Потребительское поведение молодежи в сфере культуры (досуга)

Свободное время молодежи – это часть внеучебного/внерабочего времени, являющегося сферой формирования и проявления различных уровней свободной жизнедеятельности, непосредственно направленной на всестороннее и гармоничное развитие молодежи.

Б. А. Трегубов в структуре свободного времени молодежи выделяет «досуг» и «более возвышенную деятельность»[132].

Досуг молодежи – совокупность видов деятельности, связанных главным образом с удовлетворением культурных потребностей восстанавливающего характера (различные виды отдыха и развлечений). Более возвышенная деятельность – это совокупность занятий, интенсивнее всего влияющих на процесс всестороннего развития личности (социально-культурное, научно-техническое творчество, самообразование и т.д.)

Социологическая модель досуга включает: его объем в структуре свободного времени; диапазон включенных в досуг видов и норм жизнедеятельности; степень диспропорциональности их представленности в структуре досуга; степень активности участия личности в каждом из сегментов досуговой деятельности[133].

В. Н. Пименова выделяет три типа занятий молодых людей в свободное время: культурно-творческий тип свободного времени (создание/воспроизводство культурных ценностей); культурно-потребительский тип свободного времени (потребление духовных ценностей; чтение книг, газет, журналов, просмотр телепередач, посещение кинотеатров, концертов, музеев, выставок и т.п.); рекреативный тип свободного времени, объединяющий различные виды отдыха и развлечений: туризм, спорт, отдых в компаниях, посещение танцевальных вечеров, кафе, ресторанов и т.п. [134]

Как отмечает Б. А. Трегубов, приведенная типология в основном соответствует дифференциации свободного времени на досуговую и более возвышенную деятельность. Культурно-творческий и культурно-потребительский типы времяпровождения характеризуют главным образом более возвышенную деятельность в свободное время, а рекреативный тип выражает досуговую деятельность[135].

В интерпретации Я. М. Рощиной, досуговое поведение молодежи включает физическое развитие, культурное потребление (чтение, посещение театров, походы в кино, прослушивание классической музыки), профессиональное саморазвитие, межличностную коммуникацию, восстановление сил после работы, обустройство жилища, творческие занятия[136].

Культурные практики российской молодежи интерпретируются в ряде работ Е. Л. Омельченко[137]. В коллективной монографии «Глядя на Запад», посвященной влиянию культурной глобализации на российские молодежные культуры, Х. Пилкингтон, Е. Омельченко исследуют отношения между западными культурными продуктами и российскими молодежными практиками: как открытие Запада Россией отразилось на культурных практиках молодежи.

В итоге, в зависимости от того, как молодые россияне реагируют на процесс культурной глобализации, Х. Пилкингтон выделяет два типа культурных стратегий молодежи: нормальную[138] и продвинутую. В ходе исследования молодежных микрогрупп, социолог старалась показать, что их обособление происходило не на основе субкультурных стилей, отражающих принадлежность к социально-экономическим классам, и не по сходству изменчивых образцов потребления. Самоотнесение к «продвинутым» и «нормальным» рассматривалось как стратегии, которые строились не только на стиле и музыкальном вкусе, но и на широком спектре жизненных позиций[139].

В советское время проводилась ликвидация культурных различий населения; реализовывалась программа окультуривания советского человека[140]. Интеллигентность в постсоветский период явно вышла из моды, интенсивность посещения музеев и выставок в целом снизилась. По данным социологических опросов, проводившихся Фондом «Общественное мнение» в 2009г. в рамках проекта «Люди XXI», посещают кинотеатры 28% россиян; музеи, выставки и экскурсии– 16%; библиотеки и читальные залы – 11% населения[141].

Государственная молодежная культурная политика (политика государства в области культурного развития молодежи) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры в молодежной среде, а также сама деятельность государства в области молодежной культуры.

Государственная политика в области культурного потребления молодежи регулируется «Основами законодательства РФ о культуре», направленными на обеспечение и защиту конституционного права граждан РФ на культурную деятельность (ст.8, 10,12, 13,30). Ст.33 «Основ законодательства РФ о культуре» закрепляет обязанности государства по созданию условий для самореализации юных атлантов, творческой молодежи[142]. В «Стратегии государственной молодежной политики РФ» предусмотрен проект «Гражданин России», основным видом работы по реализации которого является приобщение молодежи к отечественной культуре[143].

В РФ приняты программные документы (Концепция долгосрочного развития театрального дела в РФ на период до 2020г., Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы)[144], действуют федеральные целевые программы (например, ФЦП «Культура России» (2012-2018гг.))[145].

Так, в ФЦП «Культура России (2012-2018)» отмечено, что приоритетом государственной политики в области культуры является решение следующих задач: воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества. В результате реализации Государственной программы РФ "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 гг. планируется достижение следующих результатов: создание условий для доступности участия всего населения в культурной жизни, а также вовлеченности детей, молодежи, лиц с ограниченными возможностями и ветеранов в активную социокультурную деятельность; стимулирование потребления культурных благ[146]. В Концепции долгосрочного развития театрального дела РФ на период до 2020г. закреплена необходимость расширения доступности театрального искусства для различных возрастных групп.

Субъекты Российской Федерации тоже могут принимать законы в области культуры. Так, в ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.11.2000 №325-КЗ (ред. от 03.07.2012) «О культуре» среди приоритетных направлений государственной политики в области культуры в Краснодарском крае называется привлечение молодых деятелей культуры, детей и молодежи к участию в мероприятиях, проводимых в целях развития культуры в регионе [147].

Ст. 21 Закона Краснодарского края от 28.06.2007 N 1264-КЗ «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае» указывает на то, что органы государственной власти региона осуществляют свое покровительство по отношению к юным талантам в области традиционной народной культуры, не посягая на их творческую независимость[148].

Важным направлением государственной политики в сфере культуры является патриотическое воспитание граждан. Механизмом реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания является государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».

Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года была утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов[149]. Она определяет базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления ее функционирования. Миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительство РФ должно увеличить к 2015 году до 4 тыс. количество государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов; увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей[150].

На уровне Краснодарского края действует краевая целевая программа «Духовно-нравственное развитие детей и молодежи, становление и укрепление семейных традиций в Краснодарском крае на 2012 - 2014 годы». Приняты 2 ведомственные целевые программы: «Совершенствование деятельности государственных учреждений отрасли «Культура, искусство и кинематография» Краснодарского края по предоставлению государственных услуг» на 2012-2014 годы[151], а также «Молодежь Кубани» на 2011-2013гг[152].

Перечислим ключевые федеральные органы государственной власти в сфере молодежной культуры: Министерство культуры РФ, а также Министерство образования и науки РФ (Федеральное агентство по делам молодежи). На региональном уровне государственную политику в области молодежного культурного потребления реализуют Министерство культуры Краснодарского края, Министерство образования и науки Краснодарского края, Департамент молодежной политики Краснодарского края.

Согласно отчету о реализации ФЦП «Культура России» (2012-2018 годы) за первый квартал 2013г.[153], были проведены 50 мастер-классов, фестивалей, выставок, конкурсов молодых дарований, реализован проект «Новое передвижничество».

В 2012г. Министерством культуры РФ в рамках ФЦП «Культура России» (2012-2018 годы) проведено 15 киномероприятий и 30 кинофестивалей, оказана государственная поддержка кинотеатрального проката 6 национальным фильмам. В ноябре 2012 года прошел II Республиканский конкурс среди молодых авторов на лучшее произведение национальной драматургии. В рамках проекта «Театральные постановки ведущими режиссерами театров кукол в регионах России» обеспечена постановка 10 кукольных спектаклей в театрах кукол в регионах Российской Федерации. В ноябре 2012 года проведен Всероссийский музыкальный фестиваль молодых композиторов России «Поклонимся Великим тем годам…», посвященный 70-летию битвы под Сталинградом. В рамках проекта «Филармония детям» состоялось 400 концертов в детских домах, социальных приютах, школах, лицеях, гимназиях, библиотеках, центрах детского творчества. В проекте Участие молодых виртуозов оркестра им. Н. П. Осипова в фестивалях народно-инструментальной музыки были представлены 3 концерта в 2012году[154].

В 2012г. поддержано проведение 15 всероссийских и региональных творческих проектов в области современного изобразительного искусства, фотографии, дизайна, архитектуры, включая поддержку творческих проектов молодых авторов. Одним из наиболее востребованных и перспективных направлений современной художественной практики является поддержка творческих проектов в области художественной фотографии. Важным проектом в области фотоискусства с участием молодых авторов явился Всероссийский фотоконкурс и выставка «Молодые фотографы России-2012».

Одним из приоритетных направлений деятельности Министерства культуры РФ является поддержка творческих мероприятий, реализуемых на территории Северо-Кавказского федерального округа. Одним из самых представительных проектов в регионе, связанных с поддержкой инициатив молодых авторов в современном искусстве стал Арт-форум молодых художников Северного Кавказа «Арт Кавказ NEXT» в г. Владикавказе.

В 2012г. Министерство культуры РФ поддержало 2 дебютных проекта в области театрального и музыкального искусства. Это Всероссийский фестиваль-лаборатория молодей режиссуры «ON.TEATP» м Музыкальный проект «Поколение звезд. Молодые исполнители – регионам России»[155].

В 2012г. Министерством культуры РФ в рамках ФЦП «Культура России» (2012-2018 годы) было поддержано 12 проектов в области современного театрального и музыкального искусства (например, VII Международный фестиваль-школа «Территория», Фестиваль молодой драматургии «Любимовка», Фестиваль дуэтов современного танца «Диверсия»), ряд проектов, направленных на сохранение нематериального культурного наследия (Международный молодежный фольклорный фестиваль «Кладези народного творения»).

В 2012г. на территории РФ состоялось несколько международных конкурсов молодежного творчества: Московский международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Открытия Европа», Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Серебряная звезда», Московский международный фестиваль еврейского детского и юношеского творчества «Зажги свечу!».

В Краснодарском крае в рамках реализации целевых программ «Дети Кубани» и «Культура Кубани» разработана система поддержки одаренных детей. В 2013г. Министерством культуры Краснодарского края в рамках реализации мероприятий краевой целевой программы «Дети Кубани» проведены: Неделя юношеской книги, обучение одаренных детей в творческих классах, краевой фестиваль художественного творчества детей-инвалидов «Солнце в ладонях» ит.д. [156]

В 2012-2013гг. библиотеки музеи края приняли активное участие в ежегодных социально-культурных акциях «Библионочь» и «Ночь музеев»[157].

В соответствии с Паспортом ведомственной целевой программы реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае «Молодежь Кубани» на 2011-2013 годы, планируется за 2010-2013гг. увеличить численность молодежи, участвующей в культурно-досуговых мероприятиях, с 325,6 тыс. до 335 тыс. чел[158].

Таким образом, государственная молодежная культурная политика (политика государства в области культурного развития молодежи) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры в молодежной среде, а также сама деятельность государства в области молодежной культуры. В РФ разработаны нормативно-правовые и институциональные основы государственной политики в области культурного потребления молодежи. Так, в региональных законах закреплена норма, согласно которой приоритетным направлением региональной культурной политики является привлечение молодежи к культурным мероприятиям.

Основным механизмом реализации государственной политики в сфере культурного потребления молодежи является программно-целевой метод, предусматривающий переход от управления учреждением к управлению результатами и переход от сметного финансирования к программным методам бюджетирования деятельности организаций культуры.

Смысл данного подхода заключается в разработке и реализации на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно целевых федеральных, региональных (областных, краевых), муниципальных программ развития сферы культуры, а также ведомственных целевых программ.