Понятие и сущность демографической политики

Общественная система, стремящаяся к своей стабильности, вырабатывает механизмы устойчивости, одним из которых является поддержание баланса интересов различных социальных групп населения, то есть проводит определенную социальную политику. Демографическая политика рассматривается как органическая часть социальной политики, специфическая по своим целям и методам их достижения, но обязательно согласованная с другими сферами, такими, как регулирование условий занятости, труда, уровень жизни и социальное обеспечение населения, образование, здравоохранение.

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. [2]

Д. И. Валентей в своем кратком определении рассматривал демографическую политику как управление воспроизводством населения. [3]

Высокой теоретической ценностью обладает интерпретация В. Г. Глушковой, в которой демографическая политика названа системой мер, предпринимаемых государством для воздействия на естественное движение населения и достижения определенных демографических результатов. [4]

Созвучное определение, дается М. А. Клуптом: "Демографическая политика представляет собой комплекс мер, принимаемых государством с целью повлиять на режим демографического воспроизводства в заданном направлении". [5]

Методологически важными обстоятельствами являются:

предмет демографической политики (режим воспроизводства населения);

акцент именно на естественном (демографическом), а не на каком-либо ином (миграционном, социальном и т.д.) аспекте воспроизводства населения.

Таким образом, демографическая политика имеет прямое отношение к процессам рождаемости и смертности населения, а также брачности и разводимости - как к процессам, непосредственно влияющим на рождаемость и, в определенной степени, на смертность. Особо отметим, что миграционные процессы не имеют отношения к демографическому воспроизводству, являясь в данном контексте внешней переменной. Несмотря на поверхностную схожесть семейной и демографической политики (из-за чего нередко происходит их смешение[6]), между ними все-таки имеется принципиальное отличие: семейная политика в отличие от демографической не нацелена на изменение показателей демографического воспроизводства и достижение конкретных демографических результатов. [7]

Аргументированным обоснованием самостоятельности демографической политики представляется позиция А. И. Антонова и В. А. Борисова: "Системная демографическая политика, решающая стратегические задачи сохранения целостности государства, охватывает все сферы народного хозяйства, но не передоверяет выполнение ряда задач отдельным министерствам и ведомствам". [8]

Демографическая политика может быть представлена как система практических деятельностей, объединенных единой целью - качественное воспроизводство народонаселения. Таким образом, в рамках демографической политики взаимосвязано сосуществуют следующие направления: социально-демографическая политика, политика населения, семейная политика, миграционная политика, планирование населения, контроль рождаемости, управление демографическим процессами.

Демографическая политика тесно связана с социальной и экономической политикой, но, тем не менее, имеет свои особенности. В качестве объекта такой политики могут выступать страны, отдельные их районы, а также отдельные группы (когорты) населения. В обществе все процессы взаимосвязаны. Демографические процессы развиваются под воздействием других социальных процессов: экономических, политических и прочих. В свою очередь, и демографические процессы оказывают влияние на ход всех других общественных процессов. К примеру, низкий уровень рождаемости ведет к увеличению процентной доли пенсионеров в обществе и к обострению проблемы "отцов и детей". Колебания уровня рождаемости через определенное время проявляются в соответствующих (или противоположных) колебаниях уровня занятости на рынке труда, уровня преступности, конкурсов между абитуриентами при поступлении в учебные заведения и т.п.

Объекты демографической политики - воспроизводство и миграция населения, по существу количественные параметры жизнедеятельности человека.

Основополагающие принципы построения и проведения демографической политики:

определение четко сформулированных целей для построения всех системы управления демографическими процессами;

выработка концепции демографической политики;

изучение общепринятых мировым сообществом норм, их адаптация к условиям конкретной страны, установление границ функционирования демографической политики;

субъектами проведения демографической политики в демографическом обществе выступает не только государство, но другие социальные и общественные институты (конфессии, объединения граждан и т.п.).

Демография в исследовании естественного воспроизводства населения - использует различные методы, основные из которых можно объединить по их характеру в три группы: [9] статистические, математические и социологические.

Статистический метод: объектами наблюдения в демографии являются не отдельные люди или события, но сгруппированные по определенным правилам, однородные в некотором отношении совокупности людей и событий. Такие совокупности называются статистическими фактами. Демография стремится установить и измерить объективно существующие взаимосвязи между статистическими фактами, имеющими отношение к ее предмету, используя для этого методы, также разработанные в статистике, скажем методы корреляционного и факторного анализа. В демографии используются и другие статистические методы, в частности выборочный и индексный методы, метод средних величин, методы выравнивания, табличный и другие.

Процессы воспроизводства населения связаны между собой иногда простыми, иногда довольно сложными количественными соотношениями, что обуславливает применение многих математических методов для измерения одних демографических характеристик по данным о других характеристиках. Граунт открыл возможность на основе данных о числе родившихся и умерших определить численность и возрастной состав населения. Это пример математической взаимосвязи между демографическими параметрами населения. Сегодня в демографии широко используются математические модели населения, с помощью которых на основе фрагментарных и неточных данных, полученных путем непосредственного наблюдения, можно получить достаточно полное и достоверное представление об истинном состоянии воспроизводства населения. В некоторых случаях с помощью математических моделей можно получить более достоверные данные, чем с помощью непосредственного статистического учета. Кстати, к разряду математического моделирования в демографии относятся и уже упоминавшиеся в связи с именем Граунта вероятностные таблицы смертности, а также и демографические прогнозы, которые представляют собой один из видов математического моделирования.

Наконец, в последнюю четверть века (у нас в стране, а на Западе уже более полувека) в демографии все активнее используются социологические методы исследования так называемого демографического поведения, т.е. субъективных установок, потребностей, мнений, планов, принятия решений, действий по отношению к демографическим аспектам жизни людей, семей, общественных групп.

Оценка эффективности демографической политики может строиться на следующих подходах:

выявлении собственно демографической эффективности, при которой оцениваем степень достижения поставленных демографических целей (сокращение убыли населения, создание предпосылок для стабилизации численности населения, оптимизация возрастно-половой структуры, снижение смертности и рост продолжительности жизни, увеличение рождаемости и укрепление семьи, рационализация внутренней внешней миграции и т.п.);

выявлении экономической эффективности (изменение в численности, структуре и территориальном распределении трудовых ресурсов, изменение иждивенческой нагрузки, сокращение безработицы, сокращение экономических потерь от заболеваемости и преждевременной смертности и т.п.);

выявлении социальной эффективности (повышение престижа семьи и детей в обществе, выравнивание условий для содержания и воспитания детей в семьях разных социальных групп и т.п.);

выявлении гендерной эффективности (гендерная симметричность реализуемых мер, соблюдение принципа равных прав возможностей для мужчин и женщин и т.п.).

Расчет же эффективности вводимых мер требующих финансовых затрат, представляет особую сложность. По многим из них в связи с одновременным действием сопутствующих факторов вообще невозможно установить влияние вводимой меры. Причем, если вводятся меры, стимулирующие рост рождаемости, то здесь сама эффективность выступает мерой регламентирующей необходимые затраты. Допустим, вводится мера, стимулирующая рождение второго ребенка. Часть затрат будет сделана вне поля эффективности, т.к. они пойдут на тех детей, которые рождаются независимо от вводимых мер. Если же увеличится количество вторых рождений сверх существующего числа, то это вызовет дополнительные расходы. Но они вызваны будут именно потому, что произойдет прибавка вторых рождений. В этом и будет состоять эффективность вводимых мер.

Оценивая эффективность, а точнее прибавку рождений, надо исключить влияние сопутствующих факторов, таких, например, как структурные сдвиги. В первые годы ХХI века в России повсеместно происходит рост числа рождений за счет увеличения количества женщин наиболее активного репродуктивного возраста (родились в 80 годы, когда ежегодное число рождений составляло 2,3-2,5 млн. человек). Прибавку можно оценить, сопоставив прирост рождаемости в двух близких по составу (демографическому, этническому и т.д.) и условиям жизни населения регионах, в одном из которых были осуществлены меры демографической политики, а в другом - нет.