Проблемы и перспективы развития закрытых систем социальной работы

В настоящее время существует ряд нерешенных проблем в области функционирования «закрытых» систем социальной работы.

Государственными органами не рассматривается вопрос основания домов – интернатов только для престарелых и только для инвалидов, когда молодые инвалиды могут содержаться раздельно от инвалидов по старости и престарелых.

В России преобладают дома – интернаты смешанного типа, где в одном здании, но в разных отделениях содержатся престарелые и молодые инвалиды. Трудотерапия проводится в одних цехах, опекаемые постоянно испытывают дефицит общения, на обстановке отрицательно отражается и тот факт, что опекаемые, являющиеся инвалидами, помещаются в дома – интернаты для престарелых и инвалидов с 18 лет и живут там на протяжении всей жизни. Между тем пожилые поступают в дома - интернаты только после достижения преклонного возраста. Инвалиды с детства и престарелые, ставшие инвалидами по болезни либо по возрасту, а также просто пожилые люди имеют разный менталитет, психологические наклонности и восприятия. Испытывая проблемы адаптации, нервно – психологическое напряжение, стресс, принадлежа к разным возрастным категориям и переживая межпоколенческие конфликты, они оказывают друг на друга неблагоприятное воздействие.

Результаты мониторинга проживания опекаемых в государственных домах – интернатах показывают, насколько сильно концепция управления и организации их деятельности нуждается в совершенствовании. Принятые методы деятельности отстают от реалий современности и не принимают во внимание наработанный опыт развитых зарубежных стран. Такая практика выделяет пожилых и инвалидов в маргинальную группу, способствует их изолированности.

Необходимо ввести типовое деление домов – интернатов, поскольку существующая система домов – интернатов не только не способствует реабилитации и внедрению в общество, а напротив ведет к деградации личности (дома – интернаты для престарелых, дома – интернаты для молодых инвалидов). При этом в положениях о домах - интернатах необходимо предусмотреть, что они могут соответствовать лишь одному типу. Принятию положений о домах – интернатах должно предшествовать внесение изменений в законодательные акты. Помимо принятия изменений и дополнений в законы, необходимо принятие нормативно – технических документов, согласованных с профильными специалистами: медиками, строителями, проектировщиками, способствующих правильной организации реабилитационных мероприятий. То есть, определение форм и методов организации медицинского обслуживания, обучения, организации труда и отдыха, досуга, планировки комнат, наличие спортивных залов и т.д.

Необходимо отметить недостаточно открытый для общества характер функционирования системы домов – интернатов. Часто администрация не сотрудничает с национальными и международными неправительственными организациями, занимающимися проблемами инвалидов и престарелых. Между тем, посещение социальных учреждений представителями общественных организаций является наиболее эффективным способом контроля за соблюдением прав лиц, проживающих в них. Также администрациями домов – интернатов не организуется проведение проектов, программ местного, регионального уровня в целях совершенствования деятельности интернатных учреждений или по вопросам улучшения условий содержания опекаемых.

Согласно Принципам ООН в отношении пожилых людей, принятым резолюцией 46/91 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1991 года, пожилые люди должны иметь возможность жить в условиях, которые являются безопасными и могут быть адаптированы с учетом личных наклонностей и изменяющихся возможностей [12].

В большинстве домов – интернатов опекаемые поселены в соответствии с половыми, возрастными, двигательными способностями. Данное несоответствие обусловлено нехваткой жилых помещений. Наблюдается общая перенаселенность людей в учреждении.

Супругам из числа проживающих в доме – интернате должно выделяться изолированное жилое помещение для совместного проживания, в этой связи во всех домах - интернатах разрешено проживание семейных пар, что обеспечивает реализацию права лиц с ограниченными возможностями на личную свободу и семейную жизнь, предусмотренную положением № 9 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов и Принципами ООН в отношении пожилых людей.

К числу положительных характеристик жилищных условий отечественных домов-интернатов следует отнести то, что здания многих из них окружены насаждениями, опекаемые имеют возможность совершать прогулки.

Большинство зданий домов-интернатов построены более 30-40 лет назад. Строительные нормативы и правила по проектированию и строительству социальных объектов для престарелых и инвалидов также нуждаются в пересмотре с целью наиболее полного учета их возможностей по передвижению и самообслуживанию. Здания государственных домов – интернатов в большинстве своем требуют капитального ремонта, модернизации внутреннего устройства. Вопрос, требующий особого внимания – безопасность и адаптация зданий к нуждам пожилых лиц с ограниченными возможностями

В многих домах-интернатах выявлены факты отсутствия в них условий для проживания лиц с ограниченными возможностями: лифтов, пандусов, спусков, приспособленных туалетных помещений.

Санитарно-гигиенические условия в большинстве домов-интернатов удовлетворительные. Все дома – интернаты имеют душевые, бани и прачечные.

В большинстве домов – интернатов отсутствуют приспособления для пожилых лиц с ограниченными возможностями, что усугубляет санитарно-эпидемиологическую ситуацию в домах-интернатах. Лица с ограниченными возможностями, не способные самостоятельно себя обслуживать, вынуждены большое количество времени проводить в комнате, что сказывается на их здоровье и самочувствии.

Проблемой также является обеспечение прав пожилых при размещении их в комнатах. Так, практически во всех домах интернатах есть 3-6 местные комнаты, соответственно в одной комнате допускается проживание более 3 человек. Большая скученность людей, являющихся пожилыми и инвалидами оказывает неблагоприятное влияние на состояние их душевного равновесия и не прибавляет оптимизма в настроениях. Также данный факт не соответствует 5 Принципу ООН в отношении пожилых людей в части того, что пожилые люди должны иметь возможность жить в условиях, которые могут быть адаптированы с учетом личных наклонностей и изменяющихся возможностей [12]. Именно скученность является поводом для возникновения конфликтных ситуаций между пожилыми, поскольку они не имеют или имеют очень ограниченное личное пространство, не позволяющего чувствовать себя в уединении и заниматься своими делами.

Проведение мониторинга посещаемых домов – интернатов для престарелых и инвалидов показало, что в некоторых домах-интернатах недостаточное внимание уделяется вопросам обеспечения такими условиями, как теплоснабжение, доступ к пользованию бытовыми услугами.

Практически во всех домах – интернатах возможно отключение электроэнергии, что крайне нежелательно. В этой связи есть необходимость местным исполнительным органам рассмотреть вопрос перевода домов – интернатов на первую категорию энергоснабжения в целях обеспечения бесперебойной подачи электроэнергии для нужд опекаемых.

В большинстве государственных домов – интернатов состояние одежды и обуви опекаемых удовлетворительное. Одежду выдают один или два раза в год либо по мере возникновения необходимости.

Наиболее серьезные нарушения прав пожилых людей, выявленные в результате посещения домов-интернатов, допускаются при получении опекаемыми пенсий.

Особое внимание в домах – интернатах уделяется участникам и ветеранам Великой Отечественной войны. Участники Великой Отечественной войны, а также лица, приравненные к ним, принимаются в дома - интернаты в первоочередном порядке, независимо от наличия близких совершеннолетних трудоспособных родственников, обязанных по законодательству их содержать и заботиться о них. Дополнительно администрация домов – интернатов создает особые условия для их проживания. Вместе с тем участникам и ветеранам ВОВ не уделяется должного внимания не только со стороны персонала домов – интернатов, но и со стороны общества. В основном они служат объектами внимания только во время празднования памятных дат.

Наиболее сложными для опекаемых являются первые месяцы пребывания в домах – интернатах. Около полугода пожилые люди оказываются в кризисной ситуации. В первые дни это связано с поступлением в дом – интернат, переменой места жительства, сменой жизненных стереотипов, осознанием необходимости в посторонней помощи. В течение первого месяца пребывания решается вопрос расселения в жилых комнатах. При этом возникают вопросы межличностных отношений, психологической совместимости.

Совместное проживание пожилых и лиц с тяжелыми физическими недостатками отрицательно сказывается на обеих группах и влияет на все стороны их жизни. Для большинства людей поступление в дом-интернат и отказ от привычных условий и окружения является огромным стрессом, который влияет на психическое самочувствие и, в последствии, на физическое здоровье. Все это создает препятствия для адаптации в новых условиях. В этой связи для поступающих необходимо создавать психологическую установку на новый образ жизни, важно как можно больше активизировать старых людей, выявлять среди них лидеров, которые могут помочь соседям. В работу также должны быть вовлечены реабилитологи, психологи, обладающие специфичными знаниями и опытом работы, которых в большинстве домов – интернатов нет.

Отсутствие достаточного количества приспособлений и техники для пожаротушения, неработающая автоматическая пожарная сигнализация, плачевное состояние электросетей и электрооборудования - вот неполный список нарушений пожарной безопасности.

Особенно актуальным по всем домам – интернатам является вопрос организации эвакуации опекаемых. Зачастую неходячие больные и инвалиды поселены на верхних этажах и не везде есть специальные пандусы для спусков с 3-5 этажей (поскольку большинство зданий домов – интернатов имеют высотность в 4-5 этажей) и вместительные лифты. Также практически нет средств эвакуации для опекаемых, испытывающих трудности с передвижением.

Следует рассмотреть также тему нарушителей режима, которыми в большинстве своем оказываются бывшие пожилые осужденные. В соответствии с Уголовно-исполнительным кодекса РФ инвалиды 1 и 2 группы, а также мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома престарелых [13]. Единственными противопоказаниями для приема в дома-интернаты являются заболевания медицинского характера, от поступающих в дома-интернаты не требуют характеристики с места последнего содержания или работы. Подопечные также могут быть отчислены из дома – интерната при систематическом (более трех раз) нарушении внутреннего распорядка, в том числе употреблении наркотических средств, распитии спиртных напитков, порчу товарно-материальных ценностей и иного имущества, а также при совершении противоправных действий. Между тем, данные требования не останавливают некоторых нарушителей, которые причиняют неудобства большей части опекаемых, а также могут навредить себе. В этой связи целесообразно создание нескольких домов – интернатов для престарелых и инвалидов, представляющих социальную опасность для окружающих. Дело в том, что некоторые лица, имеющие судимости, держат в страхе не только совместно проживающих соседей, но и медицинский, обслуживающий персонал. Административные и уголовные дела против таких опекаемых, как правило, не возбуждаются, другие меры воздействия безрезультатны. Угроза исключения из интернатов их также мало пугает, тогда как по жалобам отчисленного, действия администрации могут быть проверены несколько раз контролирующими органами.

По заявлению администрации домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в учреждениях к провинившимся жителям не применяются меры медицинского воздействия (успокаивающие уколы, психотропные вещества, подавляющие волю) либо какие-либо другие меры наказания.

Современное состояние детских домов и те проблемы, с которыми сталкиваются их воспитанники при выходе из них, обращают на себя внимание очень многих специалистов. Причина этого кроется в том, что выпускники детских домов являются «чужими» в обществе после оставления ими детского дома. Они не чувствуют себя нормальными членами общества, не ощущают себя встроенными в нормальные социальные связи и взаимоотношения. Это является следствием их воспитания в детском учреждении, вырывания из привычной жизненной среды. Эти факты накладывают отпечаток на процесс социализации, который значительно отличается от того, который идет в семье. А значение процесса социализации в жизни человека очень велико.

Очень серьезные изменения претерпевает процесс социализации у детей, воспитывающихся в детских домах. Изменения происходят в любом случае и не зависят от причин, по которым ребенок попадает в детский дом: потеря родителей, отказ родителей от ребенка, невозможность родителями реализовать свою главную функцию - воспитательную. Все эти случаи ведут к нарушению семейной социализации, во время которой закладываются основы основ.

Социализация не прекращается с попаданием ребенка в детский дом, она идет своим чередом, но весь вопрос состоит в том, каким образом она продолжается и чем отличается от семейной, какие последствия имеет для дальнейшего развития личности?

Эти вопросы являются серьезными и требуют тщательного анализа, так как от того, как прошла социализация в детстве, зависит вся дальнейшая жизнь человека, именно в детстве закладывается все то, что потом помогает жить в течение всей жизни.

По данным Генпрокуратуры РФ только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, еще 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством.[14]

Ежегодно из детских домов России выпускается 26 тысяч воспитанников. По данным Министерства образования РФ, за последние 15 лет 90 тысяч из них не были обеспечены положенным по закону жильем.

Председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина выделила шокирующую статистику, сообщив о том, что в России сейчас 700 тысяч сирот – больше, чем в конце Второй мировой войны, когда погибло примерно 25 миллионов советских граждан.

Е. Мизулина отметила, что у России также далеко не лучшая репутация в вопросе усыновления детей. По ее словам, за последние три года приемные, воспитывающие и опекунские семьи в России вернули назад в детские дома 30 000 детей. [15]

Количество детей, признанных сиротами, в России в 4-5 раз больше, чем в Европе и США. 30 процентов из них живет в детских домах. В большинстве своем от этих детей либо отказались родители, либо органы опеки перевели их в детдома, забрав ребят у родителей, не заботящихся о них.

В целях решения выше перечисленных проблем необходимо применять следующие меры:

- увеличение финансирования «закрытых» систем социальной работы из бюджетных и внебюджетных источников финансирования;

- создание новых домов интернатов повышенной комфортности для улучшения психологического климата внутри заведения;

- увеличение штата квалифицированных сотрудников, способных оказывать психологическую помощь;

- установление жесткого контроля над целевым использованием денежных средств, выделенных на функционирование «закрытой» системы социальной работы;

- оказание адресной помощи выпускникам домов-интернатов, детских домов в их социализации.