Причины и предпосылки возникновения женского движения

Отмена крепостного права сопровождалась новыми экономическими отношениями и неуклонным развитием капиталистического способа производства, ускоренными темпами роста промышленности, частных предприятий, особенно в металлургии, машиностроении, текстильной отрасли. Новые производственные отношения породили наемный труд, в сферу которого стали все шире вовлекаться и женщины. Несмотря на значительное количество занятых в промышленности работниц, в области улучшения условий труда последовательной государственной политики не проводилось.

Не легкими были условиями труда крестьянок, которые составляли большинство женского населения России. Это была незаменимая рабочая сила в сельском хозяйстве. Трудясь по 18 часов в день в поле и на скотном дворе, они ещё вели домашнее хозяйство, заботились о детях, зимой, когда работы в поле не было, занимались ремеслом, поскольку во многих областях одежду полностью изготовляли сами. Однако, трудясь наравне, а часто и больше мужчин, крестьянки, по сложившейся правовой практике и обычаям того времени не владели землей и большей частью находились в личной и экономической зависимости от главы семейства.

Возможности служить на государственной службе у женщин были крайне ограничены. Круг доступных для женщин профессий был крайне ограничен: учительницы, акушерки, фельдшеры, аптекари, телеграфистки, служащие по счетной части в женских заведениях ведомства учреждений Императрицы Марии Федоровны.

Женщины, сумевшие получить высшее образование за границей, практически не имели доступа к работе по специальности. Первые женщины -врачи начали работать, не имея на это юридических прав. Юридическая деятельность оставалась для женщин закрытой.

Еще одним показателем дискриминации женщин являлось ограниченное право на получение образования. После отмены крепостного права в 1861 г. вопрос об образовании народа, в том числе женщин, тесно увязывался с задачей формирования нового типа граждан. В объяснительной записке к «Проекту устава общеобразовательных учреждений» отмечалось: «Чтобы пользоваться разумно правами человеческими, необходимо развить в массах сознание прав, возбудить любовь к труду разумному и поселить в каждом уважение к самому себе и человеку вообще». Как отмечали многие современники изучаемых событий, проблема женского образования являлась главным пунктом «женского вопроса» в России в середине XIX в. - женщины всех сословий все активнее стремились получить образование. [6].

Несмотря на относительную свободу русской женщины в имущественном отношении, в личном плане жена была полностью подчинена мужу - при разводе или других конфликтных ситуациях, право на воспитание детей оставалось за мужем. Не равны были права женщины и мужчины в наследственном праве. В основе семейного права XIX в. лежал принцип главенства мужчины в семье и личной подчиненности женщины.

Безобразов В. П. в работе «О правах женщины» проанализировав 10-й том Свода законов Российской империи, касаемых прав женщин изучаемого периода, отмечал, что: «...первые же статьи действующего Свода Законов представляют буквальное повторение старинного закона Екатерининских времен, который в свою очередь носит на себе явные следы византийских воззрений и взглядов Домостроя». [3].

Таким образом, анализ государственных решений и документальных источников позволяет сделать вывод о том, что во второй половине XIX в. государственная политика в различных сферах мало способствовала самореализации женской личности, приводила к дискриминации женщин во всех профессиональных группах и различных областях.

Временем начала «женского движения» в России можно считать вторую половину XIX в. когда в России замена крепостного права государством новыми экономическими отношениями коренным образом повлияла на политическое и нравственное сознание различных слоев общества, вызвала к жизни мощное антифеодальное движение за демократическое преобразования основ общественного порядка.

Говоря о становлении женского движения в России нельзя не сказать о женском движении за рубежом. Ведь именно на его основе зародилось женское движение в России.

Если на Западе борьба женщин концентрировалась именно на юридическо-правовой стороне, на проблеме избирательных прав, то в России она с самого начала ставила перед собой задачу достижения женского равноправия в полном объеме. Вопрос обеспечения равных с мужчиной избирательных прав не занимал в России значительного места. По словам П. Г. Мижуева, «вопрос о представлении русским женщинам политических прав не мог, как известно и возникнуть по той простой причине, что таковых прав не имело и мужское население России». [7].

Можно сказать, что именно Великая Французская революция стала толчком к пробуждению тенденций в Российском обществе и к становлению женского движения. Здесь же, во Франции, стал выходить первый журнал посвященный борьбе женщины за равенство, возникли женские революционные клубы.

Итак, обобщив всё вышеперечисленное в этом подпункте можно сказать, что предпосылками возникновения женского движения стали:

- отмена крепостного права;

- становление капиталистического способа производства (рост промышленного производства, расширение сферы профессионального труда женщин);

- реформирование различных сфер жизни (аграрные реформы, реформы в области образования и др.);

- формирование гражданского общества (общественный подъём, ослабление цензуры);

- отечественные и западноевропейские идеи о демократическом преобразовании государственного устройства, равноправии полов, роли женщины в обществе, семейных отношениях.

Среди условий, способствовавших появлению на исторической арене женского движения, можно выделить деятельность прогрессивно мыслящей интеллигенции. Важным фактором стало формирование нового типа российской женщины, которую отличали отказ от праздной жизни, стремление к полезной деятельности, экономической независимости, скромность, инициативность и самостоятельность в принятии решений.

Сложившаяся атмосфера свободомыслия захватила значительные женские слои русского общества. На становление их самосознания оказывали влияние такие факторы, как:

1) изменение экономических условий, что открыло перед женщинами возможность выбора жизненного пути, трудоустройства по новым профессиям.

2) новые социально-экономические условия, которые в значительной степени способствовали формированию и распространению в начале 60-х годов демократических идей о равноправии полов. Здесь значительное влияние на мировосприятие образованной части женщин оказали идеи М. Л. Михайлова, Н. И. Пирогова, Д. И. Писарева, Н. С. Тихонравова, Ф. И. Буслаева, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского и других представителей демократической интеллигенции, которые выступали за уравнение женщин в правах с мужчинами, освобождение их из-под семейного гнета, вовлечение во все сферы общественной жизни. Среди радикально настроенной части интеллигенции становились популярными взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Бебеля о классовой природе дискриминации женщин в условиях капитализма. [7].

3) возможность российских женщин того времени ознакомиться с западноевропейскими трудами о равноправии полов, свободе, гуманизме, новых семейных отношениях. Вместо романов девушки зачитывались трудами Д. С. Милля, Женпи ДвЭпикур, автобиографией Ж. Санд, произведениями Кондорсе, Фейербаха, Оуэна, Лассаля, Сен-Симона.

4) рост самосознания женщин, чему способствовала обстановка гласности, сложившаяся во второй половине XIX века в ходе социальных и экономических реформ. Первоизвестниками идей равноправия полов стали журналы "Современник", "Отечественные записки", "Колокол", "Полярная звезда". Важным этапом в формировании общественного мнения о суверенности личности женщины стало появление в конце XIX века женских общественно-политических и литературных журналов "Дело", "Женское дело", "Женский вестник", "Союз женщин", где печатались статьи по женскому вопросу, давалась хроника женского движения.

Таким образом, в России 60-е годы XIX века процесс замены феодально-крепостнических устоев новыми общественно-экономическими отношениями создал как экономическую, так и идейную основы для самоорганизации женщин.