Понятие и роль ценностных ориентаций

Ценности играют важную роль в жизни общества и каждого человека, потому что удовлетворяют их потребности и интересы, выступают стимулами и мотивами их жизнедеятельности. Ценностей, необходимых для жизни человека и человечества, конечно же, много. Биологических, физиологических и различных социальных потребностей и соответствующих им ценностей у каждого человека насчитывается более пяти миллионов.

В майском (2006 г.) Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ важнейшей проблемой России признана проблема "сбережения народа", которая должна решаться путем снижения смертности населения, проведения эффективной миграционной политики и повышения прироста населения. Не исключено, что отдельные граждане России видят и другие приоритеты развития страны на данном этапе, но данная ценность - "сбережения народа" - вряд ли вызовет возражение у большинства наших людей. Такая важная ценность, как стабильность общества в процессе перехода России и Дагестана к рынку и демократии, может обеспечиваться на разных основаниях. Старшее поколение россиян помнит, что у нас при социализме стабильность общества основывалась в основном на страхе и подчинении человека руководству Коммунистической партии и советского государства. Эта боязнь и осторожность людей сковывали их трудовую и общественную активность и инициативу и, соответственно, сдерживали развитие общества и личностных качеств человека. Теперь же, на переходном этапе нашего развития, стабильность общества должна обеспечиваться на базе формирующегося среднего класса и создаваемых им гражданского общества и правового государства.

К сожалению, у нас в Дагестане, несмотря на призывы первого Президента М. Г. Алиева создавать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, далеко не всеми учеными и ответственными лицами осознается необходимость формирования среднего класса собственников. А значит, ими не осознается и необходимость создания гражданского общества и необходимость создания правового государства, обязывающего всех государственных чиновников, а также силовые структуры строго исполнять Конституцию и все законы государства. Как видим, ценность стабильности общества у нас еще не воспринимается однозначно и не служит общим идейным мотивом для активной жизнедеятельности людей. Ее нам надо культивировать и пропагандировать, особенно среди молодежи, чтобы она активно содействовала стабилизации и совершенствованию нашего общества.

Неоднозначно трактуется у нас и ценность безопасности, как международной, так и национальной. Многие наши ученые и практические работники пытаются решать глобальные проблемы войны и мира, экологической безопасности, а также проблемы предотвращения терроризма, противопоставляя друг другу народы и государства по классовым, национальным, религиозным признакам. Но эти попытки оказываются тщетными, ибо человечество в начале XXI века так тесно взаимосвязано и образует невиданную прежде глобальную целостность, что противостоять всем опасностям извне страны и народы мира могут только сообща. Здесь уместно отметить, что Президент РД в своем недавнем Послании Народному Собранию РД обратил внимание на то, что в Дагестане террористов будет значительно меньше, если безработных дагестанцев обеспечить работой в республике и за ее пределами и если правоохранительные органы будут относиться к людям с девиантным поведением и даже к преступникам с учетом их прав на жизнь и человеческое достоинство. Значит, мыслить и понимать ценность безопасности дагестанцы должны глобально, но действовать - локально, предотвращая в республике саму возможность возникновения условий для террористических идей и действий.

В годы социализма оберегали такую традиционно российскую ценность, как коллективизм. Тогда мы даже не задумывались над тем, что признание приоритета коллективных, общественных интересов перед индивидуальными, личными, требование "быть как все" может усреднять личность, вести к потере ею индивидуальности, может мешать формированию у каждого человека чувства собственного достоинства и личной ответственности за свои слова и дела. Сейчас же, в условиях "дикого капитализма", частная собственность у нас выражается и проявляется в виде другой крайности - индивидуализма, эгоизма, своеволия и заботы только о личном благе, игнорировании или недооценке общественных интересов и ценностей.

С конца 1991 г. Россия развивается в другом направлении. Однако она еще не нашла своего пути, у нее нет и национально-государственной идеи. Политики и их помощники-идеологи ищут выход из положения, они обращаются и к терминам, полагая, что удачный термин поможет им. В частности, хотят разграничить термины "нация" и "национальность". В термин "нация" хотят вложить понятие "российский народ". Это уже мы имели: вспомним "новая историческая общность - советский народ".

Важнейшими ценностями эпохи социализма были для нас ценности социального равенства и справедливости. Понимая под равенством в основном одинаковое для всех распределение материальных благ, а под социальной справедливостью - стремление угодить всем людям без учета различий в их реальном положении и вклада каждого в общее дело, мы совокупность этих ценностей нередко выражали в понятии "демократия". Но за последние 15-16 лет переходного периода мы стали задумываться над тем, что равенство в материальном положении людей либо вообще невозможно, либо возможно в нищете, и что требование равенства по своей сути является лишь данью утопической идее коллективности, ибо "все вместе хотят равенства, а каждый в отдельности хочет побольше". Даже студенты вузов не хотят быть равными в получении "троек", кому-то за хорошие и отличные знания надо ставить соответствующие оценки. Поэтому на данном этапе развития нашего общества всем следует привыкать к мысли, что социальное равенство и справедливость порождаются самой жизнью и регулируются рынком в зависимости от вклада каждого человека в конкретное дело и в жизнь общества в целом, а не регулируются "по плану" сверху. Они действительно выражаются политически, в демократии. Только под демократией тоже сейчас надо понимать не прежнее примитивное "народовластие", а такое устройство государства, в котором свободно, без боязни выражаются мысли и слова, существуют политический плюрализм и конкуренция программ разных партий, независимый от политических властей суд, а само государство разделено на относительно самостоятельные законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.

Важной базовой ценностью в нашей стране и раньше, и теперь является патриотизм. В годы социализма сквозь словесную шелуху проглядывалась главная идея патриотизма - любовь к социализму в нашей и других странах, а также любовь и уважение к тем классам, нациям, партиям во всем мире, которые реально строили или обещали строить социализм. В Дагестане, к сожалению, и в наши дни о патриотизме с этих же классовых позиций пишут пожилые ученые и пропагандисты, патриотическим воспитанием молодежи также занимаются ветераны войны и труда.

Более того, патриотизм часто становится показным. Не может не вызывать тревогу, что в качестве патриотизма преподносится уже упоминавшаяся выше "национальная идея".

Между тем в современной России, являющейся органической частью глобализированного человечества, чувство патриотизма выражает конкурентоспособность России с другими странами мира. Успехи нашей страны в экономике, политике, культуре, спорте (недавняя победа юных футболистов в чемпионате Европы) вызывают у нас чувство патриотической гордости, и, наоборот, отставание и проигрыш (как, например, прошлогодний проигрыш нашей команды в матче с Португалией по футболу со счетом 1:7) вызывают у нас чувство патриотической обиды. Кроме того, чувство патриотизма зависит от возможности свободного проявления человеческой личности. Правда, и в данном случае действуют "двойные стандарты". Например, голландский тренер для той же футбольной сборной России был воспринят как проявление патриотической обиды, а другой иностранец - итальянский тренер женской волейбольной сборной, победившей на чемпионате мира после 16-летнего перерыва, - нет. Значит, здесь дело не в иностранцах, а в отношении к своим же в меру их силы или бессилия, побед или поражений.

Даже сложившееся деление на "своих" и "чужих" вовсе не означает, что человек из категории "своих" будет к тебе справедлив. Наоборот, несправедливость не от врага, а от сограждан воспринимается обиднее. Иногда даже возникает желание отомстить "своим" с помощью "чужих". У кого из знакомых с античной историей не вызывают восхищение Полиник или Кориолан, несправедливо изгнанные из своих родных городов-государств и явившиеся затем на изгнавшую их "родину" во главе войска врагов!

Важной ценностью, к которой сегодня в нашей стране существует двоякое отношение, является ценность прав и свобод человека и гражданина. Еще в 1948 году Советский Союз воздержался от подписания "Всеобщей декларации прав человека и гражданина", ибо декларация защищала интересы отдельных людей и тем самым была направлена против наших общих приоритетных идей - партия, класс, классовая борьба, революция, мировой социализм. Сейчас же русская православная церковь выступает против идеи защиты прав отдельного человека, ибо она якобы противоречит идее соборности и другим русским обычаям и традициям. Некоторые ученые и публицисты считают, что идея прав и свобод человека противоречит также исламской традиции общинной жизни. Но молодежь республики должна знать, что и в Конституции России, и в Конституции Дагестана высшей ценностью развития общества признается конкретный человек, его права и свободы и что во вторых главах этих Конституций конкретизированы гражданские, экономические, социально-политические и духовные права россиян. К сожалению, наша молодежь, за исключением студентов юрфаков, практически не знает своих прав и нигде их не изучает, а ведь незнание закона выступает своего рода формой неграмотности. Как-то приходилось видеть плакат первых лет Советской власти со словами "Неграмотный – слепой!" То же самое можно сказать и о незнании собственных прав, чем, конечно же, не преминут воспользоваться махинаторы.

Нельзя обойти молчанием такую важную социально-политическую ценность, как толерантность. Люди старшего поколения привыкли к словам "классовый противник", "классовая борьба", "революция" и даже в универсальном философском законе недооценивали "единство" и переоценивали "борьбу противоположностей". Сейчас и в нашей стране наступила эпоха, когда на первый план во взаимоотношениях людей должны выходить уважение и терпимость к политическим и идейным взглядам друг друга, когда важно убеждать собеседников силой своих доводов и аргументов, а не раздражаться и пытаться словесно "уничтожить" собеседника. На наш взгляд, только такие понятия, как "компромисс", "консенсус", "толерантность" могут служить совершенствованию общественно-политической жизни нашей страны. Соглашаясь с тем, что сам человек является высшей ценностью, хотелось бы обратить внимание на особую ответственность старшего поколения в воспитании ценностной ориентации у молодежи. У нас в республике многие взрослые люди на бытовом уровне дома, на улицах, в магазинах и в других местах нередко живописуют и пропагандируют среди молодежи идею о том, что "раньше было лучше". А некоторые взрослые люди на околонаучном уровне "доказывают" молодежи, что марксистско-ленинское учение о социализме и коммунизме было идеальным, но его воплощали в жизнь плохие руководители.

На наш взгляд, взрослым следует учитывать, что молодежи принадлежит не прошлое, а будущее, в общении с ней не следует ностальгировать по своей молодости, а необходимо помочь молодым в становлении, передавая свой положительный опыт жизнедеятельности. При этом очень важно обращать внимание молодежи республики на то, что Дагестан не может развиваться вне контекста мировой истории и что экономически, политически и ментально Дагестану по пути только с Россией, с которой дагестанцы десятилетиями ругались, мирились и породнились, а не с другими соседними государствами. Молодежь многонационального Дагестана также должна понимать, что в центр современной жизни надо ставить конкретных людей, что и наше общество, и государство должны заботиться о реальных людях, отвлекаясь от их национальной принадлежности и вероисповедания. Этого требуют и "новый гуманизм", и необходимость преодоления существующих межнациональных и межрелигиозных противоречий.

Известно множество примеров того, что престиж республики как цивилизованного общества основательно подорван. Об этом говорят бесчисленные похищения людей, взрывы машин, домов, покушения на известных политических и экономических фигур, Мы своими реформами пришли к тому, что Запад пережил еще в конце XVIII и начале XIX века, т.е., что, согласно классической модели развития капитализма, мы находимся в его ранней, наиболее криминальной и бесчеловечной фазе в которой вместо аргумента слова действует аргумент силы.

Идеология радикального исламизма остается самой актуальной проблемой не только кавказского региона и России в целом, но, как мы знаем из последних событий в Америке, она стала оружием для международного терроризма и представляет сегодня серьезную угрозу для всего мирового сообщества. У нас в республике мусульманское духовенство является определенной политической силой. Это связано не только с поиском населения опоры для самоидентификации, что является закономерным и перманентным процессом в обществе, но и политической активностью клерикальных кругов. Наблюдаются стремления местных политиков мобилизовать потенциал духовенства, привлечь его в ряды своих сторонников, хотя некоторые эксперты настороженно относятся к такой поддержке, считая религию конфликтогенным фактором.

На наш взгляд, опрометчивым выступает то, что в сознании людей происходит смещение понятий "духовность" и "духовенство". Сплошь и рядом все видные политические деятели во всеуслышание заявляют о своей приверженности исламу и соблюдению всех норм поведения истинного верующего мусульманина. Таким образом, очевидно, они стараются подчеркнуть свой высокий нравственный потенциал, непогрешимость действий и поступков. Однако, как известно, не так давно в нашей стране понятие нравственности, духовности, ассоциировалось с элементарным стремлением человека соответствовать определенным общепринятым, общецивилизованным нормам и требованиям общежития людей на Земле, вне зависимости их от принадлежности к тому или иному вероисповеданию. Так как, известно, что это необходимо, прежде всего, для выживания человечества, будущего цивилизации. И, безусловно, принятие в декабре 2000 года сессией Народного Собрания РД ряда поправок в действующий Закон "О защите личной и общественной нравственности в РД", является важным событием в политической жизни республики.

Ведь наше падение в бездну безнравственности настоятельно требовало, чтобы мы ударили в набат для того, чтобы спасти себя и наше будущее от наступающей нравственной катастрофы, наркобизнеса, терроризма, коррупции, организованной преступности, которые являются ветвями одного дерева, следствием безверия и падения нравов.

Вместе с тем было бы ошибочным осуществлять подмену в обществе понятий Истины, Добра и Справедливости верой во Всевышнего. Известно немало фактов фальсификации нравственных ценностей в ореоле религиозных, прикрытие верой для совершения корыстных целей, идущих вразрез с истинно нравственными, банальный обман дезориентированный толпы. Гарантом нравственного благополучия общества выступает, вероятно, просвещение масс, развития культурного уровня населения на основе эффективной работы экономики; создание материальных благ и воспитание молодежи в духе приверженности нравственным ценностям.