Понятие социального процесса

Понятие «социального процесса» надлежит разграничить от понятия «социального явления», широко распространенного в социологической литературе. Социальный процесс имеет более выраженную временную составляющую, придающую объективированный характер исследуемому объекту, позволяя рассматривать все свойства последнего в зависимости от времени. Психическое сопровождение социальных процессов, присущее социальным явлениям, отходит при этом на второй план [12].

Люди постоянно пребывают включенными на разных ролях, с разным статусом и функциями в многочисленные и наслаивающиеся друг на друга процессы – социальные, экономические, политические, демографические, культурные, цивилизационные, экологические. Не все эти процессы имеют одинаковую значимость, каждый из них имеет свою интенсивность, длительность, субъектный охват и прочее. Одни из этих процессов оказываются в центре внимания человека, другие воспринимаются как малозначительные, или как само собой разумеющиеся, другие вовсе ускользают от неспециализированного наблюдения. Данное различие является основание для различия процедур актуализации текущих процессов, среди которых различают две основные формы: практическую и когнитивную [10].

Практическая актуализация процессов предполагает низкую степень рефлексии с ориентацией на ценностные и ситуационные способы фиксации этих процессов. В ходе практической актуализации социального процесса человек склонен переживать его последствия для себя посредством ряда стратегий: полного игнорирования, адаптации, открытого противодействия и целенаправленного ухода. Избирая конкретную стратегию своего отношения к процессам, человек сознательно определяет их значимость для себя – занижает или завышает ценность конкретного процесса, ранжирует по значимости процессы исходя из своих представлений о себе, о мире и обществе, опираясь на предшествующий опыт и прочее. Ставя перед собой личные цели, человек стремится подчинить их логике внешние изменения, причем стратегии подчинения могут весьма разниться. Приоритетной задачей является подчинение этих процессов собственной линии поведения, определению по отношению к некоторым из них своего варианта возможных действий [7].

Когнитивная актуализация направлена на определение всей инфраструктуры процесса, его свойств, последствий. Основными функциями когнитивной актуализации являются описание, объяснение, понимание, прогноз, выступающие ведущими инструментами научного подхода к действительности. Целью когнитивной актуализации социального процесса является формулировка его идентификационных признаков, выявление причин и факторов воздействия. Это позволяет:

– систематизировать информацию об актуальных событиях в обществе;

– определить степень их влияния на эти события;

– способствовать созданию соответствующих институтов, призванных регулировать и контролировать объективные процессы.

Классическое определение социального процесса дал Питирим Сорокин: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве, либо модификация его количественных и качественных характеристик».

Социальный процесс – это социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения определенного интереса. В процессе столкновения интересов различных социальных групп обнажаются факторы доминирования одних групп относительно других, структурирующие взаимоотношения в обществе под действием различных факторов – социальных, экономических, политических, экологических, правовых и прочих [11].

Среди социальных процессов социологи выделили две их специфические формы. Во-первых, это «социальное развитие» – форма, раскрывающая потенциал, который изначально заложен в системе. Речь в данном случае идет о направленном процессе, то есть таком, в котором ни одно из состояний системы не повторяется ни на какой предыдущей стадии, а на более поздней выходит на более высокий уровень в какой-либо сфере (например, рост экономических показателей, продвинутость технологий или увеличение населения). Кроме того, система последовательно приближается к некому всеобщему состоянию (например, общество приближается к состоянию социального равенства, процветания или демократического представительства), причем это стимулируется имманентными свойствами самой системы (внутренние противоречия разрешаются благодаря появлению качественно новых форм социальной жизни; присущее людям творческое начало направляется на масштабные организационные инновации и так далее).

К числу наиболее спорных, но, одновременно и наиболее влиятельных во всей истории человеческой мысли относится идея «социального прогресса». Под прогрессом понимается направленный процесс, который неуклонно приводит систему все ближе либо к более предпочтительному, лучшему состоянию (к реализации этических ценностей, таких как счастье, свобода, процветание, справедливость), либо к идеальному состоянию общества, описанного в многочисленных социальных утопиях [11].

Социальный процесс совершается в трех возможных формах:

1. Объектной, то есть в форме последовательного изменения состояния социального объекта;

2. Субъектной, или деятельностной, то есть в форме последовательных действий субъекта;

3. Технологической, то есть в форме соблюдения, осуществления определенной технологии.

Процесс предполагает наличие структуры и динамики, обеспечивающих ему устойчивый и направленный характер, упорядочивающий ход пронизывающих его социальных изменений:

–    структура процесса включает в себя совокупность всех входящих в него участников, содействующих факторов, условий и прочее;

–    динамика процесса базируется на показателях силы и масштаба происходящих изменений, их продолжительности и рабочего ритма.

Основными элементами социального процесса выступают:

1. Участники процесса: к ним относятся все активные и пассивные члены общества, чьи интересы затрагивают происходящие в обществе изменения.

2. Субъект (инициатор) процесса: один из его участников, располагающий значительными ресурсами, позволяющими продолжительное время поддерживать динамику и направленность социальных изменений. Инициатор процесса способен оказывать серьезное влияние на ход таких изменений путем воспроизведения благоприятных условий, направленных на достижение ожидаемого результата. Оказываемое инициатором влияние на процесс может быть и не осознаваемым, вызывающим определенные изменения вопреки воле и интересам инициатора. Это способно (помимо прочих факторов) стимулировать широко распространенные случаи утраты инициатором контроля за вызванными им изменениями [9].

Следует отчетливо различать субъекта процесса и причины процесса: природные, демографические, культурные, социально-политические и прочие. Субъект может быть неизвестен, его роль может быть неосознаваемой им самим, а причина – органически присуща процессу и составляет его внутренний источник.

Наблюдатель – формальный или неформальный член научного сообщества, который является источником когнитивных параметров процесса.

Р. Парк и Э. Берджес предложили следующую классификацию основных социальных процессов:

Кооперация – может протекать в диадах, малых группах, а также в больших группах. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация прежде всего связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит прежде всего в обоюдной пользе [5].

Конкуренция – борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности. Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Однако, стимулирование путем конкуренции может быть ограничено по крайней мере в трех отношениях. Во-первых, люди сами могут уменьшить конкуренцию, если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства определенности и безопасности. Во-вторых, конкуренция представляется стимулирующим средством только в некоторых областях человеческой деятельности. В-третьих, конкуренция имеет тенденцию превращаться в конфликт [1].

Конфликт – открытая борьба между индивидуумами или группами в обществе или между государствами-нациями. Конфликт часто возникает из-за конкуренции над ограниченными ресурсами или возможностями. Конфликт может быть институционализированным то есть регулируемым сводами правил, на которые соглашаются все участники, например, избирательный процесс; либо нерегулируемым, подобно террористическим действиям, действиям революционных организаций и тому подобное. Первый вид часто понимается как доказательство здорового демократического процесса. Д. Катцпредложил получившую широкое распространение классификацию конфликтов:

–    конфликт между косвенно конкурирующими подгруппами;

–    конфликт между непосредственно конкурирующими подгруппами;

–    конфликт внутри иерархии по причине вознаграждения.

Ассимиляция – процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой [2].

К перечисленным видам присоединяются два других вида социальных процессов, проявляющиеся только в группах:

Поддержание границ. Создание и модификация границ между группами – это процесс, происходящий постоянно с большей или меньшей интенсивностью в ходе взаимодействия между группами (язык, диалект, униформа, отличительные знаки и прочее).

Основными структурными единицами, определяющими направление и интенсивность происходящих процессов, позволяющих их описывать и анализировать, являются социальные системы.

Социальная деятельность представляет собой социальную систему, которая может быть как элементарно простой, так и достаточно сложной.

Социальные системы – определенным образом организованные совокупности социальных элементов, располагающие целями и средствами для их достижения. Социальные системы являются источником происходящих в обществе процессов, служащих предметом научного рассмотрения. Основу социальных систем составляют общественные стереотипы, выраженные в виде типовых ориентации представителей отдельных социальных групп, связанных общностью интересов и целей.

Социальные системы могут выступать в виде референтных или самореферентых систем [2].

Референтными системами называются такие общности, в рамках которых люди сознательно или бессознательно соразмеряют свои поступки с образцами нормативного поведения в группе, относительно которого ими объясняются причины возможного отклонения от этих образцов. Как правило, референтными системами являются социальные группы, легко устанавливающие друг с другом коммуникационные связи.

Самореферентными системами являются такие общности, элементы которых соотнесены исключительно друг с другом, что делает их непрозрачными по отношению друг к другу и усложняет взаимосогласование. В качестве самореферентных систем выступают крупные функциональные системы (право, мораль, экономика, политика, религия, наука и прочее).

Цикл включает в себя ряд этапов в развитии системы, составляющих в совокупности устойчивое сочетание. Таким образом, можно выделить пять стадий типичного социального процесса.

1. Зарождение – стадия, характеризующаяся формированием исходных параметров дальнейших изменений, осознанием базовых противоречий, вызывающих реакцию нейтрализации этих противоречий.

2. Положительная динамика характеризуется активизацией вовлеченных в процесс участников, формулировкой целей их участия в процессе и подбором средств достижения поставленных задач.

3. Кризис – стадия возникновения ряда ограничений в положительной динамике, вызванных исчерпанностью ресурсов или утратой интереса к участию в процессе, конфликтом его инициаторов или участников и прочее.

4. Кризис – стадия возникновения ряда ограничений в положительной динамике, вызванных исчерпанностью ресурсов или утратой интереса к участию в процессе, конфликтом его инициаторов или участников и прочее.

5. Отрицательная динамика возникает в результате нарастания факторов сопротивления, вызванных отсутствием средств, поддерживающих положительную динамику, сменой вектора последующих изменений или элиминацией инициатора процесса.

6. Депрессия – стадия, характеризующаяся неопределенностью ситуации, способной либо усилить положительную динамику, либо стимулировать динамику отрицательную.

Каждая эволюционирующая система имеет свою динамику, представленную либо в виде непрерывного кумулятивного процесса, либо в форме цикла [4].