Понятие и сущность социального партнерства

Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.

Целью социального партнерства является вовлечение как можно большего числа различных организаций в процесс социально-экономического развития общества.

Субъектами социального партнерства являются наемные работники, работодатели и государство, когда оно является работодателем. Соответственно, институтами (организациями), представляющими их интересы, выступают профсоюзы, объединения работодателей, правительство, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. Самые сложные вопросы социально-экономических и трудовых отношений решаются благодаря развитию системы социального партнерства с представителями профсоюзов, предпринимателей, правительства и других властных структур.

Главными принципами социального партнерства являются:

• законность, соблюдение демократических принципов, равноправие сторон;

• социальная справедливость, согласование и защита интересов сторон, полномочность их представителей;

• свобода выбора в обсуждении вопросов, обязательность их исполнения, ответственность сторон; о толерантность, компромисс, консенсус.

В мировой практике существует несколько моделей и типов социального партнерства. Они подразделяются по следующим основаниям:

1). роль и место органов власти в системе социального партнерства;

2). механизм нормативно-правового регулирования договорного процесса;

3). степень участия работников в управлении предприятием, организацией;

4). характер взаимодействия профсоюзных организаций с государственными структурами;

5). особенности взаимоотношений профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей;

6). политическая ориентация системы социального партнерства.

Таким образом, развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.