Профилактика беспризорности в России

В 90-е годы государством создана новая система реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ней участвуют все министерства и ведомства социальной направленности.

Только наращивание числа специализированных учреждений для беспризорных и безнадзорных детей не решает проблемы. Необходимо бороться с причинами, а не с последствиями негативных процессов, порождающих попадание детей в трудную жизненную ситуацию.

Требуется полный учет и оздоровление всех неблагополучных семей: трудоустройство родителей, лечение их от алкоголизма, оказание помощи по нормализации внутрисемейных отношений, в решении правовых, медицинских, жилищных и иных проблем, обеспечение постоянного патронажа проблемных и кризисных семей. Для выявления кризисных семей и работы с ними нужна совместная деятельность всех органов власти и управления и всех учреждений и отраслей социальной сферы на территории (комиссий по делам несовершеннолетних, инспекций по делам несовершеннолетних, учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства, органов внутренних дел, прокуратуры, органов опеки и попечительства и др.).

Не все семьи поддаются реабилитации. Важно развивать альтернативные формы семейного воспитания детей: усыновления, опеки и попечительства, приемные семьи, семейные группы.

Однако главной задачей является обеспечение полноценного физического, психического и духовного развития, профессионального образования и здорового досуга всех детей на каждой территории.

Эту задачу невозможно решить без участия самих семей, общественных организаций, религиозных конфессий, научных учреждений, волонтеров, промышленников и предпринимателей.

Ликвидация беспризорности и профилактика безнадзорности требуют комплексного подхода к реализации государственной политики поддержки семьи и детства, изменения ее приоритетов.[20]

Отношение к вопросам сохранения семьи надо менять. Нужно проводить четкую государственную и социальную политику в интересах семьи, создавая благоприятные социально-экономические условия для стабилизации и повышения жизненного уровня семей, находящихся за чертой бедности, дети из которых, как правило, пополняют ряды беспризорных и безнадзорных. Необходимо изменить инфраструктуру здравоохранения, образования, культуры, обеспечив их доступность детям из семей всех типов.

Детская безнадзорность и беспризорность тесно связана с социальным сиротством. Проблема социального сиротства вызывает особую обеспокоенность. По разным причинам дети остаются без родительского попечения при живых родителях. За последние года в четыре раза выросло число родителей, лишенных родительских прав. Много стало детей, осиротевших социально.

Но сегодня абсолютно понятно, что более раннее вторжение в кризисную семью, адекватная помощь взрослым и детям – это есть перспектива.[21]

Органам государственной власти всех уровней, органам местного самоуправления необходимо признать семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, приоритетным направлением политики в интересах семьи и детей. Однако на самом деле это происходит не так, потому что отсутствует достаточная, адресная социальная помощь семьям, в том числе малообеспеченным, которые взяли детей на воспитание. Для этого необходимо менять механизмы распределения бюджетных средств, предназначенных на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также создавать системы экономических гарантий, органами местного самоуправления и семьям, которые приняли к себе детей.

Необходимо усилить уголовное преследование родителей и других лиц, допускающих истязание детей, за оставление их в опасном состоянии, в том числе истощение, неоказание медицинской помощи, хулиганские действия, вовлечение в пьянство, проституцию и преступную деятельность. Закон на защите детей, но следственная и судебная практика по этим составам преступлений в отношении родителей пока не сложилась.

Практически сегодня бездействует 156 статья Уголовного кодекса Российской Федерации[22], да и ряд других. Любое преступление должно быть наказано, в особенности против детей. И, конечно же, надо усилить уголовную ответственность в отношении лиц, вовлекающих детей в преступную деятельность, занимающихся сексуальной эксплуатацией детей и подростков.

Результаты прокурорского надзора показывают широко распространенное несоблюдение российского законодательства по вопросам, связанным с беспризорностью.

Следствием всех вышеперечисленных проблем является рост детской преступности.

Как известно, уже на протяжении довольно большого периода времени наблюдается рост общей преступности в целом, что безусловно связано с количественным ростом преступности несовершеннолетних.

Беспризорные дети, являясь так называемой группой риска, не имея средств к существованию, изыскивают их доступным для себя способом. И не всегда законным путем. И как следствие, постоянно пополняют ряды несовершеннолетних преступников.

На сегодняшний день в России нет ни одной государственной структуры, ответственной за социально-психологическое состояние семьи. В отношении же детей-сирот преобладает установка на их содержание в учреждениях интернатного типа, то есть в изоляции от общества. Между многочисленными ведомствами, занимающимися вопросами детей, отсутствует какая-либо взаимосвязь.[23] Нет какого-либо координационного центра, в обязанности которого входили бы разработка и осуществление стратегии деятельности государства в интересах детей. Представителей неправительственных организаций, которые добровольно взяли на себя роль контролеров, таскают по инстанциям и отчитывают за то, что они пытаются бороться за права детей, которых продолжают не обувать, не одевать, не кормить, не воспитывать, не учить, а нередко – применять к ним насилие.

Существует три основных направления совершенствования работы органов власти:

1. Следует настойчиво совершенствовать существующую систему путем развития правовых, организационных, финансовых, информационных и других механизмов взаимодействия между органами, учреждениями и организациями участвующими в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.

2. Необходимо создать специальный орган управления (желательно при Совете Безопасности РФ), отвечающий за решение указанной проблемы и координацию действий различных ведомств, учреждений и организаций.

3. Целесообразно передать функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации одному из ныне действующих органов власти (например, МВД). Одним из основных критериев предпочтения той или иной структуры является ее способность резко сократить организационные издержки, консолидировать и направить ограниченные материальные, финансовые и другие ресурсы на устранение детской беспризорности и безнадзорности – серьезной угрозы национальной безопасности России.

Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо принять неотложные меры по ликвидации беспризорности и создать условия для полноценной социализации детей:

      ·    ужесточить контроль за полной реализацией мер, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

      ·    восстановить роль школы в обеспечении воспитания, всеобщей грамотности, внешкольного воспитания и досуга детей, усилить ее работу с неблагополучными семьями;

      ·    привлечь учреждения культуры и спорта, досуговые учреждения к целенаправленной работе с семьей и детьми;

      ·    создать в каждом регионе инфраструктуру, обеспечивающую полноценную социализацию всех категорий детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (беспризорных детей, несовершеннолетних правонарушителей, детей из неблагополучных семей, нуждающихся в социальной реабилитации, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей с аномалиями в развитии, детей-инвалидов, детей наркоманов и алкоголиков, детей – жертв насилия и др.);

      ·    ввести общегосударственную систему учета (банк данных) беспризорных и безнадзорных детей, в том числе не работающих и не учащихся детей, а также банк данных пропавших детей, которых разыскивают родители, опекуны, интернатные учреждения;

      ·    внедрить системы индивидуального комплексного сопровождения (патронажа) каждого ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, контроля за его развитием в государственном и негосударственном учреждении, в приемной и опекунской семье;

      ·    внедрить новые инновационные модели семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (приемные семьи, семейные группы);

      ·    обеспечить учет реальных расходов семей на содержание и воспитание детей в государственной политике в области оплаты труда, налоговой политике, а также при реформировании образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, туризма, жилищно-коммунального хозяйства;

      ·    создать федеральное министерство по работе с семьей и молодежью, а также управленческие структуры на региональном уровне.