Профилактика девиантного поведения в подростковой среде

Первоосновой системы защиты детства выступает правовая база, которая включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики. В качестве государственной правовой базы социальной защиты подростков следует назвать Конституцию РФ, Закон о семье, Закон об образовании и др. Однако, не смотря на большое количество нормативно-правовых актов действующих на территории Российской Федерации, для профилактики подростковой девиации необходим целостный комплекс направлений деятельности:

1. Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей.

Не для кого не секрет, что первичная социализация наиболее важна для формирования полноценной личности. И главным агентом первичной социализации является семья. И многие проблемы можно решить (или даже предотвратить), если создать более благоприятные условия для семейной жизни и воспитания. Для начала необходимо подготовить молодых родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей

Во-первых, требует решения проблема подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей. Эффективным было бы так же обучение матерей воспитанию детей-инвалидов. Необходимо объяснить молодым людям, как важно для ребенка расти в атмосфере любви, уважения и взаимопонимания. Ведь научившись уважать родителей, человек будет уважать и других окружающих его людей.

Во-вторых, предупреждение ошибок в семейном воспитании. Не стоит навязывать ребенку авторитеты. Ведь задача родителей состоит не в том, чтобы научить подражать, а скорее развить в ребенке индивидуальные и личностные качества. Очень Важным аспектом в воспитании так же является формирование у подростков мировоззрения, нравственных ориентиров и волевых качеств. И ни в коем случае нельзя допускать насилия над ребенком!

«Специалисты-психологи рекомендуют воспитателям в процессе применения принуждения учитывать следующее:

не применять физическое наказание для детей младше 3 лет, так как это влияет на проявление их активности;

воздерживаться от наказания детей и, особенно, подростков в присутствии сверстников. Публичное унижение подавляет волю, травмирует психику;

не наказывать с применением силы за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет. Переходный возраст особенно нетерпим к таким воздействиям, они могут привести к серьезным психическим травмам, формировать отчуждение детей от родителей;

не наказывать ребенка хладнокровно, безжалостно, устраивать своего рода экзекуции как какую-то работу»[16].

Важнейшая задача воспитания — подготовить человека к самовоспитанию. Чем старше человек, тем его роль в самосовершенствовании возрастает. Семья в этом плане не только способствует формированию нравственных ориентиров, развитию волевых качеств, но и помогает освоить навыки работы над собой.

2. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

Разумеется, в школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам родители доверяют своих детей. Однако большинство педагогов в России – люди в возрасте. Они воспитали не одно поколение подростков. Однако им необходимо дополнительное обучение, т.к меняются жизненные реалии и педагог, как никто другой должен это понимать и осознавать всю сложность процесса социализации. Однако не только с педагогами взаимодействует подросток в учебных заведениях, но еще и с коллективом. Это еще сильнее усложняет задачу педагогу. Поэтому необходимо регулярное совершенствование педагогического состава, внеучебной воспитательной работы с подростками, которая способствовала бы индивидуализации работе с детьми.

3. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы; семьи, школы и административных органов по месту жительства в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательное влияние на детей и подростков. С этой целью практикуется:

      ·    организация методических семинаров при школах для родителей (родительский лекторий, родительский семинар);

      ·    повышение роли родительских комитетов в жизни школы, детского сада, усиление связи родителей и учителей;

      ·    посещение учителями детей на дому (проявление заинтересованного участия в том, как живут ученики);

      ·    помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с детьми со стороны учителя, социального педагога школы.

4. Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка в процессе его развития, воспитания.

Значительное влияние на развитие, воспитание ребенка оказывают те люди, которые непосредственно взаимодействуют с ним. Ребенок уже в детском саду оказывается в окружении определенного круга лиц, впоследствии он оказывается членом коллектива, различных сообществ, каждое из которых имеет свои традиции, обычаи, воспитательные возможности. К сожалению, далеко не каждое сообщество в воспитательном отношении носит положительный характер.

5. Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения.

В настоящее время создаются как государственные, так и негосударственные центры по работе с семьей. Эти центры также состоят из квалифицированных специалистов, которые готовы провести диагностику и дать рекомендации для работы с детьми в домашних условиях либо рекомендовать специализированные центры по работе с детьми девиантного поведения. Значительная часть обращений в центры по работе с семьей относится к матерям. Их волнуют преимущественно вопросы дезадаптации детей в школе, в среде общения, личностные проблемы детей, взаимоотношения с ними, нарушение взаимопонимания, конфликтность и пр.

6. Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния.

Бесспорна роль средств массовой информации в формировании мировоззрения детей и подростков. Современные СМИ несут исключительно многообразную, многоплановую информацию, но — без учета особенностей аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника, с ее широкими информационными возможностями.

Издается сегодня и множество полезной печатной продукции, которая может активно использоваться в воспитательном процессе, способствовать формированию духовных взглядов и интересов детей и подростков, уводить их от разлагающей, низкопробной бульварной литературы и периодики.

Каждому человеку присущи свои информационные потребности, свои запросы к виду, качеству, объему информации. Информационные потребности выступают как фактор социальной зрелости, активности и самореализации личности. Существует понятие — информационно-педагогическая культура человека. Оно является показателем воспитанности человека, его отношения к СМИ как источнику идей и сведений, которые целесообразно использовать в процессе самообразования и самовоспитания.

В современных условиях особенно остро возникает вопрос о формировании у подрастающего поколения информационной культуры, которая позволит в определенной степени оградить молодежь от всеядности, научит избирательно подходить к информации, которую предлагают СМИ. Данная задача решается не только семьей, но и всеми образовательными учреждениями, обществом в целом и самими средствами массовой информации.

7. Активизация самовоспитания, самовоспитательной деятельности по исправлению и преодолению негативных качеств и привычек, помощь молодому человеку в работе над собой.

«Следует подчеркнуть, что активизация самовоспитания молодежи — дело не только семьи, но и образовательных учреждений, социальных педагогов специализированных центров по педагогической коррекции, педагогической реабилитации, перевоспитанию и исправлению. Включение объекта социальной педагогики в целенаправленную работу над собой во многом характеризует действенность педагогической среды, в которой он находится, педагогическую деятельность воспитателя, работающего с ним. В этом случае объект социального воспитания становится субъектом самосовершенствования. Действенность самовоспитания человека в преодолении своего негативного поведения имеет место, когда он достаточно самокритичен, способен к осмыслению своих действий, поступков и их последствий, владеет методами и методиками самопознания, самоуправления, целенаправленной работы над собой. Особенно важной выступает способность человека управлять собой в критических ситуациях взаимодействия с другими людьми (напряженных условиях обстановки».