Понятие корпоративного регулирования

Корпоративное регулирование – комплекс мер и правил, которые помогают акционерам контролировать руководство компании и влиять на менеджмент с целью максимизации прибыли и стоимости предприятия.

Сегодня в России осуществлено главное условие рыночных преобразований - имеет место реальное многообразие форм собственности, среди которых наиболее значительной и перспективной является корпоративная форма организации производства и предпринимательства. Корпоративная форма социальной жизни и хозяйственной деятельности в России стала одной из составляющих многоукладной рыночной экономики. Она еще не доминирует, но ее удельный вес в экономике страны приближается к пятидесяти процентам[22].

В настоящий момент в российской экономике имеет место целый ряд аргументов, выступающих в пользу стимулирования создания корпоративных структур. Среди тех, которые лежат на поверхности следует отметить:

1. Объединение огромного количества самостоятельных субъектов хозяйствования в небольшое число корпоративных структур с точки зрения государственного управления экономикой страны объективно способствует снижению инфляционного роста цен, увеличивает предсказуемость динамики цен и т.п.

2. Концентрация капитала в корпорациях повышает эффективность регулирования рыночной экономики с помощью финансовых методов.

3. Создание сильного корпоративного сектора сокращает потребность в государственных предприятиях с социально ориентированной программой производства (например, госзаказ оборонного комплекса).

4. Корпоративная форма предпринимательства без вмешательства государства обеспечивает быстрый процесс оптимизации экономической деятельности в различных отраслях экономики.

5. Повышается инновационная активность в экономике, к.т. инновационная деятельность традиционно относится к приоритетным направлениям работы корпораций.

6. Усиливаются позиции на рынке отечественных производителей, объединенных в корпорации.

7. Корпоративные структуры имеют больше возможностей для интеграции в мировую экономику.

Таким образом, большая роль и социально-экономическая значимость корпоративного сектора в структуре экономики резко актуализирует проблему организации государственного регулирования корпоративного сектора экономики. Пришло время говорить об этом как о целостном системном процессе, поставленном на строго научную основу. Корпоративный сектор является относительно новым сектором российской экономики, который порождает принципиально новые отношения в экономической деятельности. Он включает в себя целый ряд специальных, специфических организационных структур и атрибутов, таких как, собрание акционеров, пакет акций, дочерняя компания и многое другое. С этим связано также возникновение целого пласта новых экономических правонарушений и преступлений[23].

Суть корпоративного регулирования заключается в том, чтобы дать акционерам возможность эффективного контроля и мониторинга деятельности менеджмента и тем самым способствовать увеличению капитализации компании. Этот контроль подразумевает как внутренние процедуры управления, так и внешние правовые и регулирующие механизмы. Акционеры хотят четко знать, какую именно ответственность перед ними несут высшие должностные лица компании за достигнутые результаты. Инвесторы хотят понимать, будет ли у них реальная возможность влиять на принятие важных решений.

Проблема корпоративного регулирования возникла с появлением крупных корпораций на рубеже XIX–XX вв., когда стал происходить процесс разделения права собственности и управления этой собственностью. До этого рокфеллеры и морганы были полновластными хозяевами предприятий и держали в своих руках как исполнительные, так и контрольные функции.

В начале 30-х годов собственники стали расширять сферы своей деятельности, и им пришлось передавать исполнительные функции другим лицам. Наемным исполнителям высшего звена доверили право принятия решений не только по текущим, но и по стратегическим вопросам. Как только это произошло, стал очевиден конфликт интересов управленцев и акционеров.

Акционерам был нужен рост капитализации, а топ-менеджерам – солидный статус, высокая зарплата и бонусы. История корпоративного регулирования – история противостояния интересов этих основных сторон.

Играя на разногласиях между интересами акционеров, топ-менеджеры сконцентрировали контроль над корпорацией в своих руках.

Проблема государственного регулирования экономики - вечная проблема, как вечен и постоянен процесс общественного производства. Каждый раз здесь актуализируется лишь новый объект регулирования. Задача ученого - во всем многообразии форм и явлений выбрать то главное, которое действительно является «болевой точкой» современного развития. В настоящий момент таковым является российский корпоративный сектор.

В России корпоративный сектор экономики является самым мощным среди остальных форм хозяйствования. Но следует отметить, что отечественные акционерные общества не в состоянии использовать все свои возможности и преимущества. Причины этого лежат в корпоративных конфликтах, большинство из которых возникает по причине несовершенного законодательства, и неразвитого фондового рынка России. Так же причины кроются в основе становления корпоративного сектора, а именно – особенностях приватизационных процессов и постприватизационного периода.

В большинстве отечественных исследований корпорациями называют хозяйственные общества, имеющие статус юридического лица, созданные путем объединения собственности его основателей и выпуска на сумму стоимости этой собственности акций. Корпорация является экономически интегрированной системой, которая состоит из социально-экономических процессов и связей, составляющих ее структуру. Корпорации присуще наличие объединяющей идеи и целей, среди которых выделяют: максимизацию прибыли, повышение эффективности производства, усиление конкурентоспособности, рост экономического потенциала и финансовых ресурсов. Стратегической целью функционирования корпорации является увеличение ее рыночной стоимости[24].

Корпоративное регулирование - это процессы регулирования собственником своих корпоративных прав с целью получения прибыли, управления корпоративным предприятием, возмещения затрат через получение части собственности в случае ликвидации, возможных спекулятивных операций с корпоративными правами. Такое определение в большей степени характеризует деятельность одного из собственников акционерного общества направленную на получение денежного дохода. Но управление корпорацией это процесс гораздо более широкий, имеющий своей целью повышение уровня конкурентоспособности корпорации, обеспечение комплексного использования имеющихся ресурсов, координацию социального партнерства, и нацеленность на потребителя. Таким образом, корпоративное регулирование – это процесс направленный на достижение стратегических целей корпорации, и только в последнюю очередь на распределение среди собственников результатов деятельности организации.

Нетрудно увидеть, что участники дискуссии о современном корпоративном регулировании часто понимают различным образом сами термины «корпоративное регулирование» и «корпорация», что создает путаницу и недоразумения. Особенно это проявляется в русскоязычной среде. Один из источников различных недоразумений связан с обозначением в русском языке английских слов «management» и «governance» одним словом «управление». В этих условиях довольно сложно создать терминологию, которая бы точно и однозначно разделяла сферу менеджмента и корпоративного регулирования.

Другим источником недоразумений является термин корпорация, который иногда трактуется очень широко, а иногда понимается достаточно узко, как одна из форм ведения бизнеса.

Существует казус с термином директор. Официально в Российском законодательстве закреплен термин «совет директоров», но при этом в совете не »директора», а «члены совета директоров». В русском языке исторически сложилось, что термин «директор» обозначает высшую исполнительную должность и относится к сфере менеджмента. Термин «директор» в английском языке обозначает именно члена совета директоров и относится к сфере корпоративного управления. Неустоявшаяся и противоречивая терминология свидетельствует лишь об одном. В сфере корпоративного регулирования много проблем, как практического, так и методологического плана[25].