Правовая система социальной защиты пожилых людей

Правовая система Российской Федерации состоит из законодательных, нормативных и иных актов, охраняющих права и интересы граждан страны, в том числе и граждан пожилого возраста.

Социальную защиту пожилых людей в России регулируют правовые документы, которые можно условно разделить на три группы норм:

1. Нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей. К ним относятся нормы, прописанные во многих законодательных актах (Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, федеральные законы «Об основах федеральной жилищной политики», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О погребении и похоронном деле», «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях» и др.). [7]

2. Нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи. К этой группе относятся, прежде всего, «Пенсионное законодательство и Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». [7]

3. Нормы, регулирующие положение особых категорий пожилых людей (ветераны, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, репрессированные и впоследствии реабилитированные граждане и др.). Наиболее значимыми в данной группе являются федеральные законы «О ветеранах» и «О реабилитации жертв политических репрессий». [7]

Главным законом страны является Конституция Российской Федерации. В ней содержатся нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, а также нормы особо, касающиеся пожилых людей. К ним относятся ст. 7 КРФ, устанавливающая, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка пожилых граждан, в том числе через систему социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и другие гарантии социальной защиты. Особое значение для положения пожилых людей имеет конституционные нормы о праве на жилище, частной собственности и праве на получение квалифицированной юридической помощи. Однако, в Конституции РФ отсутствует норма о приоритетной защите прав пожилых людей.

Законодательство РФ, направленное на реализацию этих конституционных норм, также условно можно разделить на 3 части: нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей; нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей; нормы, регулирующие положение особых категорий пожилых людей.

К первой группе относятся нормы, закрепленные во многих законодательных актах (Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Основы законодательства об охране здоровья граждан и др.). Ко второй группе норм можно отнести законы «О государственных пенсиях в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». К третьей группе относятся, например, Закон «О ветеранах», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О социальной защите инвалидов». [7]

Выделим наиболее значимые моменты каждой из этих групп. Применительно к проблеме реализации представителями старшего поколения свих имущественных прав и их защиты особый интерес представляют нормы, касающиеся обязательств, вытекающих из договоров о постоянной и пожизненной ренте, пожизненном содержании с иждивением, доверительном управлении имуществом; нормы, касающиеся использования патронажа над дееспособными гражданами.

В семейном законодательстве имеется ряд норм, регулирующих положение пожилых людей в семье, их взаимоотношения с детьми, внуками. В жилищном законодательстве в отношении пожилых, нет норм, обеспечивающих реализацию их конституционного права на жилище и особую защиту от посягательств в этой сфере. Случаев же махинаций с жильем, жертвами которых были именно пожилые люди, очень много. Существующие нормы в основном касаются отдельных категорий пожилых людей: ветеранов, инвалидов, реабилитированных лиц, Героев Советского Союза, Российской Федерации и Социалистического Труда (касающиеся преимущественно льгот по оплате жилья и коммунальных услуг).

В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан впервые было выделено определение прав не только граждан в целом, но и отдельных групп населения в области охраны здоровья. Одна из таких групп - граждане пожилого возраста. За ними закреплено право на медико-социальную помощь на дому и в учреждениях здравоохранения, на лекарственное обеспечение, в том числе и на льготных условиях. Основы не детализируют порядок и условия получения льгот по оказанию медицинской помощи социальным группам, входящим в категорию «граждане пожилого возраста» (одинокие, престарелые, инвалиды, ветераны, малоимущие пенсионеры и т.д.). Урегулирован порядок оказания медицинской помощи ветеранам (Закон «О ветеранах»). Вопросы охраны здоровья пожилых затронуты также в законах «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения», «О социальной защите инвалидов», «О лекарственных средствах». [7]

В сферах пенсионного обеспечения и частично социального обслуживания существует достаточно детальная регламентация прав граждан пожилого возраста. Но в связи с пенсионной реформой и принятием закона о монетизации льгот возникает много противоречий в правовом регулировании этой сферы, а также вопросов, связанных с созданием механизмов исполнения новых норм.

Таким образом, краткий анализ российского законодательства в части, касающейся социальной поддержки граждан старшего поколения, позволяет сделать следующие выводы, что ситуация с реализацией социальных прав граждан пожилого возраста нельзя оценивать однозначно, поскольку она характеризуется определённой двойственностью. С одной стороны, существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот. С другой стороны, многие из норм «существуют лишь на бумаге», что подтверждают проведённые исследования. 77,8% граждан в возрасте 55 - 60 лет, 69,1% в возрасте от 61 до 70 лет, 76,5% в возрасте от 71 до 80 отметили, что существующее законодательство не действует, осуществление его в полном объёме затруднено из-за отсутствия эффективных механизмов реализации, финансового обеспечения, социального контроля и ответственности за исполнение принятых законов.

Кроме того, современное законодательство не в полной мере соответствует европейским и мировым стандартам. Не получили надлежащей правовой защиты интересы пожилых граждан в сферах имущественных, земельных, жилищных, семейных отношений, охраны здоровья и, в определённой степени, пенсионного обеспечения и социального обслуживания.

Не сформирована правовая культура, пожилые люди плохо знают действующее законодательство, свои социальные права и порядок обжалования в случае их нарушения, что обусловлено их плохой информированностью, недостатком социально-правовой практики и сложившимися стереотипами мышления.