Показатели социального благополучия детей с ограниченными возможностями

Изучение социального благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья вызывает необходимость раскрыть такие понятия, как «индикатор» и «показатель».

Показатели – это данные, получаемые в ходе какого-либо действия, процесса и позволяющие судить о нем. [25]

Индикатор — доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить о других его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию.[26]

Для их определения исследователи предлагают, взять за основу два принципа: универсальный подход в определении критериев (каждый критерий должен подходить к детям всех возрастов независимо от пола, физических данных и прочих признаков); среднестатистический уровень российской семьи, в которой воспитывается ребенок. Семья, как естественная и наиболее благоприятная среда для жизнедеятельности ребенка, определяется как отправная точка для формирования критериев (индикатор.[27] Таким образом, Маллер А. Р.[28] в своей работе определяет общие критерии, которые можно описывать, определять шкалу оценки, складывать, соотносить и производить иные действия.

Первый критерий – ребенок имеет обоих родителей. Как бы ни было обидно многим одиноким матерям, одиноким отцам видеть этот критерий, но неполная семья болезненнее переносит социальные риски – несчастные случаи, травмы, заболевания, временное или постоянное безденежье и прочее, что влияет на физическое, психическое и нравственное развитие ребенка. Более того, ученые, специалисты-практики склоняются к выводам о том, что «однобокое» (только отцом или матерью) воспитание усложняет социализацию ребенка.[29] Данный критерий легко измеряется.

Второй критерии – ребенок имеет основные документы. Идентификация личности ребенка имеет принципиальное значение в России. Свидетельство о рождении ребенка, медицинский полис, свидетельство ИНН и прочие документы постоянно запрашиваются в разных инстанциях при предоставлении услуг детскому населению. Данный критерий измеряется и оценивается исключительно фактом наличия либо отсутствия необходимых документов (части документов).

Третье – ребенок имеет ежедневное общение с родителями (родителем), не менее двух часов в сутки. Ребенок нуждается в постоянном внимании со стороны родителей. В указанный период (два часа в сутки) входит даже простое присутствие, безмолвное участие родителя рядом с ребенком за совместной трапезой, просмотром фото-, видеоматериалов, уборкой в доме, поездкой в автомобиле и прочее, что создает атмосферу общения. Избегание родителем «пустого» присутствия или, хуже того, нежелание обменяться мнениями, результатами дня с ребенком свидетельствует о ненужности ребенка, его «лишности». Данный критерий – трудно измеряемый, но легко оцениваемый, т.к. сложно определить точку отсчета времени общения.

Четвертый – ребенок имеет жилищные условия, отвечающие требованиям надзорных органов. Квартира, дом, помещение, в котором проживает ребенок, должны отвечать требованиям санитарных врачей, пожарных, медиков и других специалистов. Если перейти на уровень обывателя данных требований, то в квартире, доме или помещении должно быть тепло, светло, сухо и безопасно. Указание на количество квадратных метров не обязательно, если, конечно, это не затрагивает принцип безопасности. Используемые в Жилищном кодексе Российской Федерации «стандарты нормативной площади жилого помещения», «нормы предоставления», «учетная норма» условно применимы к благополучию ребенка. Можно спать на двухъярусной кровати, по очереди учить уроки за одним столом, но при этом быть в полной безопасности (психической, физической, интеллектуальной).[30] Данный критерий – легко измеряемый при наличии оценок (заключений) указанных специалистов.

Пятый – ребенок имеет одежду, обувь по сезону и по размеру. Удовлетворение потребностей ребенка в сезонной одежде и обуви, которые впору, по возрасту и соответствуют погодным условиям и своему практическому назначению, является элементарным условием обеспечения жизнедеятельности ребенка. Данный критерий – легко измеряемый и оцениваемый: соответствие внешнего вида ребенка в одежде и обуви сезону и его параметрам телосложения.

Шестой – ребенок имеет здоровое питание. Врачи говорят, что человек состоит из того, что он ест и пьет. Можно к этому еще дополнить, как регулярно и последовательно человек ест и пьет. Цвет и покров кожи, здоровье волос, состояние глаз, ногтей и других физиологических составляющих ребенка может свидетельствовать о соблюдении данного критерия либо о его игнорировании.[31] При всей своей простоте данный критерий – трудно измеряемый и оцениваемый, так как требуется определять не только полезность продуктов питания, но и полноценность, калорийность и прочее, а также соблюдение режима питания.

Седьмой индикатор – ребенок имеет условия для отдыха, включая полноценный сон (место для сна с чистым бельем, теплым одеялом). Сон (отдых) занимает примерно третью часть жизнедеятельности человека. Уставший ребенок не может иметь радужных перспектив в здоровом психическом и физическом развитии, в принимаемом окружающими поведении и т.д. Поэтому создание благоприятных условий для сна (отдыха) является одним из актуальных критериев благополучия ребенка.[32] Безусловно, родители способны создать суперсовременную и суперудобную постель для ребенка, но при этом проявляют незаурядные способности каждый вечер шумно поссориться друг с другом так, что ребенок будет иметь неспокойный сон. Оценивая только внешнюю сторону оценки критерия благополучия, предполагается, что родители, однажды подумав об удобстве кровати, подушек и прочих составляющих здорового сна, глубоко осознают значимость полноценного отдыха и сна и создадут максимум тишины, покоя и комфорта для быстрого засыпания и восстановления сил у ребенка. Данный критерий легко измеряется и оценивается: наличие у ребенка постоянного места для сна и отдыха, обеспеченного необходимым набором постельных или околопостельных чистых принадлежностей.

Восьмой – ребенок имеет гигиенические средства и условия для их использования. Можно определить минимальный (стандартный) перечень необходимых условий для личной гигиены, чтобы оценить уровень выполнения данного критерия. Например, включить наличие у ребенка мыла, зубной щетки, зубной пасты, полотенца, а также возможности для их использования: раковина (умывальник), ванна (баня). Можно указать главное условие личной гигиены – наличие воды (при этом необязательно холодной и горячей одновременно).

Девятый критерий – ребенок имеет лекарственные средства и препараты первой необходимости. Каждая имеет в своем ресурсе домашнюю аптечку, в которой содержатся лекарственные средства, витамины, градусники, тонометры и прочие средства и препараты, которые необходимы для оказания оперативной (первой медицинской) помощи ребенку и любому другому члену семьи. При этом никто (из государственных инстанций) не следит за тем, истек ли срок годности витаминов, таблеток, сиропов и прочих средств, исправен ли препарат и т.д. Следовательно, критерий можно оценить, наблюдая за его соответствием перечисленным характеристикам.

Десятый – ребенок имеет условия для развития, роста, образования. Конвенция ООН о правах ребенка немаловажное значение отводит праву ребенка на образование, праву участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. При этом образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.[33] Для оценки данного критерия требуется определить целый комплекс базовых условий, обеспечивающих физическое, нравственное, интеллектуальное, психическое развитие ребенка.

Критерии (индикаторы) социального благополучия тесно взаимосвязаны с показателями. Рассматривая критерии и показатели социального благополучия в совокупности можно дать полную характеристику социального благополучия детей.

Специалисты выделяют шесть показателей социального благополучия детей.[34] Первым показателем является состояние здоровья детей. В последние 15 лет состояние здоровья детей сформировались устойчивые негативные тенденции. На фоне снижения численности детей отмечается значительный рост их заболеваемости и инвалидности, увеличилась распространенность факторов риска, формирования нарушений здоровья и развития.

Второй показатель – состояние питания детей. Здоровье и полноценное развитие подрастающего поколения во многом зависит от обеспечения рационального питания. В течение последних лет сохраняется существенный дисбаланс в структуре питания детского населения России: крайне недостаточное потребление мяса, молока, рыбы, яиц, фруктов, овощей, витаминов, и микроэлементов, на фоне высокого потребления углеводов: хлеба, крупы, макаронных изделий, картофеля, что оказывает существенное негативное влияние на развитие и здоровье детей.

Третий показатель – организация детского оздоровительного отдыха детей. Организация летнего отдыха служит сохранению и укреплению здоровья детей, является профилактической мерой снижения детской заболеваемости, вносит вклад в укрепление здоровья нации, способствует развитию трудовых навыков, расширению кругозора и круга общения детей.

Четвертый показатель – право детей на образование. В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.[35] Основное общее образование обязательно. Родители или их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Пятым показателем является духовно-нравственное развитие и воспитание детей. Немаловажное значение для здоровья детей, их духовного мира и нравственных ценностей имеет информационная среда, в которой проживает ребенок.

Шестой показатель – организация досуга детей, физической культуры и спорта. Органы управления образования уделяется внимание развитию системы дополнительного образования детей, выполняющей не только развивающую, обучающую, воспитывающую, но и профилактическую, социально-педагогическую, реабилитирующую функции.

Таким образом, можно утверждать, что для полного изучения, социального благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо применять научно разработанные индикаторы и показатели социального благополучия, что будет способствовать более эффективной интеграции данной категории граждан в социум.