Понятие закрытой системы социальной работы

Социальная работа — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Как следует из определения социальной работы, принятом Международной ассоциацией школ социальной работы (см. International Association of Schools of Social Work) и Международной федерацией социальных работников (см. International Federation of Social Workers) 27 июня 2001 года в Копенгагене, «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы». Систему социальной работы, как и любую другую, можно классифицировать. Попытку её классификации предпринял Р. Килманн, который все множество теорий и классификаций разбил на четыре группы: открытые и закрытые, технические и социальные системы (рисунок 1) [1, c. 199].

Термины «закрытая система» и «открытая система» прочно утвердились в научной литературе. Они обозначают два разных типа организации — замкнутые исключительно на внутренние проблемы и ориентированные на взаимодействие с окружением.

Метатипология Килманна

Рисунок 1 – Метатипология Килманна

В то время как открытая социальная система обеспечивает формальное соединение институционального и технического уровней организации, «закрытая» социальная система демонстрирует неформальный тип интеграции, главным образом, благодаря групповым процессам. Акцент в подобной системе перенесен с взаимоотношений организации и среды на межличностные взаимоотношения, с проблемы изменения на проблему лояльности.

Критерием эффективности в «закрытой» социальной системе являются успешность решения внутренних, человеческих проблем, формирование социальной интеграции и приверженность сотрудников целям организации. Каждая организация рассматривается как неповторимая, обладающая уникальной комбинацией человеческих качеств, характеризуется своеобразным микроклиматом и историей. Если сочетание факторов окружающей среды подчиняется вероятностным законам и анализируется статистическими методами, то уникальные качества людей требуют особых способов познания.

Технология рассматривается в «закрытой» социальной системе как условие межличностной коммуникации. Она тормозит, облегчает, определяет потоки информации, решения, мнения, слухи, действия и т.п. Коммуникация подразделяется на вербальную и невербальную. Ее направляет присутствие (даже мыслимое) другого, на которого ориентировано социальное действие. Структура такой системы описывается в терминах неформальной организации. К элементам структуры относят повторяющиеся способы взаимодействия людей, а к социометрической диаграмме — частоту и направление этого взаимодействия (коммуникации). Структура изменяется, когда организация набирает новый персонал. Это исключительное свойство неформальной организации, так как формальная не претерпевает изменений в случае замены одних индивидов на других [1, c. 200].

Механизм контроля в «закрытой» социальной системе основан на групповых нормах и социальном давлении на тех, кто их нарушает. Она описывается в терминах групповой динамики, нормативной структуры группы, группового консенсуса. Сплоченность группы прямо коррелирует с исполнительностью. В сплоченной группе, нормы которой благоприятствуют высокой производительности труда, качество исполнения лучше, напротив, в сплоченной группе, нормы которой сдерживают рост производительности труда, оно хуже

Цель «закрытой» социальной системы — поддержание и развитие неформальных групп.

В русском языке в отношении «закрытых» систем социальной работы возник специальный термин — призрение, глагольная форма которого «призреть» означает «опекать», «заботиться о ком-то», «приглядывать за кем-то». Ныне этот термин, долгое время считавшийся устаревшим, вновь возвращается, приобретая новое, современное звучание. Это одна из наиболее цивилизованных форм благотворительности, осуществляемых государством, церковью, обществом и частными лицами и выражающаяся, прежде всего в предоставлении нуждающимся приюта и пропитания. Это организованная система помощи сложившаяся в России в XIX веке со стороны государственных институтов или общества нуждающемуся населению. Призреть кого-либо – значит дать ему приют и пропитание. Это простейшая форма социальной поддержки, содействие в удовлетворении простейших человеческих потребностей.

Закрытая система призрения – специализированные благотворительные заведения, деятельность и содержание работы которых регламентированы законом, оказывающие помощь целенаправленно и постоянно (богадельни, приюты, больницы, работные дома и т.д.).

Конкретное содержание проявления системы призрения с течением времени, конечно же, менялись, находясь в зависимости от общего уровня развития цивилизации.

Общественное призрение – совокупность благотворительных учреждений и мероприятий, имеющих целью оказание помощи лицам, которые по болезни, старости и иным причинам лишены возможности добывать себе пропитание самостоятельно. Различают системы государственного, общинного и частного призрения, а по форме оказываемой помощи - системы обязательных работ трудовой, натуральной и денежной помощи. Государство берет на себя заботы о помощи безработным и больным лишь в исключительных случаях стихийных и народных бедствиях; так, например, во время неурожаев, наводнений государство берет на себя организацию общественных работ или временную раздачу продовольствия для наиболее нуждающейся части населения, а также выдачу семян для посевов. Во всех цивилизованных странах попечение о бедных и беспомощных больных лежит на общинах и приходах. В Англии с ХVII века для этой цели взимается с членов приходов особый налог для бедных. По общему правилу в Западной Европе каждая община обязана содержать и лечить своих нетрудоспособных членов, причем закон устанавливает условия, при которых лицо приобретает право на призрение (место рождения и срок пребывания). В XVII – XVIII веках была особенно распространена форма призрения посредством работных домой, куда помещались лица, просящие милостыню, для обязательных работ. Во второй половине XIX века эта система признана не достигающей своей цели и вытеснена так называемой трудовой помощью [2, c.31]. В России преобладала система частного призрения, осуществляемого при помощи отдельных благотворительных обществ, частных лиц и сословных учреждений. Более конкретно развитие «закрытых» систем общественного призрения в России и зарубежных странах будет рассмотрен ниже.