Причины зарождения социологической науки в 19 веке

Люди издавна пытались понять, как возникает и развивается человеческое общество. На ранней стадии существования человечества царил мифологический этап. В древних мифах и легендах люди высказывали идеи творения и развития.

Даосизм и конфуцианство стали важными ступенями на пути развития человеческой мысли об обществе. Учения о естественном пути (дао), о пяти первоэлементах вещей (металле, дереве, воде, земле, огне), о противоположных началах (ян и инь - мужском и женском) обогатили человеческую мысль.

Самый большой вклад в развитие взглядов на общество внесли ученые Древней Греции и Древнего Рима.

Древний Рим внес свои достижения в область социальной философии и знаний об обществе. И наверное, одно из самых главных - римское право.

Огромный вклад в развитие общественной мысли внесли Николло Макиавелли, объявивший политику земным и не вполне чистым делом, а так же француз Жан Боден, сказавший, что имущественное неравенство естественно и выдвинувший географическую концепцию, согласно которой все зависит от географических условий (на севере живут более физически крепкие, но не столь хитроумные люди и там царит монархия, на юге, напротив, физически слабые и хитрые, достойные разумной власти - конституционной монархии).

Тогда же зародилось учение социалистов-утопистов - Томаса Мора (1478 - 1535 гг. ) и Томазо Кампанеллы (1568 - 1639 гг. ).

В Новое время, в начале XVII века зарождаются теории, отличающиеся от античных и средневековых следующими моментами:

·  механический взгляд на мир, как на целое, составленное из отдельных частей, где общество уподобляется агрегату, машине;

·  естественные концепции рассматривают общество как часть природы, а социальные факты сводятся к небольшому числу общих законов природы (математических, астрономических, механических и т.д. );

·  на первый план материальный достаток, благополучие;

·  во главу угла ставится индивидуализм. Иррациональный взгляд на мир заменяется научным.

В середине XVIII века на карте мира возникло новое государство - Соединенные Штаты Америки. Там возродилась идея античной демократии.

Гегель в истории социальной философии занимает особое место, так как он является создателем учения о диалектике - науке о всеобщем развитии, правда, Гегель подразумевал развитие идеи, высшего духа. Благодаря диалектическому методу он создал всеохватывающую концепцию общественного развития, в котором разуму отводится главенствующая роль.

Протосоциологический период окончился в 30-х годах XIX века в связи с появлением термина социологии и оформлением ее как науки о обществе. С середины XIX века начинается первый, классический этап развития социологии, период теоретического оформления новой науки, ее понятийного аппарата и течений.

Впервые слово “социология”, обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом (1798 - 1857) в 1842 г. в его главном произведении «Курс позитивной философии». Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Высшим видом систем он полагал общество, человечество.

Первоначально Конт называл социологию «социальной физикой». Он считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику (описывающую взаимоотношения между социальными институтами) и социальную динамику (раскрывающую законы изменения общества) и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов. Общество, согласно Конту - органическое целое, каждый член которого не мыслим вне связи с целым.

О. Конт считал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, которые управляют всеми обществами. Социология должна использовать, по Конту, следующие методы:

·   наблюдение за ходом протекания общественных процессов;

·  эксперимент, т.е. наблюдение за изменениями, вызванными специально;

·  сопоставление жизни человечества с животным миром;

·   сравнение жизни разных стран и народов по определенным показателям;

·   исторического анализа, сопоставления разных состояний человечества или отдельных народов в разные исторические времена.

Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Позитивизм, согласно Конту - знание полезное и точное. Говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал, прежде всего, необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.

Историческая и научная роль Огюста Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки отдельной науки, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.

Две идеи, берущие начало в работах Конта, четко просматриваются в ходе развития социологии:

·  применение научных методов для изучения общества;

·  практическое использование науки для осуществления социальных реформ.