Понятие социального настроения, его природа

Понятие социального настроения формировалось в рамках различных направлений социологии и психологии, поэтому его трактовки весьма неоднозначны. Часть исследователей понимает под социальным настроением определенные эмоциональные состояния или чувства. Эмоции связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами. Так, по мнению Б. Ф. Поршнева, «социальное настроение – это эмоциональные состояния, связанные с осуществлением или неосуществимостью, с разными фазами борьбы за осуществление тех или иных надежд и чаяний, помыслов и замыслов. Социальное настроение – это эмоциональное отношение к тем, кто стоит на пути, кто мешает, – или, напротив, кто помогает воплощению желаемого в жизнь».

Более полное определение, которое также можно отнести в данную группу, предложил Б. Д. Парыгин: настроение – исключительно сложное, многогранное и вместе с тем очень значимое социально-психологическое образование. В узком смысле под настроением принято понимать относительно устойчивое и слабо выраженное или угасающее чувство. Парыгин считает, что «понятие «настроение» следует употреблять в более широком смысле для обозначения как эмоционального состояния, так и общего настроя, направленности, ориентации всех проявлений психики индивида или социальной группы».

По мере изучения феномена социального настроения, акцент все чаще стал делаться на его общественной природе. Социальное настроение стало определяться как состояние общественного сознания. Например, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский определяют «общественное настроение, как преобладающее состояние сознания тех или иных социальных групп в определенный период времени».

Социальное настроение как состояние общественного сознания тесно связано с ценностными установками. Некоторые ученые, например, проф. О. А. Хасбулатова и проф. Л. С. Егорова определяют социальное настроение через призму определенной ценностной установки и раскрывают его через понятие жизненной стратегии.

Наиболее полно раскрывает природу и сущность социального настроения Ж. Т. Тощенко. По его мнению, «социальное настроение – целостная форма жизнеощущения, доминантная форма реально функционирующего общественного сознания и поведения, отражающая уровень, продолжительность и степень эмоционально-рационального восприятия индивидом, социальной группой и населением, различными организациями и институтами социальных установок, социальных целей и интересов, формирующихся под воздействием реальных экономических, политических и духовных процессов и в потенции реализуемых (или не реализуемых) в процессе практической деятельности». Социальное настроение объективно выступает определяющим, интегрирующим показателем уровня благополучия, социальной устроенности или неустроенности общества.

Таким образом, упрощенно можно сказать, что социальное настроение – это настроение по отношению ко всему, что происходит в обществе. Оно является важной, если не определяющей характеристикой общественного сознания. Социальное настроение как социально-психологическое образование является, прежде всего, продуктом духовно-практического освоения мира. Оно складывается под воздействием всей информации, которая поступает в его мозг в единицу времени. Социальное настроение отражает действительность, реальность, исходя из содержания коренных интересов субъекта, его конечных целей и идеалов. Поэтому, в зависимости от характера, пола, возраста и жизненного опыта людей наиболее значимой может оказаться совершенно различная информация. Социальное настроение, следовательно, проявляет себя как функциональная единица социального, психосоциального и психосознательного освоения действительности. Роль социального настроения состоит в том, что оно способно выступать в одних случаях в качестве ускорителя, катализатора, а в других, наоборот, в качестве сдерживающего рычага социальной деятельности индивидов и социальных групп. Это, в свою очередь, зависит от очень многих обстоятельств, охватывающих всю совокупность политических, экономических, социальных и духовных процессов, от структуры психики личности, темперамента, ценностей и убеждений индивида, а также, от отношений между людьми. Социальное настроение, как важнейшее проявление общественного сознания, участвует в регулировании как отдельных поступков, действий людей, так и функционирования социальных групп, общественных институтов.

Наряду со статическим, социальное настроение обладает динамическим измерением, которое определяет не только его изменяющиеся элементы, стадии и формы, но и его сущность. Настроение может быть в известный момент то смутным, неопределенным бессознательным, то стать определенным осознанным. Оно нередко носит скрытый характер, но всегда со временем выливается в действие, сказывается на поведении различных социальных групп и классов общества. Одной из причин исключительной подвижности общественных настроений является зависимость настроений от изменения в системе объективных социальных условий и отношений. Таким образом, социальное настроение служит промежуточным звеном между объективным миром и человеческой деятельностью в процессе преобразования мира и самого субъекта деятельности.

Анализируя социальное настроение, следует обратить внимание и на то, что оно по своей сути представляет эмоционально-рациональное состояние. С одной стороны, в социальном настроении присутствуют знания и информация о процессах, происходящих в обществе, а с другой стороны, социальное настроение выражает эмоциональное отношение к этим событиям и процессам, к деятельности тех, кто стоит на пути (или кто содействует) реализации социальных целей, способствует или сопротивляется воплощению желаемого в жизнь. Например, это может быть отношение к деятельности органов управления, отношение к решениям, принимаемым на федеральном и региональном уровне.

Настроения могут изменяться под влиянием целенаправленного воздействия. Если на одном конце настроение смыкается с действием, то на другом конце – с убеждением, пропагандой. Через социальное настроение можно влиять на общество и руководить его действиями.

Таким образом, говоря о феномене социального настроения, необходимо отметить ряд его сущностных черт.

—      оно носит результирующий характер, вбирающий в себя одновременно влияние как объективных условий, так и субъективных факторов, образующих некий сплав эмоций, чувств, умонастроений, ценностных ориентации и установок;

—      оно «отражает» предшествующий опыт, и дает возможность делать выводы и получать уроки на будущее;

—      это «неотложенное», актуализированное реальное сознание, которое управляет жизнью человека именно в данный момент времени;

—      это тот элемент функционирующего сознания, который означает практическую готовность к действию и является непосредственным предшественником и даже компонентом поведения;

—      это еще и фон, который «окрашивает» жизнь людей, показывает с высокой степенью вероятности направленность их поведения и помогает спрогнозировать возможность усиления позитивных и ослабление негативных аспектов общественного сознания;

—      оно, по сути, представляет целостную характеристику, в которой в интегрированном виде воплощаются все или основные формы восприятия действительности с позиции определенной ценностной установки, что в свою очередь можно назвать жизнеощущением.

Итак, социальное настроение формируется в процессе освоения действительности и затем влияет на эту действительность. Именно поэтому оно играет важную роль в жизни, как целого общества, так и отдельного индивида.