Понятие инновационных технологий

В соответствии с международными стандартами, инновацию определяют как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальном услугам».

Термин «инновация» был введён в оборот ещё в начале нашего столетия Йозефом Шумпетером, американским экономистом, известным своими работами в области истории экономических учений. Он рассматривал инновации как посредника между изобретением и его внедрением в экономику.

Поиск альтернативных путей обновления России, выхода из мирового экономического кризиса связывается большинством специалистов с широким использованием инноваций во всех сферах жизнедеятельности. Сегодня главными условиями стабилизации экономики страны являются ускорение темпов социального прогресса, включение инновационных ресурсов регулирования социальной сферы, в том числе и средствами социальной работы. Социальная сфера — это область жизнеобеспечения общества, в которой реализуется социальная политика государства, направленная на удовлетворение насущных потребностей населения.

Как показывает опыт наиболее передовых стран, инновации в социальной сфере могут касаться:

  ·   занятости, доходов, качества жизни населения;

  ·   здравоохранения, материнства и детства, жизнесбережения людей;

  ·   всех видов и форм образования;

  ·   культуры и досуга;

  ·   социальной защиты;

  ·   обеспечения прав граждан на жилье;

  ·   общественной безопасности;

  ·   охраны окружающей среды;

  ·   почтовой связи и других коммуникативных каналов;

  ·   работы с беженцами и вынужденными переселенцами;

  ·   общественного попечительства в отношении детей, стариков, инвалидов и малоимущих граждан.

Новые подходы к социальной политике формируются на основе инновационных социальных доктрин, отражающих идеологию рыночной экономики.

Несмотря на то, что идеи экономического и социального развития на основе инноваций стали актуальными недавно, теория инноваций имеет исторические корни и значительную теоретическую базу. Особенностью этой теории является многообразие интерпретаций основных понятий и определений, используемых в ней. Разнообразные подходы к исследованию феномена инновации позволяют всесторонне его рассмотреть, определить понятийный аппарат.

Изучение теории инноваций необходимо начать с рассмотрения основных понятий: «инновация», «новшество», «нововведение», «инновационный процесс», «инновационная деятельность» и ряд других. Понятия «новшество» и «нововведение» являются синонимами и часто используются наряду с понятием «инновация». В то же время некоторые ученые отмечают, что эти термины должны нести различную смысловую нагрузку и употребляться в различных значениях.

Под новшеством понимают элемент или комбинацию элементов, до сих пор неизвестных в рассматриваемой культуре или социальной системе. Еще одним вариантом смыслового выражения понятия «новшество» является термин «новация» (от позднелат. novatio — обновление, изменение), который обозначает что-либо новое, только что вошедшее в обиход, т. е. новшество.

Категория новизна обозначает понятие, которое объединяет в себе субъективные и объективные аспекты понимания и оценки новшества и выражает отношение индивида или общества к результату человеческой деятельности. При этом по отношению к творцу, т. е. создателю чего-либо нового, выделяют следующие разновидности новизны:

  ·   индивидуальную новизну, когда результат деятельности индивида (творца) для общества не является новым, однако представляется таковым в субъективном, индивидуальном, чисто психологическом смысле;

  ·   локальную, или групповую, новизну, когда результат творческой деятельности является новым лишь для определенной группы людей;

  ·   региональную новизну, когда новое распространяется в пределах отдельного региона, страны или государства;

  ·   объективную, или всемирную, новизну, когда новое признано всем мировым сообществом.

Категории нововведение и инновация являются фактически синонимами, производными от понятий «новшество», «новация», «новизна». Достаточно часто нововведения рассматривают как процесс изменений, связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моделей) материальной и нематериальной культуры в определенной социальной системе.

Категория «инновация» является областью изучения социогуманитарных наук, которые рассматривают этот феномен в различных аспектах. Так, в экономической теории под инновацией понимается прибыльное использование научно-технических достижений посредством организации производства новых потребительных стоимостей.

С точки зрения менеджмента инновация - мощный инструмент предпринимательской деятельности, механизм саморазвития предприятия. Различают два вида инноваций: нормативные (заказные) и инициативные (пионерные). Нормативные инновации реализуют имеющиеся потребности; инициативные инновации требуют формирования новых рынков.

В философском плане инновация - это элемент качественного изменения системы, перевод, причем контролируемый, из одного состояния в другое (в системе создаются новые стабильные элементы).

В настоящее время в научной литературе нет общепринятого определения инноваций. В наиболее абстрактной форме определение инноваций дал английский профессор В. Р. Спенс. «инновация - это нечто совершенно новое применительно к конкретной ситуации, что можно использовать, когда мы начинаем осознавать это».

В различных научных изданиях можно встретить множество определений понятия «инновация», что обусловлено многоаспектным ракурсом его рассмотрения. Краткий обзор некоторых определений этого термина представлен в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Различные подходы к определению понятия «инновация»

Определение

Источник

«Нововведения — это те видимые средства, с помощью которых научные открытия превращаются в социальные или экономические изменения» Терпецкий Н. Управленческие нововведения: характеристика, планирование, внедрение. — Вильнюс, 1985. — С. 1.
«... Инновация (нововведение) является скорее экономическим или социальным понятием, нежели техническим... Таким образом, получается, что цель инновационного решения — повысить отдачу на вложенные ресурсы. В преломлении современной экономической мысли нововведение определяется как явление, лежащее в сфере спроса, а не предложения, т. е. оно изменяет ценность и полезность, извлекаемые потребителем из ресурсов» Дракер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. — М., 1992. — С. 46.
«Под термином нововведения в организациях понимают любое целенаправленное, позитивное и прогрессивное изменение материальных и нематериальных элементов (параметров) организации, т. е. любое изменение, которое способствует развитию, росту и повышению эффективности работы данной организации» Перлаки И. Нововведения в организациях. — М., 1980. — С. 12.
«... Нововведения есть генерирование, принятие и внедрение новых идей, процессов, продуктов и услуг» Томпсон В. Управленческие нововведения в США: проблемы внедрения. — М., 1986. — С. 27.
«Нововведение есть такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, поселение, общество и т. д.) новые относительно стабильные элементы.... Нововведения же суть процесс, то есть переход некоторой системы из одного состояния в другое» Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. — М., 1989. — С. 29.
«Инновация», «нововведение»... - процесс, в ходе которого научная идея доводится до стадии практического использования и начинает давать экономический эффект

Нововведение (инновация) - означает процесс создания и внедрения новшеств»

Титов А. Б. Характеристика и принципы классификации инноваций: Препринт. — СПб., 1998. — C. 4.
«Инновации (новшества) подразумевают освоение новой продуктовой линии. основанной на специально разработанной оригинальной технологии, которая способна вывести на рынок продукт, удовлетворяющий не обеспеченные существующим предложением потребности» Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инновации. — М., 1997. — С. 163.
«Под инновацией (нововведением) обычно подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам как в производственной, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии. Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации» Уткин Э. А., Морозова Г. И., Морозова Н. И. Инновационный менеджмент. — М., 1996. — С. 4.
«Инновация — это новшество, нововведение, применяемое в области технологии производства или управления какой-либо хозяйственной единицы, это идея, доведенная до практического применения» Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: учебник для вузов/под ред. проф. Б. В. Прыкина. — М.,

1998. — С. 250.

«Инновация — это любое целенаправленное, позитивное изменение материальных и нематериальных элементов организации, т. е. изменение, способствующее развитию и повышению эффективности данной организации» Санто Б. Инновации как средство экономического развития: пер. с анг. — М., 1990. — С. 100.
«Инновация — создание, распространение и применение нового средства (новшества), удовлетворяющего потребности человека и общества, вызывающего вместе с тем социальные и другие изменения» Социальные технологии. Толковый словарь. — М.; Белгород, 1995. — С. 44.
«Инновация — совокупный продукт качественных изменений, созданных в ходе реализации новшества (идеи) и способности стать частью или целым процесса управляемого развития» Пузиков А. Е. Социальные инновации и социальная работа / Отечественный журнал социальной работы. — 2003. — №2. — С. 17.

Несмотря на его абстрактность, это определение включает три важных момента:

1.  Инновация - это новое явление для людей, которые имеют какое-то отношение к этому явлению;

2.  Инновация - осознанное нами новое явление;

3.  Инновация - такое новое явление, которое можно использовать.

Таким образом, инновации - это усовершенствования, обеспечивающие экономию затрат, создающие условия для увеличения прибыли или снижения цены и создающие дополнительный потребительский спрос.

Классификация инноваций:

Все виды инноваций условно можно разделить на следующие три группы:

Продуктовые инновации:

- в товаре;

- в услугах.

Социальные инновации:

- в рынках и поведении покупателей;

- в поведении сотрудников;

- в развитии личности сотрудников.

Менеджерские инновации:

- в технологии управления;

- в организации производства;

- в организационных структурах управления;

- в функциях и методах управления;

- в технике управления.

Исследование содержания инновационных процессов и особенностей венчурной деятельности позволяет прийти к выводу о необходимости формирования специальных организационно-экономических механизмов поддержки малых венчурных, инновационных и технологически ориентированных фирм. Сложилась ситуация, при которой увеличение средств, выделяемых на научно-технологическую деятельность, не приводит к адекватному повышению экономического потенциала и эффективности хозяйствования. Проблема может быть решена путем формирования инфраструктуры, поддерживающей инновационные процессы, венчурную деятельность и создающей благоприятные условия для развития малых форм в научно-технической сфере[1].

Применение нового понятия «инновационная инфраструктура» обусловлено рядом причин. Во-первых, только относительно недавно технологическое развитие достигло такого уровня, при котором стало возможно реально эффективно формировать инновационную инфраструктуру. Во-вторых, возникла экономическая необходимость в технологическом трансфере, коммерциализации результатов научно-технических разработок, создании других механизмов доведения высоких технологий и научно-технической продукции до конкретного потребителя. В-третьих, уровень сделанных ранее теоретических разработок позволил предложить новые методические подходы к решению поставленных задач.

Инновационная инфраструктура играет особую роль в распределении риска между участниками инновационного процесса.

С целью снижения риска целесообразно использовать методы анализа риска по отношению не к отдельным проектам, а к их совокупности, сформированной по определенным критериям, т. е. портфелю проектов. Оценка портфеля проектов позволяет снизить степень неопределенности. Такая оценка позволяет снизить не только техническую неопределенность, но и коммерческую. Особой оценке подвергаются высокотехнологичные проекты со значительными затратами на научные исследования и разработки. Это заставляет особенно тщательно искать пути снижения затрат на разработку и издержек на производство и коммерциализацию, а также внимательно обосновывать минимально возможные объемы выпуска высокотехнологичной продукции[2].

По мере продвижения по фазам инновационного цикла и уточнения получаемых данных необходимо снова проводить оценки проектов, их обеспеченность имеющимися ресурсами, принимать решения о прекращении разработки отдельных проектов и их корректировке в соответствии с требованиями рынка. Таким образом, в процессе оценки проектов по мере продвижения по фазам инновационного цикла можно снизить степень технического и коммерческого риска, при оценке в «контрольных точках», уточняя информацию и изменения, происходящие на рынке в целом и особенно в сегменте, на который ориентируется проект.

В условиях трансформационного общества инновационная инфраструктура должна способствовать вхождению науки в рыночную среду, развитию предпринимательства в научно-технической сфере, поэтому ее формирование во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры. В целом инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективной аккумуляции и распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности технологического трансфера, коммерциализации научно-технической продукции в условиях повышенного риска[3].

В задачи инновационной инфраструктуры входят:

- отбор проектов на основе системы объективной экспертизы;

- создание благоприятных стартовых условий для развития малых инновационных технологически ориентированных фирм;

поддержка венчурных проектов;

- система участия в разработке перспективных научно-технических направлений;

- поддержка механизмов взаимодействия с крупными центрами (в том числе типа франчайзной системы).

- формирование материально-технической базы для создания и развития малых инновационных фирм, включая лизинг высокотехнологичного оборудования;

- аккумуляция финансовых ресурсов, создание инновационных, инвестиционных, венчурных фондов, инновационных банков и др.;

- создание информационных сетей, обеспечивающих развитие малых фирм, возможность их подключения к международным сетям;

- получение высококвалифицированного консалтинга, инжиниринга, аудита, рекламы, экспертных услуг с целью создания конкурентоспособной наукоемкой продукции, высоких технологий и продвижения их на рынок, в том числе мировой;

- развитие страхования инновационных проектов, государственное страхование иностранных инвестиций, вкладываемых в развитие инновационной деятельности;

- помощь в получении информации об иностранных партнерах, заключении контрактов, в том числе международных, подаче заявок в международные фонды и организации, участие в международных программах;

- помощь в проведении конверсии;

- обучение предпринимательству в научно-технической сфере.

Базируясь на данных положениях, формируется инновационная инфраструктура, состоящая из следующих взаимоувязанных элементов:

1. Организационные структуры (администрация малого инновационного бизнеса или комитет по науке и технологии, союзы и ассоциации предпринимателей и т. д.), обеспечивающие поддержку малых научных и инновационных фирм. Основные их функции заключаются в разработке и реализации программ поддержки и развития инновационной деятельности, соответствующих законодательных актов, определении ее места в общей стратегии развития; обосновании потребности в материальных и финансовых ресурсах, государственных средствах, необходимых для реализации поставленных задач; создании механизма взаимодействия малых инновационных фирм с крупными организациями, участии в республиканских программах, косвенном воздействии на инновационные процессы (льготное налогообложение, финансирование, кредитование, создание специальных фондов и т. д.).

2. Финансово-кредитные институты, обеспечивающие аккумуляцию ресурсов и их распределение по субъектам инновационной деятельности, а также финансовую поддержку перспективных проектов (создание инновационных, инвестиционных, венчурных фондов, банков и др.).

3. Страховые компании, фирмы, обеспечивающие снижение потерь от рисковых операций, а также привлечение инвестиций в научно-техническую сферу.

4. Информационные сети, позволяющие определить перспективные направления развития инновационной деятельности, технологический трансфер, коммерциализацию результатов научно-технических разработок.

5.  Система сервисного обслуживания инновационных фирм, осуществляющих экспертизу проектов, консалтинг, инжиниринг, аудит, контроллинг, рекламу и другие услуги.

6.  Различные формы обучения предпринимательству в научно-технической сфере (учебные заведения, специальные курсы обучения, факультеты, семинары, симпозиумы и т. д.).

Кардинальные преобразования, происходящие сегодня в России, затрагивают все сферы деятельности. Проблема эффективного использования достижения науки и техники не исчезает в ходе осуществления рыночной реформы. Для многих российских предприятий, столкнувшихся с вопросом конкуренции, выживаемости в условиях рынка, именно инновационная деятельность, ее результаты являются главным условием успеха и эффективности. Поэтому участники рыночных отношений, прежде всего, те из них, которые занимаются производством, для обеспечения своей текущей и перспективной конкурентоспособности обязаны самостоятельно и целенаправленно формировать и осуществлять научно-техническую политику.

Нововведение - это результат инновационного процесса. Инновационный процесс - это не просто внедрение чего-либо нового, а такие изменения в целях, условиях, содержании, средствах, методах, формах организации производственного и управленческого процессов, которые:

  ·  обладают новизной;

  ·  обладают потенциалом повышения эффективности этих процессов в целом или каких-то их частей;

  ·  способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на внедрение новшества;

  ·  согласованы с другими осуществляемыми нововведениями. Качество реализованных нововведений существенно зависит от того, как организован инновационный процесс.

Инновационный процесс в первом приближении рассматривается как процесс преобразования входов (ресурсов, информации и др.) в выходы (новые товары, новые технологии и т.п.). Данный подход основан на предположении, что процесс нововведения, сопряженный с творческой деятельностью, изначально является иррациональным и неорганизованным.

Общепризнанной моделью процесса нововведения является цепная модель (chain-link model) Клайна-Розенберга.

Цепная модель разделяет инновационный процесс на пять стадий. На первой стадии идентифицируется потребность на потенциальном рынке. Вторая стадия начинается с изобретения и/или создания аналитического проекта нового процесса или товара, который, как планируется, удовлетворит найденную потребность. На третьей стадии происходит детальное проектирование и испытание, или фактическая разработка инновации. На четвертом этапе появляющийся проект перепроектируется и в конечном счете попадает в полномасштабное производство. Заключительная пятая стадия представляет инновации на рынок, инициируя маркетинговую и распределительную деятельность[4].

Интегрированная модель инновационного процесса, появившаяся в практике компаний во второй половине 80-х годов, обозначила переход от рассмотрения инновации как преимущественно последовательного процесса к пониманию инновации как параллельного процесса, включающего одновременно элементы исследований и разработок, разработки прототипа, производства и т.д.

Важнейшими особенностями данной модели стали интеграция НИОКР с производством (например, соединенные системы автоматизированного проектирования и гибкие производственные системы), более тесное сотрудничество с поставщиками и передовыми покупателями, горизонтальное сотрудничество (создание совместных предприятий, стратегических альянсов), а также создание межфункциональных рабочих групп, объединяющих технологов, конструкторов, маркетологов, экономистов и др.

Инновационный процесс в модифицированной модели Р. Росвелла является не только межфункциональным, но также носит мультиинституциональный, сетевой характер. Одна из попыток визуализации пятого поколения инновационного процесса - его нелинейная модель представлена в работе. Она отражает взаимодействие основных институтов (сама компания, ее поставщики, конкуренты, потребители), результатом которого становится инновация.

В модели Купера инновационный процесс разделен на предопределенный ряд этапов, каждый из которых включает набор конкретных действий. Важно отметить, что этапы в данной модели «межфункциональны» (к примеру, нет этапа маркетинга или исследований и разработок). В то же время каждая фаза состоит из набора параллельных действий, осуществляемых людьми из разных функциональных сфер фирмы, работающих вместе как команда и имеющих своего лидера.

В целом модель Купера содержит элементы управления инновационным процессом. К ее недостаткам следует отнести невозможность возврата проектов на более ранние этапы[5].

За последние 50 лет процесс нововведения значительно эволюционировал и сегодня имеет сложный многоаспектный характер.

В качестве источников инновации на данном этапе могут выступать научные исследования (открывающие новые знания), потребности рынка, существующие знания (внешние для компании), полученные в процессе обучения на собственном опыте знания и др. Некоторые компаний сейчас сами формируют спрос (будущие потребности) на свои будущие товары. Относительная роль различных источников инноваций значительно отличается для разных компаний и отраслей, зависит также от стадий их жизненных циклов[6].

Современный инновационный процесс имеет сложный многоаспектный характер. Применение той или иной модели инновационного процесса в большой степени зависит от системы макро- и микроэкономических условий деловой активности конкретных экономических агентов - участников современного инновационного процесса.

В настоящее время для принятия инновационных решений применяется метод проектного управления, так называемый Project Management.

Основные принципы этого метода приведены на схеме (рис. 1).

Схема метода проектного управления «Project Management»

Рис. 1 Схема метода проектного управления «Project Management»

Суть метода состоит в представлении любого целевого изменения действующей системы как проекта - долгосрочного инвестирования в реальные активы, реализация которого связана с затратой времени и средств. Процесс этих изменений, осуществляемых по определенным правилам в рамках установленного бюджета и временных ограничений, представляет собой управление проектами[7].

В России этот метод немного видоизменили и дополнили с учетом российской экономики. В нашей стране он носит название программно-целевого метода управления инновационными программами.

Важной особенностью данного вида управления является комплексность подхода к реализации задачи и привлечению высококвалифицированных специалистов. При этом следует отметить центральное звено управления. Данный подход позволяет получить максимальный результат и учесть все возможные риски, а также минимизировать потери.