Психоаналитические концепции женственности

Анализ Фридан зиждется на теории "общественного заговора", который завлекает или даже принуждает женщин оставаться дома в роли "потребляемых потребителей". Главный обвиняемый у Фридан - менеджер по рекламе, который пропагандирует образ счастливой домохозяйки. Другим виновником является влияние психоанализа Фрейда, приписывание женщинам псевдожеланий и ограничение роли женщин биологически детерминированными рамками. В большинстве обществ женщина сталкивалась с доминированием мужчин в течение тысячи лет, психологические последствия такого доминирования огромны. И, здесь, мы должны быть благодарны Фрейду за открытое утверждение относительно неполноценности женщины и её более низкого положения, поскольку во многих отношениях это является первым ясным описанием того, откуда должна начаться переоценка женской психологии.

"Анатомия - это судьба" - утверждал Фрейд. Именно различия в строении тела мужчин и женщин формируют две особенности в развитии женской психологии: комплекс кастрации и зависть к мужскому половому члену. Эти комплексы определили, по мнению Фрейда, три возможные линии развития женской психологии: одна ведёт к подавлению сексуальных импульсов, а следовательно к неврозам; вторая - к модификации характера под мужские образцы, для которых характерна мужеподобное стремление к творческой деятельности, сильные социальные интересы, активность......; третья - к нормальной женственности, под которой Фрейд понимал стремление к реализации желания обладать тем, что составляет предмет женской зависти посредством замужества и рождения сына. Результатом нормального развития женской психики и естественными компонентами здоровой женственности являются, по Фрейду, пассивность, отсутствие чувства справедливости, предрасположенность к зависти, слабые социальные интересы, неспособность к сублимации (т.е. к творческой деятельности).

"Развитие учения Фрейда приводит к определённым социальным выводам, подтверждающим самые жестокие постулаты патриархата", в них можно обнаружить наиболее откровенный вариант патриархальных представлений. К этому можно добавить, что столь откровенной патриархальная культура бывает нечасто — она предпочитает проводить в отношении женщины дискурс идеализации и посредством его эксплуатировать неистощимые женские ресурсы, а благодаря такой откровенности патриархальную культуру легко "ловить".[6]

Итак, зависть к мужчине организует женскую психику так, что возможны три пути развития: истерия, мужеподобие и нормальная женственность, которая очень сильно отличается от нормального общечеловеческого типа личности.

Надо заметить, что Фрейд строил свою концепцию на основе клинического материала, врачебной практики и его пациентами были женщины среднего класса, действительно испытывающие психологические стрессы вследствие бесправного, угнетённого положения в семье. Фрейд полностью разделял традиционные предрассудки своего времени (19 век) относительно женщины и её роли и места. В поздних работах Фрейд утверждал, что в действительности никогда не понимал женской психологии. Но, и эти слова великого психиатра воспринимались обществом, как негатив в пользу непредсказуемой и алогичной женской психологии.

Итак, психоанализ дал псевдонаучное обоснование неполноценности женщины и вышел далеко за пределы только психотерапии. В 20 веке, особенно, первой половины он становится всеобъемлющей идеологией простирающейся на сферы искусства, литературы и массовой культуры. На психоанализ опираются в своих обоснованиях философы, социологи. Теория структурно-функционального анализа Толкотта Парсонса имеет в основе своей жесткое разделение ролей между мужчиной и женщиной. Женские роли определены главным образом её биологической природой - способностью к деторождению. Итак, главным для женщины является "статус жены, своего мужа, матери его детей (лучше сыновей), домохозяйки". Первичная сфера деятельности мужчины - работа, а функция в семье - быть кормильцем". Профессиональная деятельность мужчины предопределяет его главенствующую роль в семье, а домашний труд женщины, названный псевдозанятием, - её подчинённую роль.

Теория Парсонса легла в основу социальной идеологии западного мира. Женщины Европы и Америки кинулись в семью, как в омут, ограничиваясь уютным мирком собственного дома, ролями матери, жены, домохозяйки. Культ женственности - любящая женушка в кругу детей ангелочков в собственном загородном доме на лужайке угощает обедом собственного приготовления друзей и родных. Эта красивая рекламная картинка. На деле быть женственной - это быть пассивной, зависимой, не только финансово, а и психологически тоже, нерешительной, подчиняемой, необразованной, незрелой, неполноценной. Безграничный мир съёживается для неё до стен уютного дома. Смысл жизни молодой девушки сводился к охоте за обручальным кольцом, т.к. получив мужа она подтверждала свою женственность, а родив ребёнка своё предназначение на этой земле.

Однако, происходили да и происходят, удивительные вещи, а именно превращение нежной домохозяйки во властную, вечно недовольную мигеру.

Цивилизованный мир захлёстывает волна протеста женщин, которые организуются в феминистки, освободительные движения в Американском обществе в 60 годы, в Европе в 70. Во главе движений женщины учёные психологи, социологи, антропологи. Психоаналитики Карен Хорни, Хелен Дойч подвергли критики теоретические основы - идею зависти женщин к мужскому половому члену и комплекс кастрации. К. Хорни доказывала, что, если говорить о зависти, то она сильнее у мужчин по отношению к женщинам, а не наоборот. «В доказательство большей силы мужской зависти мы можем указать на то, что представления об анатомической ущербности женщины могут существовать только с точки зрения догенитального уровня развития. С позиций зрелой сексуальности - генитальная организация взрослой женщины вовсе не является ущербной, так как очевидно, что возможностей для совершения полового акта у женщины ничуть не меньше, они просто другие, чем у мужчины. А с другой стороны, вклад мужчины в репродукцию несравненно меньше, чем у женщины.

Более того, мы видим, что потребность мужчин умалять значение женщин несравненно сильнее, чем соответствующая потребность у женщин. И как только мы усомнимся в справедливости мужской оценки, нам остается только признать, что догма о неполноценности женщин прямо вытекает из этого бессознательного мужского стремления. Но если это бессознательное стремление является реальной подоплекой теории о женской неполноценности, то мы должны заключить, что порождающая его зависть чрезвычайно сильна»[7].

Для зрелой здоровой женщины речь скорее может идти о зависти женщин к доминирующему социальному статусу мужчин и переживание своего собственного подчиненного положения, что естественно не может не вызывать стрессов. Зависть к более широкому выбору возможностей самореализации, одобряемые и поощряемые обществом, когда речь идёт о мужчинах.

Маргарет Мид, феминистка и антрополог, сделала выводы на основе своих работ, что тип взаимоотношений между мужчинами и женщинами представленный в цивилизованном обществе не является единственным и универсальным.."Многие личные качества, которые мы обозначаем как феминные или маскулинные, так же слабо связаны с полом как одежда, манеры, прическа, так как являются внешними признаками, которые общество в тот или иной момент соотносит с определённым полом." Следует отказаться от вечных попыток заставлять мальчиков драться, а девочек проявлять послушание, или провоцировать к драке всех подряд. Ни один ребёнок не должен принуждаться к следованию какой- либо модели поведения, необходимо существование множества моделей и каждый индивид должен иметь возможность выбрать для себя ту из них которая более всего отвечает его наклонностям".

Фридан критикует в связи с этим Маргарет Мид за функционалистский взгляд на институт семьи и за то, что она воздает должное материнству.