Проблемы становления информационного общества в России

Под влиянием взрывного развития всех видов информационных технологий осуществляется переход человечества в информационное общество. Информационная эра проявляет свои качества в переводе в информационную плоскость всего того, что ранее понималось как явление прямого действительного действия. Возрастающая роль информации и информационных систем – исторический факт, лежащий в основе концепций информационного общества (Е. Масуда, Д. Белл, А. Тоффлер и др.).

Существенное отличие строящегося «информационного общества» от предыдущих эпох выражается в следующем:

      ·    Информационные технологии поднимают на неведомую ранее высоту значение знания и информационных потоков;

      ·    Технологиями обработки информации и коммуникацией обусловлено (и даже вызвано) ядро трансформаций, которые переживает современный мир;

      ·    Генерирование, обработка и передача информации становятся фундаментальными источниками производительности и власти.

Роль информационных факторов в мировой политике неуклонно возрастает. Информация превратилась в глобальный, в принципе, неистощимый ресурс человечества. Российский политолог Л. Радзиховский призывал понимать геополитику сегодня в духе 21 века: как местонахождение в мировом информационном пространстве, поскольку жизненное пространство в 21 веке – информационное пространство.

За последнее десятилетие все развитые страны приняли свои концепции и руководящие документы, сформулировали стратегию и тактику относительно наступления новой информационной эры развития мира. Ориентировочным для всех государств документом является Окинавская хартия «Глобальное информационное общество».

Начиная с середины 90-х гг. 20 века Россия разрабатывает собственные концепции, доктрины, планы в области информационных ресурсов общества. В 1995 г. была создана «Концепция построения и развития российского информационного пространства и государственных информационных ресурсов», принят Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»; в 1998 г. принята «Концепция формирования информационного общества в России»; в 2000 г. появилась «Доктрина информационной безопасности», а также Федеральная целевая программа «Электронная Россия».

По мнению П. А. Цыганкова, воздействие СМИ является одним из вызовов безопасности для России в современном глобализирующемся мире и ведет к разрыву между ожиданиями граждан и возможностями государств. Сегодня возможности масс-медиа выходят далеко за рамки государственных границ. Предлагая нечто вроде «лучшего из миров», новейшие и все более соблазнительные развлечения, частные и транснациональные электронные СМИ объективно, а иногда и целенаправленно отвлекают людей от негативных последствий глобализации, от национальных гражданских задач, противопоставляя «подавляющее воздействие государства на личность» «освободительным» процессам «планетарной культуры», разрушая лояльность людей по отношению к «своему» государству.

Повсюду происходит масс-медийное конструирование событий. В глобальном масштабе такое конструирование служит многим задачам, в том числе беспрецедентной до недавнего времени задаче легитимации (или оправданию) внешнего вмешательства в дела других стран. «Глобальные медиа во все большей степени становятся инструментом мобилизации, которая может осуществляться поверх границ национальных государств».

Своей интенсивной работой масс-медиа обеспечивают информационные войны (ИВ) за власть. Понятие ИВ применяется для выражения проблемы информационно-технологической угрозы или войны информационных технологий, т.е. использования информационных систем (компьютеров, телекоммуникационных сетей, баз данных) в военных целях. В настоящее время почти все конфликтные ситуации, локальные войны оказываются сюжетами информационных войн и информационного произвола.

Следует различать информационную войну (борьбу) в широком (во всех сферах) и узком смысле (в какой-либо сфере, политической, например). Основные сферы ведения информационного противоборства – политическая, дипломатическая, финансово-экономическая, военная. Информационная революция, как и глобализация, в современном мире выступает, таким образом, определяющим геополитическим процессом, а геополитическое информационное противоборство (ГИП) является современной формой борьбы между государствами. При ГИП одно государство проводит систему мер с целью нарушения информационной безопасности другого государства при одновременной защите от аналогичных действий со стороны противодействующего государства.

Следует выделить два вида информационной борьбы: информационно-техническую и информационно-психологическую. Для защиты от негативных воздействий социальных объектов в ходе глобальной ГИП необходимо создание системы информационно-психологического обеспечения как составной части национальной безопасности России. Данная система должна обеспечить защиту психики политической элиты и населения России от негативного информационно-психологического воздействия.

Политическое руководство России пока еще уделяет недостаточное внимание росту значения СМИ, особенно телевидения в современной мировой политике. Проблема обеспечения информационной безопасности в России длительное время не только не выдвигалась, но фактически игнорировалась. При этом считалось, что путем тотальной секретности и различными ограничениями можно обеспечить информационную безопасность страны.

Только сейчас Российское государство начинает серьезно и ответственно подходить к проблеме определения и отстаивания жизненно важных интересов, реальных и потенциальных угроз в информационной сфере. Сущность стратегии России заключается в необходимости активного ведения информационного противоборства для защиты своих национальных интересов (прежде всего экономических) на основе многовекового национального опыта.