Представление о социализации

Самое общее представление о социализации можно почерпнуть из словарных определений этого термина. Приведем здесь некоторые из них.

«Социализация (от лат. socialis - общественный), развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества» [41].

«Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит» [55].

«Социализация (от лат. socialis – общественный) — процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля» [44].

«Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе» [45].

Примерно в том же ключе дает определение социализации И. С. Кон. Он пишет: «С одной стороны, социализация – это обучение индивида социальным ролям, без усвоения которых он не может стать полноценным членом своего общества или группы, а с другой — формирование его личной идентичности и образа Я» [27].

Если суммировать эти представления, то можно выделить в них два основных компонента: одно – это усвоение индивидами социальных норм, ролей, образцов поведения, ценностей, другое - формирование и развитие личности. Отметим, что второй компонент характеризуется в этих определениях по разному: в одном случае как формирование личности и самосознания, в другом - как формирование личной идентичности и образа «Я». В целом же можно сказать, что это достаточно емкие и краткие представления, позволяющие судить о том, в чем суть и назначение социализации. Они, однако, не дают ответа на многие вопросы, необходимые для построения представления об объекте и организации оценки социализации, в частности, неясно, что означают термины и понятия, с помощью которых описывается социализация в этих представлениях, какое стоит за ними конкретное содержание, каковы признаки и показатели успешной и неуспешной социализации и т.д. Из этого, в частности, следует, что нужно обратиться к исследованиям, в которых можно найти более развернутую характеристику этих понятий.