Правовая основа патроната

Такая форма, как "патронат" над детьми, в свое время была введена Постановлением СНК СССР от 23.01.1942 г. "Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей", закреплялась в положениях Семейного кодекса Латвийской ССР, Узбекской ССР и означала передачу ребенка в семью на основании договора, заключаемого с органом опеки и попечительства. На сегодняшний день каждый из субъектов РФ, закрепляющий в своем законодательстве положения о патронате, вкладывает в этот термин свое собственное значение. Так, согласно Закону Тамбовской области "Об опеке и попечительстве в Тамбовской области", патронатная семья и приемная семья - одно и то же.

Кровные родители в определениях патроната присутствуют лишь в законах (проектах) Башкортостана, Калининградской области, Карелии, Москвы. А в документах Алтайского края, Курганской области, Республики Марий-Эл, Новгородской, Пермской, Самарской, Томской, и ряда других областей, участие кровных родителей потеряно. Разграничение прав вводится между воспитателем и тем учреждением, которое отвечает за ребенка.[13]

В законах ряда субъектов установлено, что на патронатного воспитателя не могут быть возложены:

- полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание);

- полномочия по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав;

- решение вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации.[14]

Эти вопросы остаются в компетенции уполномоченной организации. Патронатный воспитатель отвечает за обеспечение безопасности ребенка, сохранение его жизни и здоровья. Он наделяется полномочиями давать разрешение на экстренную госпитализацию и операцию ребенка. Вопросы о выборе формы обучения ребенка, о его плановом лечении, о плановой операции, о летнем отдыхе могут решаться как самостоятельно воспитателем, так и совместно с профессиональной службой по устройству детей. Объем полномочий сторон устанавливается в договоре исходя из потребностей ребенка и возможностей семьи.

Устройство ребенка на патронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы данного региона (или даже муниципального образования) договор о патронатном воспитании расторгается. Это связано с необходимостью постоянного личного контакта патронатной семьи и уполномоченной организации.

Рассмотрим институт передачи ребенка под патронат на примере Закона Приморского края от 10.05.2006 г. N 357-КЗ "О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в Приморском крае". Этот нормативный акт определяет порядок и условия передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в Приморском крае. Согласно этому закону, патронатный воспитатель - совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее воспитание ребенка при сохранении за учреждением, предоставляющим патронат, функции опекуна (попечителя).

Лица, желающие стать патронатными воспитателями, подают заявления в учреждение, предоставляющее патронат. К заявлению прилагаются следующие документы:

1) краткая автобиография;

2) документ об образовании;

3) трудовая книжка;

4) копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или копия документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение;

5) копия свидетельства о браке (если состоят в нем);

6) медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего стать патронатным воспитателем;

7) справка из государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у совместно проживающих членов семьи инфекционных заболеваний;

8) письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с кандидатом в патронатные воспитатели.

3. На основании документов, представленных кандидатом, учреждение готовит отзыв для органов опеки и попечительства о возможности лица стать патронатным воспитателем.

Патронатными воспитателями могут быть лица обоего пола, за исключением:

1) кровных родителей;

2) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

3) лиц, лишенных судом родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

4) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя за ненадлежащее исполнение возложенных на них законом обязанностей;

5) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

6) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

7) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка;

8) лиц, не имеющих на момент заключения договора о передаче на патронатное воспитание постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;

9) лиц, имеющих на момент заключения договора о патронатном воспитании судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, либо лиц, члены семьи которых имеют на момент заключения договора о патронатном воспитании судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан и проживают совместно с ними.

Ребенок передается в семью патронатного воспитателя на основании договора о передаче ребенка в семью патронатного воспитателя, заключаемого между органом опеки и попечительства, учреждением, передающим ребенка на патронатное воспитание, и патронатным воспитателем. С патронатным воспитателем учреждение, передающее ребенка на патронатное воспитание, заключает срочный трудовой договор.

Патронатные воспитатели обеспечивают:

создание и организацию оптимальных условий воспитания и содержания детей, переданных им на патронат, создание необходимых условий для получения ребенком образования, контроль за его успеваемостью и посещением ребенком общеобразовательного учреждения, заботу о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, уход за ребенком, систематический профилактический осмотр врачами - узкими специалистами, лечение в соответствии с медицинскими рекомендациями, защиту ребенка от всех форм физического и психического насилия.

Патронатному воспитателю устанавливается оплата труда не ниже 14 разряда Единой тарифной сетки для педагогических работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из расчета одна ставка на трех детей. За работу с каждым ребенком до трех лет или ребенком, имеющим недостатки в умственном или физическом развитии, к ней устанавливается доплата в размере 50 процентов тарифной ставки. Размер оплаты труда каждого патронатного воспитателя устанавливается в договоре и учитывается в общем фонде оплаты труда учреждения.

Контроль за воспитанием и содержанием детей, переданных на патронат, проводится администрацией учреждения в виде:

1) посещений детей, переданных на патронат, с целью проверки условий их воспитания и содержания;

2) медицинских осмотров детей, переданных на патронат;

3) проверки использования патронатными воспитателями материальных средств, выделенных для воспитания и содержания детей, переданных на патронат.

Посещения детей, переданных на патронат, проводятся учреждением, предоставляющим патронат, в следующие сроки:

1) первое посещение - в течение первых четырех недель после передачи ребенка на патронат;

2) второе посещение - не позднее трех месяцев после первого посещения;

3) последующие посещения - не реже, чем один раз в полгода.

С 1 сентября 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве», в связи с этим меняется правовое положение патронатного воспитателя и учреждения.

Поскольку опекунами осиротевших детей, переданных в детские учреждения, являются администрации этих учреждений, в новом законе урегулированы их права и обязанности — в Семейном кодексе появилась новая 22-я глава. В ней четко прописано, что государственные опекуны вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории России на период каникул, выходных или праздничных дней и т. п. Теперь гораздо проще организовать посещение ребенком гостевой семьи. Это позволит лучше познакомиться с ребенком и определиться с возможностью взять его в свою семью насовсем.

Меняется правовое положение патронатного воспитателя и учреждения. Ранее патронатный воспитатель обладал только ответственностью за жизнь и здоровье воспитанника и выполнял свои функции на основании договора с детским домом, по сути являясь наемным воспитателем. Ребенок оставался воспитанником детского дома, и все права по распоряжению его судьбой были у администрации учреждения. Ребенок считался устроенным в семью, и его можно было забрать у патронатных воспитателей в любой момент. Теперь патронатный воспитатель становится соопекуном и полномочным представителем ребенка: он волен определять процесс его воспитания и содержания, представлять его интересы при лечении и при заключении под стражу. Ранее они этих прав не имели. Патронатные воспитатели получили право на предоставление им всех социальных гарантий, которые есть у опекунов (единовременное пособие, ежемесячные выплаты на содержание ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, другие льготы). При этом сохраняются выплаты за оказание услуг по воспитанию детей и трудовой стаж.