Принципы устройства и функционирования детских общественных объединений

«Принцип (лат. principium — основа, начало):

1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т. д.; руководящая идея, основное правило деятельности;

2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения;

3) основа устройства, действия какого-либо механизма, прибора, установки» (Словарь иностранных слов. М: Рус. язык, 1985. С. 400).

Принципы устройства и функционирования детских общественных объединений могут быть сформулированы следующим образом:

Самореализация как смысл включенности личности в объединение.

Самоорганизация механизм, образующий общественное объединение детей и подростков.

Самодеятельность как способ существования объединения.

Самоуправление как средство, обеспечивающее функционирование объединения.

Социальная реальность как содержательный источник организованной детской самодеятельности и сфера реализации детской активности.

Участвующая и поддерживающая функция взрослых. Ответственность взрослых за педагогические последствия организованной детской самодеятельности.

Возрастающая включенность детей в общественные отношения как способ становления личности в детском объединении. (А. Г. Кирпичник)

Программа — документ, отражающий последовательную систему действий, направленных на достижение социально-педагогической цели.

В новейшей истории детского движения СССР и России мощный программный бум был связан с решениями IX Всесоюзного слета пионеров (1987 г.), отменившего единую пионерскую программу — Всесоюзный марш юных ленинцев.

В ноябре 1988 года в Москве состоялась научно-практическая конференция «Программы в пионерской организации: назначение, научно-методические основы разработки и внедрения», на которой были представлены программы практиков из различных регионов страны — Челябинска, Харькова, Красноармейска Донецкой области и др. Журнал «Вожатый» опубликовал ряд программ, ориентированных на личностный рост ребенка в пионерской организации: «Помни! Узнай! Научись! Участвуй! Действуй!» (автор доктор педагогических наук А. П. Шпона), «Мы — коллектив? Мы — коллектив... Мы — коллектив!» (автор доктор педагогических наук М. Г. Казакина), «Компас» (авторский коллектив — Г. Иващенко, Е. Титова, Е. Бойко и др.).

В 1991 году научно-практическим центром СПО—ФДО на основе программно-вариативного подхода к социализации личности ребенка в деятельности детских объединений (авторы М. М. Рожков, А. В. Волохов) создан первый пакет программ, включающий такие программы, как «Детский орден милосердия», «Школа юных парламентариев» («Школа демократической культуры»), «Каникулы», «Свой голос», «Дети есть дети», «Древо жизни», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Игра — дело серьезное», «Мир красотой спасется», «Алые паруса>>. В разработке этого пакета программ приняли участие 57 ученых и практиков из 15 регионов страны.

Стратегия программно-вариативного подхода ориентировала ЦС СПО—ФДО на поддержку различных региональных программ, гибкость в отношении к перспективам их развития, на учет социально-экономических, политических изменений окружающей среды, на предоставление каждому ребенку реальной возможности попробовать себя в различных социальных ролях (участник, мастер, лидер) и выбрать вид деятельности в соответствии со своими потребностями и опытом.

Многие из программ стали основой либо для создания профильных детских объединений, либо для разработки разнообразных территориальных профильных программ самых различных коллективов, объединений, организаций.

Программы Федерации детских организаций «Юная Россия» проникнуты идеями выживания и защиты детей и подростков, имеют нетрадиционный характер, обусловлены привлечением к сотрудничеству специалистов в различных областях: «Возрождение» (главная идея программы — сберечь себя для России, Россию — для себя), «Я сам» (позже — «Школа социального успеха»), «Четыре плюс три» (цель — качественный рост ребенка в детском объединении), «Маленький принц Земли», «Коллеги» (программа кадрового обеспечения деятельности федерации).

Как и в Международной федерации детских организаций, программы ФДО «Юная Россия» носят концептуальный характер, оставляя технологические аспекты исполнителям.

В деятельности многих детских организаций (как отечественных, так и зарубежных) существует иной подход к программам. Так, программы скаутов носят прагматический характер и имеют целью получение конкретного результата.

В деятельности детской образовательной организации «4-Ц» (США) программы разрабатываются специалистами университетов на уровне штата в зависимости от результатов социологического исследования интересов и потребностей детей и подростков, которое проводится раз в пять лет. Базовые программы обеспечиваются мощнейшим методическим оснащением. Ребенок считается участником программы. (М. Р. Мирошкина)

Ритуал детского объединения — вид обряда, сложившаяся форма символического поведения, упорядоченная система действий, выражающая определенные ценности коллектива, организации.

Ритуалы в детском движении можно разделить на две группы:!) ритуалы, принадлежащие всей организации; 2) ритуалы, созданные внутри первичного детского объединения (отряда, группы, бригады, звена и т. п.).

Примеры: ритуал вступления в организацию, ритуал торжественных линеек, ритуал подъема флага, выноса знамени и т.д. (И. И. Волкова).

Ритуалы детского общественного объединения — действия, совершаемые в торжественных случаях в строго определенной последовательности, ярко и положительно эмоционально окрашенные.

В своей жизнедеятельности детские общественные объединения используют ритуалы приема, присвоения отряду или дружине почетного имени героя, караул у знамени или памятника, отдание почестей государственным символам.

Четкое и красивое выполнение ритуалов способствует формированию у подростков чувства причастности к детскому общественному объединению и его традициям, позволяет укрепить единство объединения. (Д. И. Лебедев)

Символика детского объединения — совокупность знаков, опознавательных примет, образов, выражающих значимую для коллектива идею, указывающих на принадлежность к объединению, организации, значимому событию. (Н. И. Волкова)

Символы детского общественного объединения—предметы и действия, имеющие условный (символический) смысл и эмоциональную окраску, тесно связанные по своей сути и смыслу с целями, задачами, базовыми ценностями и принципами жизнедеятельности объединения и используемые объединением в практической деятельности для их постижения.

Чаще всего детскими общественными объединениями используются в качестве символов девиз организации, знамя, флаг, галстук, значки и эмблемы.

В случае, когда детское общественное объединение имеет разветвленную структуру, первичный коллектив может в дополнение к общей иметь и свою собственную символику, но не противоречащую и не диссонирующую с ней.

Символы — важное средство формирования у участников объединения чувства гордости за принадлежность к нему. (Д. Н. Лебедев)

Традиции детского объединения — правила, нормы, обычаи, сложившиеся в детском объединении, передающиеся и сохраняющиеся в течение длительного срока. Условно их можно разделить на традиции-нормы (например, законы коллектива, «орлятский круг» и др.) и традиции-события.

Например, в июне, когда время собирать мед, организация «Пионеры Башкирии» проводит традиционный праздник, посвященный символу организации, — «Праздник Золотой Пчелки». Для Союза детских объединений Санкт-Петербурга и области стало традицией проведение тематических смен в лагере, посвященных дню рождения своей организации. (Н. И. Волкова)