Программа эксперимента по постпенитенциарной реабилитации бывших осужденных

Необходимость технологизации деятельности по реабилитации бывших осужденных

Деятельность по реабилитации бывших осужденных достаточно новое направление в социальной работе. По данному направлению работы ощущается дефицит научных работ, учебных знаний. Наиболее полно суть процесса постпенитенциарной реабилитации раскрыта в учебном пособии «Социальная работа с осужденными», но данная работа – фактически единственное пособие для будущих практических работников. В связи с недостатком научного материала и практических рекомендаций необходимо как можно скорее технологизировать данный процесс, выработать общие правила проведения данного рода деятельности, чтобы облегчить проведение такого рода работы социальным работникам, не имеющим очень высокого уровня квалификации.

Технология означает в переводе с греческого techne – искусство, мастерство, ремесло, logos – слово, понятие, учение.

Технологизация процесса подразумевает под собой выделение четырех компонентов. Целевой компонент определяет направление воздействия. Содержательный компонент определяет программу действий, подбор необходимых для этого материальных условий, теоретической базы деятельности. Деятельностный компонент подразумевает под собой само действие по выполнению процесса. И, наконец, результативный компонент показывает эффективность процесса. В нашем случае цель действий определена – это более эффективная постпенитенциарная реабилитация осужденных с помощью углубленной диагностики профессионального потенциала бывших осужденных. Содержательным компонентом в данном процессе являются: наличие Центра постпенитенциарной реабилитации осужденных, наличие коллектива квалифицированных специалистов по социальной работе, работающих на базе этого центра, наличие исправительной колонии, в которой осуществляется предварительный этап эксперимента. Необходимы также определенные материальные средства на проведение эксперимента. Деятельностный компонент данной технологии раскрыт ниже.

Программа проведения эксперимента по контролю за постпенитенциарной реабилитацией бывших осужденных при углубленном диагностировании их профессионального потенциала

1 этап эксперимента – Подготовка к свободе (Место проведения – колония).

В условиях эксперимента необходимо отбирать кандидатов на прохождение постпенитенциарной реабилитации за определенный промежуток времени до их освобождения из мест лишения свободы. Входя в число участников эксперимента, человек должен заранее осознать для себя свой выбор в пользу законопослушного образа жизни. Желательным будет включение в состав эксперимента, как лиц имеющих жилье и родственников, так и лиц нуждающихся в жилье и не имеющих родственников.

Нецелесообразно включать в состав участников эксперимента лиц, страдавших тяжелыми формами наркомании и алкоголизма. Участие подобных лиц может впоследствии неверным образом скорректировать методику работы с освободившимися людьми в сторону усиления контроля над ними. Подобное изменение неминуемо приведет к падению уровня доверия между социальными работниками и бывшими осужденными.

А) Работа с документами.

Лица, попадающие в места лишения свободы зачастую вообще лишены каких либо документов, иногда документы бывают утеряны либо недействительны. Социальный работник, работающий с участниками эксперимента в исправительной колонии должен взять на себя контроль над восстановлением старых документов (как-то: дипломы различных учебных заведений, удостоверения об окончании каких-либо профессиональных курсов, получении профессиональных разрядов и т.п.), и над получением новых (паспорт гражданина России). Работа с документами очень важна, так как значительное число лиц, вновь совершивших преступления, не смогло устроиться после освобождения на работу именно из-за отсутствия документов. К сожалению, правовая культура лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, достаточно низка. На получение документов на свободе надо затратить силы и время, но многие бывшие осужденные даже не считают нужным это сделать в силу безалаберности и недальновидности.

Б) Работа по выявлению и укреплению семейных и родственных связей.

Подобного рода работа должна проводиться в местах лишения свободы в течение всего срока наказания, но на практике, вследствие низкого уровня финансирования уголовно-исполнительной системы и, как результат, резкого кадрового дефицита, подобная работа если и проводится, то на достаточно низком уровне. Такую работу должен проводить социальный работник совместно с самим осужденным.

В) Работа по психологической подготовке к выходу на свободу.

Психологический аспект подготовки к освобождению заключается в приготовлении осужденного к повседневной жизни, обыденным жизненным ситуациям, простейшим социальным действиям (оплата коммунальных услуг, поход по магазинам, поездка в транспорте, посещение заведений общепита и развлекательных учреждений).

Зачастую, человек выходящий из мест лишения свободы бывает подавлен изменениями, произошедшими в нашей стране за последние годы. У многих возникает подсознательное, а иногда и осознанное стремление к возвращению в места лишения свободы, где хоть не так уж и комфортно физически, зато достаточно комфортно психологически. Все знакомо, правила поведения известны, социальная роль, как правило, давно определена.

Особое место в психологической подготовке занимает работа с осужденными, выполнявшими в колонии ответственную общественную работу и занимавшими высокопоставленное положение в иерархии самоуправления осужденных, так называемых «активистов». Привыкая к своему высокому статусу среди осужденных, бывшие «активисты» пытаются найти себя на свободе, оставаясь в прежней социальной роли «руководителя» либо достаточно высокопоставленного человека. Они, как правило, бывают шокированы теми обстоятельствами что, во-первых, для общества они такие же люди второго сорта, как и остальные осужденные, не занимавшие постов в иерархии колонии, а во-вторых, никто не видит их в качестве управленческих или интеллектуальных работников. Места на которые претендуют бывшие осужденные оказываются занятыми, а неправильное понимание своей социальной роли в обществе ведет к тому, что человек не находит себе места в честной жизни, стремится проявлять свои лидерские качества среди «старых знакомых» из преступного мира.

Психологическая работа с участниками эксперимента должна подталкивать их к мысли, что жизнь на свободе достаточно сложна, но сложна не настолько, чтобы ее бояться.

Психологическая работа с участниками эксперимента должна проводиться в форме бесед, тестов, различных видов психологической терапии.

В) Валеологическая работа с участниками эксперимента.

Места лишения свободы не способствуют укреплению здоровья лиц в них находящихся. Следовательно, можно предположить, что лица, освобождающиеся из мест лишения свободы будут иметь не очень хорошее состояние здоровья. Программа эксперимента не может включать в себя курс терапии от самых разных заболеваний, но участники эксперимента должны иметь информацию о состоянии их здоровья, должны получить краткие рекомендации врачей по волнующим их вопросам, существующим способам лечения тех или иных имеющихся у осужденных заболеваний. Лица, прошедшие исправительные учреждения, не очень активно реагируют на вербальные способы воздействия, поэтому не следует уделять очень много места вопросам пропаганды здорового образа жизни и гигиены. Способ подачи сведений на этом этапе должен быть только нейтральным, информирующим, но не как не убеждающим или пропагандирующим.

Методы работы: медицинское обследование, информационная беседа.

Г) Юридическая работа с участниками эксперимента

Осужденные должны быть осведомлены об изменениях, произошедших в законодательстве за последние годы, об изменениях правил регистрации по месту жительства (прописки), об изменениях правил получения различных документов и т.п. Осужденные должны быть четко проинформированы о той последовательности действий, которую они должны будут совершить после освобождения (постановка на учет в органах внутренних дел при освобождении по УДО, регистрация по месту жительства, постановка на воинский учет).

Методы работы: лекция, беседа.

Д) Профориентационная работа с участниками эксперимента.

Участники эксперимента, как правило, имеют какие-либо профессиональные способности и навыки. Эти способности и навыки могут быть подтверждены соответствующими документами (дипломы, удостоверения), а могут быть, и не подтверждены. Например, осужденный, за несколько лет пребывания в колонии, стал опытным автослесарем, либо резчиком по дереву, а колонии нет профессионально-образовательного учреждения соответствующего профиля, и документально подтвердить профессиональные навыки осужденного никто не может. В данном случае необходимо зафиксировать наличие у осужденного подобных навыков в документах, передаваемых в Центр постпенитенциарной реабилитации.

Методы работы: анкетирование, тестирование, беседа, общение в трудовом коллективе осужденного.

2 этап эксперимента Постпенитенциарная реабилитация (место проведения – Центр постпенитенциарной реабилитации).

Работа на втором этапе эксперимента должна идти по нескольким направлениям. Важнейшим направлением является психолого-профориентационное направление. Необходимо также проводить контроль за исполнением участниками эксперимента правовых обязанностей, вытекающих из освобождения (получение документов, постановка на учет в органах МВД по месту жительства).

Неверно считать, что осужденный, проведя несколько лет в местах лишения свободы и испытав на себе мощное давление уголовно-исполнительной системы, сразу после освобождения бросится в ее объятья. Человек, несколько лет проведший без простых человеческих радостей нуждается в снятии психологического стресса в течение некоторого времени после освобождения из мест лишения свободы.

Задача социального работника – проконтролировать процесс снятия стресса. Это достаточно трудновыполнимая, но вполне разрешимая задача. Связь с участниками эксперимента может поддерживаться путем встреч и телефонных переговоров. Участник эксперимента после освобождения должен сам определить свое время снятия стресса, восстановления своего нормального психологического состояния. Вполне допустимо, что на этом этапе часть участников эксперимента отсеется. Для кого-то свобода станет непосильным испытанием, кто-то найдет для себя другие жизненные пути.

Работу с участниками эксперимента необходимо продолжить не ранее недели после их освобождения. Человек должен осознать изменения, произошедшие вокруг него, осознать изменение своего статуса, почувствовать увеличившуюся ответственность за свое поведение и образ жизни.

На данном этапе – Центр постпенитенциарной реабилитации должен превратиться в своего рода, коммуну, «дом» для участников эксперимента. Необходимо создание психологической обстановки, способствующей комфортному состоянию бывших осужденных. В то же время обстановка в Центре должна предотвращать случаи употребления спиртного и наркотических средств. Обязанность сотрудников Центра – не потерять контроль над клиентами.

Основная задача сотрудников Центра на данном этапе эксперимента – проведение качественной психолого-профессиональной диагностики бывших осужденных, выявление их склонностей и способностей. Диагностика на данном этапе отличается от диагностики проводимой в колонии тем, что она более полна и достоверна, так как при проведении диагностики в колонии в поведении осужденных велика роль факторов, мешающих достоверному исследованию (Подобными факторами могут быть мнение других осужденных, боязнь принудительного трудоустройства администрацией колонии и т.п.).

Необходимо тесное сотрудничество работников Центра с органами, занимающимися трудоустройством граждан. Такими органами могут быть не только государственные центры занятости населения, работающие не очень эффективно, но и частные фирмы, занимающиеся подбором персонала. Трудно предположить, что подходящая вакансия будет найдена незамедлительно, но большое количество информации по вакансиям позволит выбрать наиболее подходящие варианты временного трудоустройства.

Неправильно было бы думать, что весь смысл пребывания бывшего осуждения в Центре – это поиск работы по своей профессии. Мир вокруг нас меняется с нарастающей быстротой. Профессии, необходимые вчера, сегодня оказываются никому не нужными, и, наоборот, профессии невостребованные и непопулярные становятся востребованными и социально значимыми.

Необходим четкий алгоритм при выборе профессии осужденным. Если по имеющейся у осужденного профессии в данное время вакансий нет, либо предлагаемые условия оплаты труда и условий труда не соответствуют даже самым низким жизненным стандартам, то по истечению определенного промежутка времени (этот промежуток должен включать в себя поиск места работы, работу на испытательном сроке, повторные поиски), бывший осужденный должен быть переориентирован на поиск работы по другим специальностям. Данная переориентация должна проводиться по результатам психологического и профессионального тестирования, проводимого специалистами центра.

Для контроля над ходом эксперимента необходимо документальное сопровождение. Оно должно выражаться в ведении журналов, в которых должны отражаться основные мероприятия, проводимые с участниками. А также в ведении личных тетрадей, в которых бы отражались результаты психологического и профессионального тестирований, бесед с бывшими осужденными, результаты поисков места трудоустройства, места профессионального переобучения.

Диагностика профессионального потенциала в ходе эксперимента должна проводиться на базе научно разработанных профориентационных тестов и испытаний. Для проведения подобной диагностики были отобраны следующие тесты MMPI, тест Л. А. Йовайши, методика Д. Голланда, методика В. Смекалы и М. Кучеры), профориентационные онлайн-тесты в Интернете.

Смысл диагностики профессионального потенциала бывших осужденных – в выявлении скрытых талантов, способностей. Психологические и социологические методы исследования не назовут профессию для испытуемого, но они покажут области человеческих навыков и возможностей, в которых человек может попробовать себя, переквалифицироваться.

Данный эксперимент на начальном этапе подразумевает усиленную опеку его участников, так как велика вероятность психологических срывов его участников. Необходимо постепенно перекладывать ответственность за свою судьбу на плечи самих осужденных.

За основу результативного компонента данного исследования был взят принцип плацебо, широко применяемый для испытания новых медицинских препаратов. Поскольку сам термин «диагностика» имеет медицинское происхождение, и сама социальная работа имеет сходство с помощью врача больному, использование этого принципа будет правомерным.

При наборе группы участников эксперимента (определенное количество участников) из числа освобождающихся, необходимо набрать параллельную группу осужденных, также готовящихся к освобождению, но по той программе, которую предлагает исправительное учреждение. Контроль над их адаптацией к свободной жизни представляется весьма затруднительным, но он может быть поставлен на материальную основу (регулярные небольшие денежные выплаты за ответы на вопросы лиц, проводящих эксперимент). Материальное вознаграждение решит проблему получения информации о ходе самостоятельной реабилитации среди параллельной группы. Необходима также и работа по получению информации с органами внутренних дел тех районов, в которые отбыли освободившиеся.

Надо отметить, что количество участников эксперимента должно быть достаточно большим (до 20 человек в группе), это необходимо для того, чтобы снизить статистическую погрешность в исследовании.

Не является обязательным условием одновременное начало проведения эксперимента для всех его участников. Освободившиеся осужденные могут поступать в Центр по мере своего освобождения. Необходимо лишь учитывать время их пребывания на свободе.

Также необходимо разнообразие состава осужденных, набираемых в число участников эксперимента. Это должны быть и осужденные освобождающиеся условно-досрочно и осужденные, освобождающиеся по концу срока. Данное условие необходимо выполнить для обеспечения чистоты проведения эксперимента.

Е. Я Тищенко и Г. Н. Штинова (58) выделяют следующие временные этапы социальной реабилитации:

1-й этап – ознакомительный – следование к месту предстоящего жительства, явка в органы внутренних дел, трудоустройство, установление личных контактов с ближайшим социальным окружением (около одного месяца).

2-й этап – восстановительный – восстановление или установление социально полезных отношений, решение бытовых и иных жизненных проблем (продолжительность зависит от конкретных условий).

3-й этап – завершающий (1 – 3 года). В этот период происходит закрепление новых отношений, расширение межличностных связей. Человек занимает соответствующее место в обществе – получает постоянную работу, устраивает свой быт.

Данный эксперимент по времени своей продолжительности в идеальном варианте должен охватывать все три вышеописанных этапа, но в силу злободневности и актуальности темы исследования, время проведения эксперимента должно быть сокращено до 12 месяцев.

По истечению определенных промежутков времени (1 месяц – 6 месяцев – 12 месяцев), проводится сравнительное исследование, показывающее результаты экспериментальной деятельности. Основным критерием оценки эффективности должен стать показатель уровня трудоустройства в каждой из групп. Необходимо оценивать профиль трудоустройства (по специальности либо не по специальности трудится человек), уровень оплаты труда (этот показатель зависит от профиля трудоустройства и закрепляет результаты эксперимента).