Понятие политического лидерства

Политическое лидерство - это постоянное и легитимное влияние индивида, занимающего властные позиции, на группу, организацию, общество в целом.

Среди различных форм лидерства политическое лидерство занимает особое положение и обладает рядом специфических особенностей:

      ·    политическое лидерство носит в целом опосредованный характер. Взаимодействие политического лидера и общества осуществляется через посредство различных институтов: политические партии, органы государственного управления; СМИ и т.д.;

      ·    современное политическое лидерство многолико. За деятельностью одного лидера скрывается сложная структура и деятельность многих людей. Т.е. лидерство можно рассматривать как свойство отдельной личности, но в действительности оно есть результат коллективных действий;

      ·    политическое лидерство включает, с одной стороны, неформальный аспект (общественное признание возможностей лидера выполнять свою роль основывается на авторитете), а с другой - формальный аспект (приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывающееся на положении в общественной иерархии).

Типы лидерства

Многообразие выполняемых политическим лидером задач, условий их осуществления находит свое отражение в его типологии.

Классической является типология политического лидерства М. Вебера. Он выделил следующие типы:

1)        традиционный означает, что люди занимают лидерское место в связи с действием определенных традиций и обычаев в обществе;

2)        рационально-легальный, при котором лидер получает свой статус в связи с действием определенных политических процедур и механизмов (выборов);

3)        харизматический, предполагающий наличие у соответствующих лиц большого авторитета среди населения.

Классификация М. Херманна указывает следующие типы:

1)        лидер-знаменосец, обладающий высоким общественным престижем;

2)        лидер-торговец, воплощающий стиль поведения, позволяющий ему вести торг по обмену услуг на поддержку;

3)        лидер-служитель, успешно действующий во имя интересов населения;

4)        лидер-пожарник, демонстрирующий умение действовать в условиях кризисов;

5)        лидер-марионетка, зависимый от воли и интересов своего ближайшего окружения.

По отношению к власти выделяют оппозиционных и властвующих лидеров.

1)        Оппозиционное лидерство проявляется в двух разновидностях:

      ·    конфронтационно-оппозиционный лидер - непримиримый противник существующей власти (чаще имеет место в авторитарной и тоталитарной политических системах);

      ·    конструктивно-оппозиционный лидер, критикуя существующую власть, ориентирован на легитимные механизмы прихода к власти и не намерен в случае успеха резко менять политический курс.

2)        Среди властвующих лидеров выделяют 2 подтипа:

      ·    лидер эгоцентрического типа ориентирует власть на себя как источник личного преуспевания, влияния, известности;

      ·    лидер социоцентрического типа главный смысл деятельности видит в служении обществу.

Также политических лидеров различают по масштабу деятельности (общенациональные и региональные); стилю поведения (авторитарные и демократические); отношению к социальным изменениям и реформам (консерваторы, реформаторы, революционеры) и т.д.

Функции лидера

Разнообразие типов лидеров во многом объясняется богатством направлений их деятельности, широким кругом решаемых задач. Характеристика этой стороны политического лидерства неразрывно связана с рассмотрением функций, выполняемых политическими лидерами.

1)        Аналитическая функция предполагает глубокий м всесторонний анализ сложившейся ситуации, изучение совокупности объективных и субъективных факторов политической жизни, разработка программы действий, обоснование стратегических приоритетов и тактических способов их достижения.

2)        Организаторская функция - мобилизация масс на реализацию политических программ и целей, сплочение сторонников, объединение усилий различных слоев населения, формирование команды помощников, планирование политических действий, регулирование и контроль за ходом преобразований.

3)        Интегративная функция - объединение и согласование различных социальных интересов на основе общих целей, ценностей и идеалов, консолидация разного рода общественных и политических сил.

4)        Новаторская функция - внесение новых, конструктивных идей, инициирование обновления. Примерами крупных инновационных концепций и программ могут быть "Новый курс" Ф. Рузвельта, концепция "народного капитализма" М. Тэтчер.

5)        Коммуникативная функция заключается в обеспечении устойчивой связи между властью и различными социальными группами.

6)        Функция гаранта справедливости, законности и порядка в большей степени характеризует общенационального политического лидера.

Успех политического лидера - это не только следствие четкого выполнения им своих функций, но и результат продуманного и целенаправленного использования возможностей политического потенциала.

С учетом такого рода функций политическое лидерство можно определить как особый институт власти, позволяющий отдельному лицу (группе лиц) за счет обладания решающими полномочиями в процессе принятия решений в масштабах государства (партии, движения, региона) и наличия авторитета проводить определенную политическую линию.

Предмет социологии раскрывается на двух уровнях - макро и микро. Принадлежность ряда явлений к первому или второму уровню представлены в таблице.

Макроуровень Микроуровень
Межнациональный конфликт по масштабности является одним из самых крупных конфликтов, субъектами которого являются национальные государства. Поэтому предотвращение либо разрешение открытых противоречий - это задача не только политической элиты, но и общества в целом. Развод. Семью в обществе можно рассматривать, с одной стороны, как социальный институт, а с другой - это все же малая группа, имеющая свои закономерности развития. Распад, как и создание, семьи осуществляются в социальном смысле, и семейные отношения составляют микромодель социальных отношений.
Революция - явление крупномасштабное. Коснуться только одного индивида или группу лиц это событие не может, так как оно предполагает фундаментальное и кардинальное переустройство всей общественной системы. Забастовка как социальное явление раскрывается на микроуровне, так как здесь изучаются отношения на уровне взаимодействия "работодатель-подчиненные". Сфера исследования ограничивается определенной группой лиц и специализируется на закономерностях развития и функционирования одного конкретного субъекта - организации, где произошла забастовка.
Выборы президента страны следует рассматривать как макромодель социальных отношений, являющейся неотъемлемой частью политических процессов в демократическом обществе посредством предоставления возможности каждому путем голосования реализовывать свои интересы. Ссора друзей. Для социологии такое явление представляет интерес с точки зрения межличностного взаимодействия людей. Предметом изучения выступает их поведение, эмоции на микроуровне, т.е. относительно узкой группы людей, а не общества в целом.
Сокращение числа поступающих в вуз. Образование характеризуется как общественный макроинститут в силу его высокой значимости и как показатель уровня воспитания и обучения человека, общества. Качественное образование выгодно не только для одного человека, но и для общества в целом. От уровня образования зависит квалификация трудовых кадров и как следствие состояние экономики в целом. Поэтому решение проблемы по увеличению численности абитуриентов должно затрагивать все общество. Семейный конфликт не относится к крупномасштабным социальным проблемам. Исследование тенденций развития семейно-брачных отношений, в том числе конфликтов в семье, затрагивает лишь отдельные ячейки общества и направлено на выявление их возможных причин, возможностей расширения конфликта либо его разрешения.
Борьба классов. Противоречия, возникающие вследствие социального и экономического неравенства, порождают социальную нестабильность во всем обществе, провоцируют появление волну массовых недовольств и требуют политического разрешения проблемы.
Инфляция - макроэкономический показатель экономики государства, характеризующие нарушение закона денежного обращения в стране, сопровождающегося негативными социально-экономическими последствиями.