Понятие и значение социальных стандартов

Проблема социальной стандартизации имеет широкие границы, и ее конкретное содержание в значительной мере определяется состоянием экономики страны. На любом историческом этапе социально-экономического развития общество предъявляет определенные требования к уровню и качеству жизни. Эти требования различаются в зависимости от принадлежности человека к той или иной социальной, региональной или профессиональной группе. Совокупность этих требований и определяет стандарт жизни, или социальный стандарт.

В самом общем виде понятие социального стандарта характеризует сложившийся уровень потребления тех или иных благ, который признается большинством населения или представителей той или иной общественной группы людей приемлемым (нормальным) для себя. Такого рода социальные стандарты всегда существуют в сознании людей. Однако они не имеют жестких границ и документально не оформлены.

Наряду с этим социальные стандарты могут использоваться государством в качестве инструмента управления социальным развитием при выработке социально-экономической политики, распределении направляемых в социальный сектор ресурсов, реализации социальных программ, закреплении и обеспечении социальных гарантий гражданам и решении других задач. В этом случае социальные стандарты приобретают вид четко зафиксированных нормативов. Они могут иметь обязательный или рекомендательный характер. Однако во всех случаях государство устанавливает правила их применения [15, c. 201].

Таким образом, социальные стандарты — устанавливаемая мера потребления соответствующих социальных благ и услуг не ниже минимально допустимых размеров.

Социально значимыми стандартами, характеризующими уровень предельно допустимых норм социального обеспечения, являются минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, уровень бедности, черта бедности и др. [16, с. 135]

Потребительские бюджеты являются важным инструментом нормативной и аналитической оценки, прогнозирования и регулирования величины и динамики уровня жизни и разработки обоснованной политики в области доходов. На практике используют два вида потребительских бюджетов: нормативные, являющиеся результатом исследований различных ведомств и научных учреждений, и фактические, полученные в результате статистических и специальных обследований.

Система минимальных потребительских бюджетов включает в себя:

1)        минимальный потребительский бюджет (МПБ);

2)        бюджет прожиточного минимума (БПМ).

В Беларуси минимальный потребительский бюджет с 1 мая 2012 года составил 1 171 590 р., что на 6,4 % выше показателя, действовавшего с 1 февраля по 30 апреля 2012 года.

Размеры минимального потребительского бюджета с 1 мая 2012 установлены в средних ценах марта 2012 года для восьми социально-демографических групп населения. Минимальный потребительский бюджет – стоимость набора потребительских товаров и услуг, обеспечивающих социально обоснованный минимальный уровень потребления материальных и духовных благ, необходимых для развития личности.

Минимальный потребительский бюджет с 1 мая 2012 года в расчете на месяц равен для:

 -    семьи из четырех человек - 1 171 590 рублей;

 -    молодой семьи из трех человек - 1 236 640 рублей;

 -    трудоспособного населения - 1 484 580 рублей;

 -    пенсионеров - 1 160 190 рублей;

 -    студентов - 1 163 860 рублей;

 -    детей в возрасте до 3 лет - 921 830 рублей;

 -    детей в возрасте от 3 до 6 лет - 1 108 220 рублей;

 -    детей в возрасте от 6 до 18 лет - 1 323 510 рублей.

Основные статьи расходов МПБ семьи из четырех человек в ценах марта 2012 года выглядят следующим образом:

 -    продукты питания – 55 %;

 -    одежда, белье, обувь – 22,4 %;

 -    оплата жилья и коммунальные услуги – 4,9 %;

 -    предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения - 8,5 %

 -    культурно-просветительные мероприятия и отдых - 1,4 %;

 -    бытовые услуги, транспорт, связь – 4,7 %.

Минимальный потребительский бюджет, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. По сравнению с бюджетом прожиточного минимума (БПМ), в него дополнительно заложены расходы на походы в кино, поездки в пределах страны, на покупку расширенного набора товаров [17].

Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального уровня потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в стоимостном выражении. Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимальной потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Величина прожиточного минимума в 2012 году изменялась уже 4 раза, как показано в таблице 1.

Таблица 1 – Размер бюджета прожиточного минимума в РБ в 2012 г.

Бюджет прожиточного минимума
с 1 ноября 2011 по 31 января 2012 574 790 рублей
с 1 февраля 2012 по 30 апреля 2012 706 880 рублей
с 1 мая 2012 по 31 июля 2012 743 020 рублей
с 1 августа 2012 по 31 октября 2012 843 870 рублей

Источник: [18]

Потребительская корзина представляет собой набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Определяется для трех основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).

В потребительскую корзину входит наиболее сбалансированный набор товаров и услуг, способный удовлетворить функциональные потребности человека в конкретных условиях. В Беларуси состав минимальной потребительской корзины пересматривается статистическими органами не реже чем раз в пять лет - обычно он меняется, когда в стране растет уровень жизни, что, соответственно, расширяет перечень доступных для населения товаров и услуг. Экспериментальным путем вычислено: на данный момент в продуктовую корзину белоруса входит ассортимент из 43 наименований. Но, помимо продовольствия, у населения активным спросом пользуются хозяйственно-бытовые товары и товары личной гигиены [19].

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным его социально-демографическим группам определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Прожиточный минимум предназначен для:

1)   оценки уровня жизни;

2)   обоснования минимального размера заработной платы и размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий и пособий;

3)   формирования федерального и региональных бюджетов;

4)   оказания помощи малоимущим гражданам;

5)   определения минимальных размеров оплаты труда работников организации [16].

Но необходимо учитывать, что минимальный прожиточный бюджет - это скорее социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения, чем собственно бюджет, способный обеспечить рациональный уровень потребления. Поэтому выяснить, во сколько белорусам реально обходится потребительская корзина, можно только путем практического изучения. Поэтому Института социологии НАН провел собственное исследование, которое проходило в ноябре 2011 года.

Для выборки продуктов питания, цены на которые сравнивались специалистами, был взят состав потребительской корзины для семьи из четырех человек. В ней представлены наборы продуктов питания в расчете на годовое потребление семьи. С учетом того что в покупательских тележках без спиртного не обходится, социологи включили в исследование и цены на алкогольную продукцию. При этом - в целях соблюдения правил честной игры - в расчет бралась исключительно базовая стоимость товаров, не рассматривались товары на скидках и акциях.

Как отметил директор Института социологии Игорь Котляров, «мониторинг цен осуществлялся по восьми столичным сетевым магазинам - «Алми», «BIGZZ», «Вестер», «Гиппо», «Евроопт», «ProStorе», «Рублевский», «Соседи». И ценовые замеры показали, что на товары из продовольственной группы цены в сети магазинов «Евроопт» гораздо ниже, чем в других обследованных магазинах».

Общие выводы исследования были построены на конкретных цифрах. «Текущие расходы семьи из четырех человек на представленную продуктовую потребительскую корзину (в месяц) в магазинах сети «Евроопт» составили Br 2,461 млн, в других сетях – Br 3,108 млн. Экономия составила Br 646,57 тыс. р. Получается, что средняя стоимость продуктовой потребительской корзины в сети «Евроопт» на 26,3 % ниже, чем в других сетевых магазинах Минска», - подчеркнул Игорь Котляров.

Кроме продуктовых товаров, социологи сравнили и некоторые (пользующиеся наиболее активным спросом) товары промышленной группы - стиральные порошки, шампуни, ополаскиватели для белья, зубную пасту и т.д. Выяснилось, что экономия на эти товары при покупке их в сети «Евроопт» по сравнению с другими точками ритейла составляет 22,6-69,1%. В денежном эквиваленте это более Br180 тыс. Если же суммировать экономию на промышленных товарах с продуктовой экономией, на выходе фактически получится цифра, равная среднедушевому минимальному потребительскому бюджету семьи из четырех человек [19].

Уровень бедности - размер дохода лица, семьи, обеспечивающий минимальное удовлетворение жизненных потребностей.

Черта бедности - нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи за определенный период, который обеспечивает физический прожиточный минимум [16].

Таким образом, социальные стандарты представляют собой меру потребления соответствующих социальных благ и услуг не ниже минимально допустимых размеров. Социальная защита населения, здравоохранение и образование – важнейшие направления социальной политики государства, обеспечивающие улучшение качества жизни людей в ключевых для жизнедеятельности общества сферах, которые невозможно достичь без выполнения социальных стандартов.