Предмет социологии. История социологии

Понятие и предмет социологии

Термин "социология" происходит от двух слов: латинского слова societas - общество и греческого logos - слово, учение, понятие. Другими словами, социология есть учение об обществе. Как следствие, объектом социологического познания является общество. Однако общество изучают и другие общественные науки, например, политология, психология, правоведение и т.д. Для того чтобы определить специфическую сферу познания конкретной науки, принято наряду с объектом выделять предмет изучения.

В отличие от объекта, предметом любой науки именуют совокупность понятий, при помощи которых она описывает объективную реальность. Добытые в эмпирическом исследовании факты ученый затем теоретически обобщает и строит логически непротиворечивую систему понятий. Если при описании объекта исследования главными действующими лицами у социолога выступали респонденты - живые люди, то при описании предмета (теоретической системы понятий) таковыми выступают понятия и категории - абстракции, существующие в идеализированном пространстве. В социологии выделяются два уровня предмета: микроуровень и макроуровень. На микроуровне социология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии, микромоделью при этом являются социальные отношения. На макроуровне социология исследует крупномасштабные социальные системы, их структуру и динамику. Согласно определению Г. В. Осиповича, социология - это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов.

Античность и новое время (15 - 17 вв.)

Первых социологов античности называют социальными философами. Первым в истории трудом по "общей социологии" считают "Государство" Платона. По его мнению, любое общество делится на 3 класса: высший состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне. Вследствие злоупотребления властью высший класс необходимо лишить частной собственности, которая развращает нравы людей.

У Аристотеля опорой порядка выступал средний класс. Кроме него существует еще два класса - плутократия и лишенный собственности пролетариат. Частной собственностью может владеть каждый, она не вредит нравам людей и развивает здоровые эгоистические интересы.

Н. Макиавелли первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе теорию общества и государства. В его работе "Государь" акцент был поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. В данной работе социология и политология обрели новое измерение, они стали наукой о поведении людей в обществе. Следующий шаг сделал Томас Гоббс, который разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. Естественное состояние - война всех против всех или социальная борьба за выживание - характеризует повседневную жизнь людей в догражданском обществе. Государство - наилучший способ обеспечения взаимной безопасности создания гражданского общества - высшего этапа развития, строящегося на общественном договоре и юридических законах. Только с появлением государства возникает собственность в истинном смысле слова и соответствующие учреждения (суд, правительство, армия), защищающие ее. В результате прекращается война против всех.

Классическая западная социология (19 - нач.20 вв.)

Данный этап отличается от предыдущего тем, что европейское общество окончательно вступает на путь капиталистического развития. Различие состоит в том, что первые и вторые описывали совершенно разные общества.

Основателем социологии как самостоятельной науки является французский ученый Огюст Конт. Он выразил в своем творчестве идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. Во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину - выше математики, физики и биологии. Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы.

Центральным звеном взглядов Конта является открытый им "закон интеллектуальной эволюции человечества", согласно которому общественное сознание людей прошли через три стадии. На теологической стадии доминирует религиозная мифология, все явления человек объясняет действием сверхъестественных сил. На метафизической стадии человеческое сознание оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы внешнего мира. Из-за слабого развития науки эти понятия довольно абстрактны (природа, космос, материя, дух). На позитивной стадии все суждения и выводы исходят преимущественно из научных наблюдений.

Учение Конта состояло из двух частей - социальной статики, описывающей законы существования, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества.

Многие позитивистские установки Конта воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер. Суть его органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.

Эмиль Дюркгейм в своей теории социального реализма исходил из того, что природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами, что исходным моментом анализа поведения людей является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и социальных институтов. Он предлагал опираться на социальные факты, под которыми понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Считал, что они существуют независимо от индивида. Главным в человеческом обществе, что сплачивает его, он считал социальную солидарность, а силой, создающей общественное целое, полагал разделение труда.

Маркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества. если для Конта и Дюркгейма главное - стабилизация общества, то для Маркса - его уничтожение и замена новым, более справедливым. Важнейшим содержанием общественного бытия является производство материальных благ. Материальной основой существования и развития общества выступает способ производства, представляющий единство двух сторон: производительных сил (сами люди с их знаниями, навыками, опытом и применяемые ими средства производства) и производственных отношений (отношения по поводу средств производства).

Совокупность экономических отношений - реальная экономическая структура общества характеризуют экономический базис. Его надстройкой являются политические, правовые, нравственные, религиозные и другие взгляды социальных субъектов, а также соответствующие этим взглядам и реализующие их на практике общественные отношения, организации и учреждения. Все элементы надстройки взаимодействуют между собой и влияют на развитие экономического базиса и всего общества.

Учение марксизма об обществе как целостном социальном организме нашло свое выражении в выделении 5 общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Каждая из них имеет свой экономический базис, социальную структуру, политическую надстройку и духовную жизнь. Смена одной формации другой объясняется несоответствием устаревших экономических отношений и прогрессивно развивающихся производительных сил общества.

Макс Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Так он подошел к теории социального действия, выделив 4 его типа: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное. Два последних не входят в предмет социологии, т.к. человек выполняет их либо автоматически, сообразуясь с традициями, либо бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам). Только первые два он называл осознанными.

Таким образом, развитие социологических представлений об обществе все время шло по нарастающей - от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу, а наивысшим выражением стали идеи Дюркгейма и Вебера, заложившие методологический фундамент современной социологии.

История развития социологии в России

Развитие социологии в России, также как и на Западе, происходило в тесной связи с позитивизмом. В это время зарождается ряд социологических школ и направлений.

1) Представителями социологической теории народников являются М. А. Бакунин, П. И. Ткачев. В рамках этой теории существовала субъективная школа социологии (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский). С резким поворотом к субъективизму, появляется безграничная вера в решающее воздействие прогрессивно настроенной интеллигенции на народ и в то же время недоверие и пренебрежение к самостоятельным выступлениям народных масс. В зависимости от того, какие свойства личности считались доминирующими, определяющими историческое развитие, сложилось различное понимание форм и способов революционной деятельности. П. Л. Лавров выделял интеллектуально-критическую способность человека и был теоретиком подготовительно-пропагандистского направления; П. Н. Ткачев - волю человека и стоял во главе заговорщического направления; М. А. Бакунин - эмоционально-действенную активность и был идейным вождем бунтарско-анархистского направления. Объединяло революционных народников то, что они критиковали царизм и феодально-крепостнические пережитки, требовали их уничтожения, отрицательно относились к развитию капитализма в России, идеализировали крестьянскую общину, считали, что она является исходным началом социализма, а также выступали за уравнительное разделение земли.

2) Натуралистическое направление в рамках географического детерминизма. Его представитель Л. И. Мечников на первое место выдвигал географический фактор (климат, ландшафт, системы рек). Он хотел рассмотреть механизм влияния природы на социальное устройство общества. Пытался объяснить неравномерность общественного развития как результат изменения одних и тех же географических условий (а именно, водных ресурсов и путей сообщения), происходивших в различные эпохи под влиянием экономического и технического прогресса.

3) Натуралистическое направление в рамках органисткой теории (А. И. Стронин, П. Ф. Лилиенфельд). Исходный пункт органицизма - гипотетическое отождествление общества с организмом. Если сначала сравнение общества с биологическим организмом было связано с тем, что наука при изучении идет от известного к неизвестному, а так как общество нам не известно, то для его объяснения прибегали к организму, как к вполне уже известному. Постепенно это сравнение переросло в утверждение полного тождества общества с организмом.

4) Психологическое направление (Е. В. Де-Роберти, Н. И. Кареев). Главное внимание представителей психологического направления было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.

В своей психологической социологии Де-Роберти исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими им психическими факторами (желаниями, страстями, эмоциями). Психическая деятельность людей определяет их социальную деятельность.

5) Плюралистическая школа М. М. Ковалевского. Основное внимание Ковалевский уделял рассмотрению связи социологии с историческими науками, сравнительно-историческому методу, многофакторности социального развития, а также социальным закономерностям и прогрессу. Он считал, что социология является синтезом результатов, полученных конкретными общественными науками.

6) Легальный марксизм (П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, М. И. Туган-Барановский). Выступили против народнической идеологии, против положения о том, что развитие капитализма в России есть регресс, отстаивали идею прогрессивности капитализма. При этом они отрицали наличие антагонистических противоречий, характерных для капитализма и ведущих его к гибели, считали, что происходит затухание классовой борьбы, и категорически выступали против необходимости социалистической революции и диктатуры пролетариата.