Православная церковь в вооруженных силах Беларуси

В целях развития положений Соглашения между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью Министром обороны Республики Беларусь и Митрополитом Минским и Слуцким Патриаршим Экзархом всея Беларуси 12.03.2004 г. в торжественной обстановке в Центральном Доме офицеров в г. Минске было подписано Соглашение о сотрудничестве Белорусской Православной Церкви и Министерства обороны Республики Беларусь. Необходимость эта продиктована тем, что «многовековая история Беларуси свидетельствует, что православие всегда являлось духовной основой менталитета белорусского народа и его воинов» [1, с. 2]. Соглашение явилось действительным стимулом и развитию взаимоотношений между Белорусской Православной Церковью и Министерством обороны, которые строятся на принципах соблюдения законодательства Республики Беларусь, уважения права военнослужащих на свободу совести, учета особенностей воинской службы, уважения конфессиональной и военно-профессиональной культуры, традиций Православной Церкви и Вооруженных Сил.

Соглашение состоит из трех разделов:

Патриотическое воспитание военнослужащих

Духовно-нравственное воспитание военнослужащих.

Социально-психологическая работа.

В целях реализации этого Соглашения Белорусская Православная Церковь и Министерство обороны создали Координационный совет. На него возлагается обязанность осуществлять обмен информацией о планах каждой из сторон, ежегодное составление плана работы по указанным выше направлениям, а также контроль за его исполнением.

В условиях завершения комплексного реформирования Вооруженных Сил, направленного на укрепление их боевого потенциала, в качестве важнейшего приоритета Министерство обороны выделяет совершенствование духовно-идеологического потенциала и укрепление нравственных основ воинской службы.

Без возрождения нового отношения к религиозной вере и защиты наших сограждан от различного рода деструктивного влияния религиозных сект невозможно движение государства и общества к прогрессу, ибо Беларусь - это не только созданные нашими соотечественниками предметы материальной культуры, это, в первую очередь духовный мир и культура белорусов. Вооруженные Силы и воинская служба в сознании нашего народа всегда были не только школой привития военных навыков и надежным оплотом от посягательств на суверенитет и целостность государства, но и культурным центром, формирующим воина-гражданина и воина- патриота.

Государственная православная культура в дореволюционной России продолжительное время являлась ядром процесса формирования идеологических установок военнослужащих. В настоящее время эти установки значительно изменились. Армия остается сегодня не только инструментом государственной политики, направленной на недопущение военной агрессии, но и организованной и истинно народной школой патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения граждан.

Возвращение к некоторым религиозным ценностям постепенно находит свое место в Вооруженных Силах. Сегодня на территориях многих войсковых частей можно увидеть храмы, которые могут посещать верующие солдаты и офицеры, члены их семей для удовлетворения своих религиозных потребностей. Но такую возможность на сегодняшний день имеют только православные военнослужащие.

В армии, как и в обществе в целом, должна обеспечиваться свобода совести, должна уважаться свобода мировоззренческого выбора военнослужащего, поэтому при проведении различного рода мероприятий с приглашением духовенства необходимо, на наш взгляд, избегать принудительного участия или неучастия в них военнослужащих. Командованию важно учитывать, что в воинских частях белорусской армии проходят службу и атеисты, представители других, неправославных, вероисповеданий, личное право свободы совести которых также защищает законодательство. К духовно-нравственной или иной работе, также как и проведение различных культовых обрядов и действий в воинских частях и подразделениях должны привлекаться священнослужители тех конфессий, последователи которых проходят службу в этих частях и подразделениях Вооруженных Сил. Последним определяющим словом в этом должно быть за самим верующим военнослужащим. Духовно-пастырская деятельность не должна сводиться только к удовлетворению религиозных потребностей военнослужащих, а «содействовать укреплению белорусского государства, армии, формированию национального самосознания воинов с высокими моральными качествами и патриотическими чувствами» [2, с. 162].

Таким образом, во-первых, мы четко просматриваем тенденцию необходимости внесения изменений в действующие нормативные правовые акты по вопросу свободы совести военнослужащих с учетом многоконфессиональности населения Республики Беларусь, религиозности и атеизма на современном этапе. Армейскому командованию различного уровня необходимо уделять постоянное внимание проявлениям религиозности в войсках, так как она оказывает определенное влияние на морально-психологическое состояние личного состава, степень боеготовности, уровень дисциплинированности и т.д.

Во-вторых, изменение определенных ценностных ориентаций и идеалов общества, активная деятельность религиозных организаций оказывает определенное влияние на население государства и военнослужащих Вооруженных Сил. Как справедливо указывает доктор политических наук, профессор Л. Е. Земляков эта тенденция сохранится в ближайшее время, а, значит, актуальность проблем религиозности в войсках усилится [2, с. 162].

В-третьих, во взаимоотношениях военнослужащих и религиозных организаций должны соблюдаться условия для реализации положений Конституции Республики Беларусь, Закона «О свободе совести и религиозных организаций», других нормативно-правовых актов для посещения культовых учреждений, свободным отправлением духовных потребностей, возможности обращения к духовной литературе военнослужащих не только православного вероисповедания, но и приверженцев всех конфессий, зарегистрированных в республике.

И, наконец, распространенность влияния христианского вероучения в нашей стране среди военнослужащих диктует установление более тесных контактов с представителями других конфессий и атеистами.

Таким образом, правовые основы осуществления свободы совести военнослужащими в Республике Беларусь есть. Вся проблема состоит в их практической реализации в Вооруженных Силах. Осуществить свободу совести военнослужащих без нарушений законодательства достаточно сложно, но можно. Поэтому главным условием осуществления свободы совести в армии является, на наш взгляд, не нарушать действующее законодательство. В связи с этим, на наш взгляд, назрела необходимость в пересмотре некоторых положений действующих Уставов и наставлений о порядке прохождения военной службы с учетом свободы совести военнослужащих, а также внесение изменений в ст.7 Закона «О статусе военнослужащих». Кроме того, необходимо уточнить ряд положений в тексте Соглашения между Министерством обороны Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью.