Понятие детских общественных движений

Детское движение — 1. Совокупность действий и деятельностей всех детских (в том числе подростковых и юношеских) общественных объединений и организаций, существующих в регионе (крае, области) или территориальной единице (городе, районе).

Детское движение — процесс возникновения, становления, развития и распада детских группок и групп, созданных на добровольной основе самими детьми или с участием взрослых, без установленного членства, единой цели и общих задач, единых законов и обычаев, символов и ритуалов, программ и формы одежды.

Детское движение — особым образом организованная деятельность самих детей — социально обусловленная, общественно и лично значимая; самодеятельность определенной направленности (индивидуальная и коллективная). Это форма проявления и выражения, реализации естественных, природных данных ребенка, его потребностей в самостоятельности, общении, проявлении своего «я»; форма самореализации, самоорганизации, саморазвития растущего человека.

Спектр детского движения — многообразие общественных, общественно-государственных структур федерального, международного, межрегионального, регионального, местного уровней.

Сегодня детское движение России представляют:

— международные, федеральные, межрегиональные, региональные детские организации, различающиеся по формам, — союзы, федерации, лиги, ассоциации, школы и т. д.;

— разнообразные ветви, направления, виды движения — гражданской, профессиональной, социально значимой и личностно-ориентированной направленности (экологическое, юнармейское, юнкоровское, туристско-краеведческое, движение милосердия, возрождения национальной культуры, спортивное и т. д.);

— самодеятельные детские клубные объединения, удовлетворяющие интересы, запросы детей, заполняющие их досуг;

— социально ориентированные детские общественные объединения;

— инициативы детей разных регионов страны, связанные с празднованием знаменательных исторических дат: 50-летия Победы, 300-летия Российского флота, 850-летия Москвы и др.;

— временные детские объединения участников международных, российских, региональных фестивалей, конкурсов, смотров, экспедиций в рамках программ, разработанных СПО — ФДО, ФДО «Юная Россия».

Детское общественное объединение — общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.

Детскими признаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 (70,0%) граждан до 18 лет от общего числа членов. Общественным считается такое объединение, которое:

- создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;

- осуществляет социально-творческую деятельность;

- не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

К детским общественным объединениям могут быть отнесены различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды, иные формирования, а также ассоциации (федерации, союзы) таких объединений.

Детское общественное объединение — основа движения, организации, это сообщество детей, направляемое взрослым — членом этого объединения, участником его деятельности.

Детское общественное объединение — это:

— форма социального воспитания детей, в которой интегрируются «составные» процесса развития личности: обучение, воспитание, социализация и саморазвитие (самовоспитание, самообразование, самореализация); создаются условия «цельного» развития личности;

— разумно организованный досуг детей — среда их жизнедеятельности, социум, в котором ребенок реально может проявить себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях (от рядового, заинтересованного, ответственного участника до лидера-организатора; в индивидуальной и коллективной, исполнительской и творческой деятельности); как личность, проявляя социальную гражданскую позицию (пусть в стадии зарождения), принадлежность к государственным и общественным структурам (не случайно дети в своих объединениях, организациях часто стремятся подражать взрослому обществу, играют в «парламенты», «республики», «министров», «президентов»);

— эффективное средство приобретения личного жизненного опыта, самостоятельности, опыта человеческого общения, отношений коллективной совместной деятельности со

-сверстниками и взрослыми; эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлеченных, неравнодушных;

— мир игры, фантазии, свободы творчества. Детские объединения создаются и функционируют:

— как самостоятельные, самоорганизующиеся, самоуправляемые структуры — формы детского движения (временные и постоянные; разновозрастные и одновозрастные; многопрофильные и однопрофильные); базой их, деятельности могут быть школы, внешкольные учреждений, предприятия, воинские части, редакции газет, журналов, телевидения, клубы по месту жительства, летние оздоровительные лагеря;

— как структуры детских организаций, способствующие реализации цели, задач, содержания деятельности организации;

— как объединения взрослых общественных структур (партий, движений, ассоциаций, союзов и т. д.);

— как временные объединения — участники мероприятий, проводимых СПО — ФДО, ФДО «Юная Россия», региональными республиканскими детскими организациями (в рамках разрабатываемых ими программ, акций, посвященных знаменательным событиям в мире, стране);

— как органы детского самоуправления, формы детской самодеятельности в образовательных системах школ, учреждений дополнительного образования.

Детская организация — самодеятельное, самоуправляемое общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

Детская организация является особым типом общественного объединения и характеризуется следующими признаками:

— наличие ценностной идеи (цели), ради которой осуществляется совместная деятельность детей и взрослых;

— добровольное вступление в организацию и свободный выход из нее;

— организационная самостоятельность, самоуправление, совместное социальное творчество;

— четко выраженная структура, определяющая положение в организации каждого;

— установленные для всех нормы и правила;

— гарантированные для всех членов организации права субъектов совместной деятельности (право выбора видов, форм и способов осуществления деятельности).

Пионерская организация — это общественная организация детей и взрослых, призванная помочь подросткам в их гражданском становлении, ориентирующая их на активную созидательную деятельность, направленную на познание мира и улучшение окружающей жизни, самосовершенствование, заботу о людях, родной природе, Отечестве.

Пионерское содружество — форма объединения республиканских, краевых, областных пионерских, а также «смешанных» объединений и организаций в Российской Федерации.

Пионерское содружество не является в настоящее время самостоятельной общественной организацией, это лишь шаг на этом пути.

Позиция взрослого в детском движении есть выраженное определенным образом (словом, действием или бездействием) мотивированное отношение к ребенку, группе подростков, объединению в целом или коллеге (другому взрослому), которым руководствуется взрослый в объединении и за его пределами в процессе взаимодействия, направленного на достижение целей, зафиксированных уставами или иными документами, регулирующими как его (взрослого) деятельность, так и деятельность детского объединения. При этом в качестве показателей отношения могут и должны быть использованы нормы отношения к ребенку, установленные Конвенцией о правах ребенка.

Позиция взрослого к детскому общественному объединению — это система его отношений к детской организации, ее деятельности, ее ценностям, к детям — членам детского общественного объединения, к своим коллегам и к самому себе в объединении.

Наиболее распространенные позиции (не учитывая возможные «полутона»): «сторонний наблюдатель», «диктатор», «товарищ».

Объективно, с педагогической точки зрения, предпочтительна товарищеская позиция, которая способствует формированию у подростков субъектной позиции в детском общественном объединении, а значит, и развитию самодеятельных начал объединения.