Проблема толерантности и религиозного фактора в государственной политике Беларуси

В иерархии религиозных потребностей первое место занимает обеспечение прав граждан в области свободы совести и вероисповедания. Государство является главным актором политической жизни, но не единственным субъектом, обеспечивающим права в области свободы совести и вероисповедания. Со своей стороны, религиозные организации выступают полноценными акторами гражданского общества в Беларуси: их количество в настоящее составляет превышает три тысячи. Значение их в структуре гражданского общества довольно велико, учитывая относительно высокий уровень (около 60%) религиозности белорусского общества.

Главная цель конфессиональной политики в Республике Беларусь - это содействие сохранению стабильной межконфессиональной ситуации без религиозной конфронтации, обеспечение государственно-конфессионального и межконфессионального диалогов. Примером планового государственно-конфессионального взаимодействия является соглашение о сотрудничестве Белорусской православной церкви (БПЦ) и государства в политической, экономической и духовной и социальной сферах, подписанное в 2003 г. [1]. Аналогичное соглашение в настоящее время готовится с Римо-католической церковью; оно будет подписано на основе межгосударственного соглашения с Ватиканом.

В государственно-конфессиональных отношениях доминирует тенденция к осуществлению реального диалога: при Уполномоченном по делам религий и национальностей создан и эффективно действует Консультативный межконфессиональный совет. Указом Главы государства от 01.12.2005 г. все религиозные организации освобождены от обложения земельным налогом и налогом на недвижимость, а Указом от 26.03.2007 г. № 137 религиозные организации, строящие культовые здания, освобождены от уплаты земельного налога.

В последние годы в связи с возрастанием гражданской активности в стране отмечается и активизация религиозных организаций. По данным аналитического проекта «Индекс гражданского общества», волонтерская работа, которая является показателем развитости третьего сектора, является не слишком популярной в белорусском обществе, однако среди невысоких показателей сегментов гражданского общества выделяются 10% респондентов, которые занимаются волонтерством по инициативе и под руководством религиозных организаций [2].

Активизация третьего сектора (НГО и религиозных организаций) привела к разработке проекта «Дорожной карты» для продвижения Беларуси в рамках инициативы Восточное партнерство «Право на свободу религии и убеждений» в рамках тематической платформы «Демократия, права человека, надлежащее управление и стабильность» [3]. Модель «Дорожной карты» представляет собой программу совместной деятельности гражданского общества, в том числе религиозных организаций, и государства для обеспечения так называемых «религиозных свобод» (англоязычный термин, синоним прав в области свободы совести и вероисповедания). Данный документ имеет большое значение не только внутри страны, но и для ее международного имиджа, т.к. в основе критериев и индикаторов выполнения «дорожной карты» лежат международные стандарты обеспечения религиозных свобод. Важной особенностью подобных программ является их выполнение на основе партнерства государства и субъектов гражданского общества. Субъектами гражданского общества в данной методологической схеме признаются не только легализованные (зарегистрированные) организации, но и гражданские инициативы, экспертные сообщества.

Прецедент совместного проектирования «Дорожной карты» по международным стандартам сделал возможным новое для Беларуси явление - общественно-конфессиональные отношения и общественную политику как сферу полноценного партнерства государства и гражданского общества. В проекте была отмечена важность и необходимость конструктивного государственно-конфессионального диалога в целях активизации потенциала религиозных организаций и создания условий для реализации права на свободу религии и убеждений, созидания толерантных отношений. Исключительно важным признано приведение национального законодательства о свободе совести, религиозной деятельности и религиозных организациях в соответствие с международными стандартами.

В «Дорожной карте» была дана оценка состоянию свободы религии и убеждений в Беларуси в актуальный момент на основе экспертных оценок и докладов неправительственных организаций, в том числе международных, и были выделены следующие основные проблемы в сфере свободы религии и убеждений в Беларуси, которые по большому счету касаются проявлений религиозного фактора в системе социально-политических отношений:

Отсутствие эффективной системы партнерства между государством, большинством религиозных организаций, экспертными сообществами (правозащитными, научными), общественностью в широком смысле. В результате государственная конфессиональная политика является непрозрачной для акторов гражданского общества, отсутствуют механизмы ее корректировки ими.

Общественные комиссии по контролю за соблюдением прав граждан в области свободы совести и вероисповедания, созданные при государственных и местных органах власти, работают недостаточно эффективно. Отсутствует законодательная база функционирования этих комиссий, экспертных советов и прочих структур гражданского общества, способных выступать партнерами государства в проведении конфессиональной политики, а также оказывать влияние на корректировку конфессиональной политики в целях демократии.

Недостаток правовой грамотности граждан (как верующих, так и неверующих), в особенности педагогов в учреждениях образования; невостребованность информации о международных стандартах обеспечения свободы совести и религии; полное отсутствие данной информации в образовательном и воспитательном пространстве; отсутствие квалифицированных специалистов (юристов, педагогов, психологов), имеющих опыт работы в обеспечении прав на свободу совести и вероисповедания, особенно в регионах Беларуси.

Одной их важнейших задач государственно-общественной-конфессиональной политики должно стать воспитание навыков толерантного поведения. Воспитание терпимости (толерантности) и недискриминации должно происходить в различных сферах, включая семью, общество, религиозные общины, политические партии и масс-медиа. Обучение в школе в особенности подходит для убеждения в том, что ценности, поддерживающие права человека, углубляют и укрепляют культуру веротерпимости и прав человека. В этих целях проект «Дорожной карты» предполагает:

создание и внедрение в системе образования, повышения квалификации, подготовки и переподготовки работников государственных, правоохранительных, судебных органов учебных курсов, посвященных свободе религии и убеждений в контексте прав человека;

внедрение в систему учебно-воспитательной работы европейского опыта преподавания религиоведения (теологии) в государственных школах на основе «Толедских принципов» ОБСЕ (2007 г.), подчиненных идее недискриминации по религиозному признаку и полному соблюдению прав в области свободы совести и вероисповедания;

продвижение идей толерантности: публикации и программы в СМИ с привлечением представителей различных конфессий, создание и распространение соответствующих учебных и просветительских материалов в учреждениях образования, государственных органах.

Таким образом, в настоящее время происходит изменение привычных трендов «государственно-конфессиональные отношения» и «межконфессиональные отношения», их преобразование в многосторонние общественные-государственные-конфессиональные отношения. Особенностями нового тренда являются:

а) политика партнерства и максимально полной координации и взаимодействия всех субъектов;

б) имплементация в национальное законодательство и правоприменительную практику международных стандартов обеспечения свободы совести и вероисповедания;

в) тесное взаимодействие и корреляция национальных процессов проявлений религиозного фактора с консолидационными европейскими, вовлечение религиозного фактора в правовые рамки;

г) формирование навыков толерантного поведения, что особенно важно в гетерогенном этноконфессиональном пространстве.

Религиозный фактор в современной культуре не только не теряет своего влияния в современной социально-политической жизни, но еще более его упрочивает путем актуализации новых социальных проектов.

Современный перечень социальных моделей конфессиональных организаций представляет собой своеобразную «линейку» от крайних форм социального традиционализма (старообрядцы) до самых современных проектов протестантских организаций (молодежная активность, популяризация здорового образа жизни и пр.).

Вопреки утверждениям об отмирании религиозности по мере технологического развития общества, современные религиозные организации демонстрируют новые формы социальной активности, активно лоббируют свои интересы в сфере политики.

Это реалии, которые необходимо учитывать при выстраивании отношений государства, общества и конфессиональных организаций, при аналитической работе в этой сфере.