Понятие, теории и структура личности

Структура личности - основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности - то, из чего (из каких частей и элементов) и как построена личность.

Структура личности- это сложная взаимосвязь двух подсистем- внутренней и я деятельностной.

Внутренняя подсистема включает в себя –культуру и память. Под культурой понимается, главным образом, совокупность социокультурных ценностей и норм, которыми руководствуется личность в практической деятельности. Память включает систему знаний, которые приобретает личность в процессе обучения и самообучения, а также оперативную информацию, которая ей необходима для принятия конкретных решений (время работы магазина, расписание движения автобуса).

Ценности и знания формируют ядро социальной структуры личности - ее убеждения - стереотипные, устойчивые, повторяющиеся в разных ситуациях отношения личности к социальным ценностям общества и группы.

Деятельностная подсистема- является практическим выражением, итогом мыслительного процесса личности.

Любая деятельность основана на использовании двух механизмов: мотивационного и диспозиционного. Мотивационный механизм представляет собой способ выработки мотива деятельности и включает последовательность следующих операций:

1) ощущение потребности (в еде, одежде, жилище);

2) осознание интереса в удовлетворении данной потребности (мне нужно поесть, одеться, построить дом);

3) выработку мотива - побудительной причины, повода к деятельности (еды нет, одежда износилась, дом развалился).

Диспозиционный механизм определяет предрасположенность личности к тому или иному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. Он включает мотив деятельности, стимулы - внешние побудители к деятельности (благоприятная или неблагоприятная ситуация, наличие или отсутствие средств, возможностей, навыков, умений) и установки - общую ориентацию, направленность сознания личности на тот или иной вид деятельности (например, еду можно купить, приготовить самому или украсть).

Существуют три уровня диспозиций личности: высший - формирование у личности концепции жизни и ее воплощение в ценностных ориентациях (получить образование, упорно трудиться, родить и вырастить детей); средний - обобщенная установка личности на социальные объекты и институты (вуз, в котором я учусь - лучший в городе, моя семья - моя крепость); нижний - саморегуляция действий личности в конкретной ситуации (у меня есть свободное время - схожу в кино).

Также структуру личности представляют как систему, состоящую из двух подсистем: внутренней и деятельностной. Взаимодействие подсистем личности может протекать в трех режимах:

I режим - обе подсистемы практически полностью совпадают, перед нами - цельная, гармоничная личность, к сожалению, в жизни практически не встречающаяся;

II режим - внутренняя и деятельностная подсистемы полностью не совпадают (о таком человеке говорят - он двуличный: думает одно, говорит другое, а делает третье);

III режим, при котором деятельностная подсистема частично совпадает с внутренней, а частично - нет, является типичным и наиболее распространен в обществе.