный роман», предусматривала аналитически-беспристрастный подход художника к материалу. Писатели, по мнению Золя, «должны экспериментировать над характерами, над страстями, над фактами личной и социальной жизни человека так же, как физик и химик экспериментирует над неодушевленными предметами, как физиолог экспериментирует над живыми людьми». Подобным экспериментом стал ранний роман Золя «Тереза Ракен», в котором все отношения внутри традиционного «треугольника» объяснены физиологическими процессами, темпераментом и средой.

В 1868 г. Золя приступает к созданию двадцатитомной серии «Ругон-Маккары», которой дает характерный подзаголовок: «Биологическая и общественная история одной семьи в эпоху Второй империи». Однако следует отметить, что лучшие книги Золя - «Жерминаль», «Разгром» - стали все же завоеваниями реализма. Творчество Золя - одна из вершин литературы XIX в.

Черты натурализма в музыке наиболее заметны в музыке крупнейшего немецкого композитора Рихарда Штрауса. В истории музыки он стал непревзойденным мастером портрета, характера. Ему удалось добиться зримой живописи характера и события музыкальными средствами - «Веселые забавы Тиля Уленшпигеля».

Нагляднее всего художественный прогресс проступает в конце XIX - начале XX в. в области изобразительного искусства. В живописи происходит подлинная художественная революция. В 70-х годах во Франции складывается кружок начинающих живописцев, которые не признавали академических авторитетов и стремились вдохнуть в искусство живую жизнь. За этим объединением закрепляется название кружка импрессионистов (от французского впечатленье). Импрессионисты - Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Альфред Сислей - выступили против формализма, мифологичности современной им академической школы. Они объявили себя художниками действительности, цель которых передать динамику и многокрасочность современного мира. Поэтика импрессионистов основывалась на непосредственном зрительном впечатлении, на внимании к мельчайшим приметам пейзажа или характера. Тональность их полотен светлая, солнечная, полная жизни. Пейзаж или портрет проникнуты всегда настроением, эмоционально окрашены. Это была живопись легких, воздушных мазков, светлых тонов, динамичных цветовых сочетаний.

Наиболее полное воплощение эти принципы нашли у Клода Моне - «Бульвар капуцинок в Париже», «Темза», «Собор в Руане». Пристрастием к жанровым картинам отличало работы Ренуара, основной темой которого был Париж. Он был одним из лучших портретистов этой школы. Одной из лучших его работ стала «Девушка с веером». Крупнейший художник-импрессионист Дега довел технику этого направления до совершенства в своих полотнах, посвященных балетным спектаклям - «Голубые танцовщицы».

Это течение оказалось недолговечным, на смену ему пришел постимпрессионизм, к которому примыкали Поль Сезанн, Винсент Ван-Гог и Поль Гоген. Это направление оказало большое влияние на всю живопись XX в. Постимпрессионизм - искусство более активного отношения к миру и более строгой формы.

Импрессионизм и постимпрессионизм, не нашедшие понимания у современников, за пределами Франции получил распространение только в первые два десятилетия нашего века. С именем Пабло Пикассо связано начало нового этапа в жизни искусства. Он творчески усвоил достижения импрессионистов и постимпрессионистов, при этом его искусство с самого начала было отмечено резкой индивидуальностью. Основная тональность его картин светлая и радостная, фигуры приобретают воздушность, поэтичность - «Девочка на шаре», «Комедианты».

Весной 1907 г. Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы» - произведение, ставшее манифестом кубизма в живописи. Вокруг художника объединяются последователи нового направления. Появление кубизма ознаменовало конец импрессионистской эпохи в живописи. Это была школа, отрицавшая значение темы и психологического содержания в произведении. Сводя к минимуму изобразительно-познавательные задачи искусства, кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты - конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые. Однако следует заметить, что у Пикассо новый стиль служил не только решению чисто технических задач. Он добивался в своих полотнах подлинной психологической глубины. Увлечение кубизмом носило в начале XX в. массовый характер.

В начале XX в. на смену символизму и другим течениям декаданса приходят новые, которые правильнее будет называть не декадентскими, а авангардистскими. Свою задачу их представители видели в том, чтобы прокладывать пути искусству XX в., идти в его авангарде. Они превратили новизну выразительных средств в самоцель.

Одним из таких течений в литературе и живописи был футуризм, творцом которого выступил итальянский поэт Филиппе Маринетти, пропагандировавший «геометризированное» поэтическое творчество. Он предлагал заменить поэзию бессмысленными ритмическими повторениями, передающими пульс жизни огромного современного города.

Среди авангардистских направлений особое место занимает экспрессионизм (от французского выражение), сложившийся в первое десятилетие XX в. в Германии. Он объединил талантливую молодежь страны. Своей целью она считала освобождение скованной «материальным» души, полагая, что духовное начало вновь объединит людей в царстве грядущей гармонии. Экспрессионисты изображали действительность в кричащих формах. В их работах чувствуется настроение отчаяния. В рядах экспрессионистов был молодой Бертольд Брехт, поэт и драматург Ф. Верфель, художники Э. Кирхнер, М. Пехштейн, М. Бекман, драматург В. Газенклевер, прозаик Л. Франк. Крупнейшим драматургом экспрессионизма стал Георг Кайзер.