Психологические аспекты проблемы борьбы с курением

На 56 сессии ВОЗ, состоявшейся в мае 2003 г.., Исполнительный комитет ВОЗ выразил уверенность в том, что ни одна организация, связанная со здравоохранением, не может оставаться нейтральной в вопросах борьбы с курением. Зло, приносимое курением, столь сильно, что борьба с ним приобрела значение важнейшей социальной задачи. И не только органы здравоохранения, но и весь народ должен подняться против этой пагубной привычки. Комитет экспертов ВОЗ по вопросам курения и его влияния на здоровье, собравшись в декабре 2005 г. на специальное заседание, выдвинул следующие общие рекомендации всем государствам.

Государства должны принять на себя ответственность за обеспечение деятельности своих учреждений по борьбе с курением и поощрять работу неправительственных организаций в этой области. В число мер борьбы должно входить создание информационных служб, оказание поддержки людям, желающим бросить курить, облегчение принятия необходимых законодательных актов и проведение научных исследований.

ВОЗ обратилась к правительствам развитых стран с предложением разработать систему оценки вопроса о том, представляет ли курение серьезную проблему здравоохранения, и, если такая проблема существует, создать специальный комитет или принять другие меры с целью координации и руководства программами по борьбе с курением и его предупреждению.

Международная деятельность ВОЗ должна быть готова к выполнению следующих задач:

-- сбору информации о курении и связанных с ним проблемах здравоохранения в странах-членах;

-- принятию стандартных определений и способов оценки характера курения, что облегчило бы сравнительные исследования разных этнических групп;

-- сбору информации в странах-членах о мерах и методах борьбы с курением, а также о развитии торговли табачными изделиями, в особенности в тех районах, где курение еще не получило широкого распространения;

-- созданию штата экспертов для оказания помощи в анализе ситуации и организации превентивных программ заинтересованным органам здравоохранения тех стран, где курение еще не стало массовым явлением или еще не определена его опасность для здоровья;

-- оказанию содействия в проведении научных исследований, касающихся влияния курения на здоровье;

-- обеспечению обмена между странами технической информацией и материалами по санитарному просвещению в области борьбы с курением;

--участию в организации многопрофильных семинаров для специалистов, работающих в области борьбы с курением;

практическое применение рекомендаций, предложенных комитетом экспертов ВОЗ по вопросам курения и его влияния на здоровье, в рабочих помещениях самой организации;

(ввиду многогранного характера проблемы курения и здоровья) привлечению к участию в проводимой ВОЗ кампании по борьбе с курением таких учреждений как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, а также заинтересованных неправительственных организаций.

Борьба с курением имеет два аспекта, во-первых, предотвращение самого возникновения привычки, во-вторых, прекращение курения людьми, уже втянувшимися курение. Первый аспект проблемы сводится в основном к тому, чтобы убедить молодых людей не начинать курить. Здесь приходится звать на помощь всю нашу общественность. Особенно много могут сделать писатели, журналисты, художники, работники кино, радио и телевидения. Они должны тщательно продумывать все то, что преподносится населению, должны как можно больше давать доходчивых, убедительных материалов, отталкивающих людей от вредной привычки курения. Большую роль в борьбе с курением могут играть педагоги и медицинские работники. Упорно, изо дня в день, должны они разоблачать мнимую романтику увлечения «голубым змием», разъяснять непоправимый вред, наносимый здоровью, на конкретных примерах показывать несовместимость курения с занятиями спортом, с напряженным трудом.

В Отчете Генерального директора ВОЗ говорится, что немногие молодые курильщики серьезно задумываются о вреде курения, так как клинические признаки заболеваний, связанных с длительным курением, проявятся через 30 — 40 лет, однако, на них иногда действуют сведения о ранней заболеваемости и нетрудоспособности, наблюдаемые в результате усвоения привычки к курению, например данные о вредном действии табака на функцию дыхательной системы у людей, сравнительно недавно начавших курить.

Нужно помнить, что в риске есть привлекательные стороны, особенно для мальчиков, когда рискованные поступки считаются проявлением мужественности. Поэтому, если разъяснительная программа лишь подчеркивает опасность курения сигарет, она может иметь результаты, противоположные желаемым. Скорее следует взывать к их здравому смыслу. Разъяснительная работа по борьбе с курением состоит не только в том, чтобы заставить молодых людей следовать совету авторитетных лиц, но и в том, чтобы научить их принимать самостоятельные решения с полным сознанием их последствий. Если они поймут, что здоровье — большое благо и что оно во многом зависит от поведения человека, они смогут сами определить, стоит ли удовольствие, которое приносит курение, связанного с ним риска для здоровья. Разъяснение опасности, которую таит в себе курение, не должно ограничиваться одной школой. Необходимо пользоваться для этого любой возможностью, например, ставить вопрос о вреде курения во время медицинских осмотров, лечения или при проведении вакцинации. Особенно важно следить за тем, чтобы трудовая, общественная деятельность и досуг молодежи проходили в таких условиях, где не было бы возможности курить. Большое значение имеет личный пример человека, ведущего пропаганду по борьбе с курением. Вряд ли будет иметь успех самая интересная беседа педагога, которого увидят с дымящейся папиросой, врача, призывающего не курить и в то же время зажигающего сигарету. Вопрос об ограничении курения в определенных местах, бесспорно, заслуживает самого серьезного внимания. Речь идет о безусловном запрещении курения в зданиях школ, учебных заведений, медицинских учреждений и на предприятиях общественного питания (включая рестораны) и т. п.

По инициативе службы общественного здравоохранения США в 1964 г. был организован «Национальный межведомственный совет по борьбе с курением», членами которого состоят 16 заинтересованных организаций. Цель Совета — объединение усилий всех этих организаций, обмен опытом. Службой общественного здравоохранения был опубликован фундаментальный труд «Курение и здоровье», обобщающий исследования, проделанные в этой области и в большом количестве экземпляров бесплатно разосланный практикующим врачам. Медицинские общественные организации повсюду ищут наиболее эффективные формы антиникотиновой пропаганды. В ряде городов США и Англии созданы школьные «противокурительные» клубы, комплектуются агитавтомобили, обслуживающие школы. Основная программа «противокурительных» клубов — это «глубокое ознакомление» учащихся с пагубным действием табака на организм. Члены клуба подписывают карточку с обязательством не курить и всегда носят ее при себе. Изучение работы таких клубов показало, что их опыт заслуживает распространения. Под влиянием убедительной санитарной пропаганды группа курящих подростков из Питсборо решила бросить курение и показать этим пример родителям, которым не хватает решимости расстаться со своей пагубной привычкой. Подростки организовали Лигу борьбы с курением. Каждого, нарушившего ее правила, штрафуют, а собранные средства передают на научные исследования в области борьбы с болезнями. Представляет интерес экспериментальная работа по борьбе с курением, проведенная в Швейцарии. Антиникотиновую пропаганду проводили систематически в небольших организованных группах населения. В результате этой кампании выяснилось, что 40 — 60% курильщиков бросает свою привычку без особых трудностей.

На IX Международном противораковом конгрессе в Токио была проведена специальная дискуссия (под руководством В. Венфильда) по вопросу об эффективности кампаний, организуемых в разных странах по борьбе с курением. В итоге было отмечено, что, как правило, такого рода мероприятия приносят несомненную пользу.

В странах введены обязательные правила, предписывающие печатать на коробках сигарет предупреждения о вреде курения. Конечно, трудно предположить, что такие предупреждения заставят человека, курившего сигареты, отказаться от курения, но они во всяком случае показывают, что государство озабочено проблемой курения и отнюдь не заинтересовано в распространении табачных изделий.

В Италии, Исландии, Франции, Швейцарии запрещено рекламирование сигарет по телевидению. В Финляндии рекламирование сигарет по радио и телевидению допускается только после 9 ч вечера, при этом запрещается показ людей с сигаретой во рту. Телевидение ФРГ не рекламирует сигарет до 7 ч вечера и не показывает затягивающихся курильщиков. В Канаде уже несколько лет запрещено рекламирование сигарет по радио и телевидению до 9 ч вечера, а сейчас государственная радиовещательная корпорация и несколько независимых радиостанции полностью прекратили рекламирование сигарет. В ряде стран подготавливают законодательные меры по ограничению рекламы сигарет, по крайней мере, через каналы широкой информации. В некоторых странах наметился спад потребления табака. Так, обследования, проведенные медицинским Управлением Финляндии, показали, что если несколько лет назад увлекались курением примерно 32% юношей и девушек в возрасте от 14 до 18 лет, то теперь эта цифра снизилась до 25%. Сократилось и количество сигарет, выкуриваемых «средним» курильщиком. По мнению выходящей в Хельсинки газеты «Хювюд-стадсбладет», эта позитивная статистика объясняется в основном двумя факторами. Один из них — широко развернутая в Скандинавии кампания борьбы с никотиновым отравлением: такие меры, как запрет рекламы табачных изделий, запрещение курить в общественных местах, активная информационная работа о вреде курения и т. п. Определенное значение имеет и тот факт, что табак становится все дороже.

Однако, во многих странах антиникотиновая пропаганда встречает мощную контрпропаганду со стороны хозяев табачных корпораций, использующих свои огромные финансовые возможности для широкой рекламы табачных изделий. В качестве примера можно привести сообщение Агентства печати новости о рекламных делах кампании Рейнольде (США). «Если повезет, можно получить бесплатно от блондинки на углу где-нибудь в центре Нью-Йорка пачку сигарет «Риал» («Настоящие»). И улыбку в придачу. Картонные ящики при блондинке быстро пустеют — редкий горожанин откажется от чего-либо дармового, включая сигареты, если даже он и не курит. То тут, то там можно увидеть рекламные щиты во славу «Настоящих» сигарет. С ними встретишься, раскрыв журнал. А из газеты можно вырезать купон, и в табачной лавке в обмен на него вам продадут «Риал» не за обычные 65 центов, а на 25 центов дешевле... Кампания «Рейнольде тобакко» четыре года в глубокой тайне готовила миру свой сюрприз. Все бумаги по проекту «РЛ» циркулировали с грифом «секретно». «Мы пользуемся военными методами», — говорил директор проекта Алекс Ричи. Сейчас начато рекламное наступление, рассчитанное на целый год. В первые шесть месяцев намечено истратить 40 млн. долларов. Будет роздано 25 млн. пачек сигарет. Закуплен самый большой рекламный щит в стране, красующийся на Таймс-сквер в Нью-Йорке

С одной стороны, органы здравоохранения и общественно-благотворительные организации, вроде «Противоракового общества», пытаются бороться с курением, публикуя все новые данные о непоправимом вреде, наносимом здоровью сигаретами. С другой стороны, табачные монополии тратят миллионы, внушая американцам, что курить — красиво и приятно, особенно «Риал». Табачный дым, кстати, поддерживает и здешнюю «свободную» печать. Поскольку реклама сигарет по телевидению и радио запрещена, рекламные доллары перепадают прежде всего газетам и журналам. Есть журналы, например «Нью-таймс», которые погибнут, отними у них рекламу табачных изделий. Печать поэтому не очень-то любит распространяться о вреде курения. Зачем рубить сук, на котором сидишь?

Активной и целеустремленной работой можно существенно сократить число новых жертв «голубого змия», но существует большая группа курящих, которые ощущают вред курения, понимают его опасность, хотят расстаться со своей пагубной привычкой, но не могут сделать это без посторонней помощи.

Некоторые курильщики, особенно из числа тех, которые курили долго и много, страшатся того, что период отвыкания от курения нанесет вред организму. Реальна ли такая опасность? Известно, что в ряде случаев у лиц, бросивших курить, развивается так называемый абстинентный синдром — это совокупность необычных и неприятных реакций организма, «привыкшего» к табаку. Проявление этого синдрома у разных людей неодинаково. У некоторых лиц появляются нервозность, раздражительность, у других — подавленность, апатичность. У одних людей — поносы, у других — запоры. Чаще всего появляются вялость, слабость, быстрая утомляемость, неопределенные боли в области сердца или желудка, снижение работоспособности. Чем хуже состояние нервной системы курильщика, тем чаще наблюдаются вышеописанные явления. Следует заметить, что все эти явления негативны для жизни и здоровья и через 1 — 3 нед. постепенно проходят, не оставляя тяжелых последствий. При лечении табакокурения используются различные средства: дезинтоксикационные (направленные против никотина и других табачных ядов), симптоматические (помогающие при появлении того или иного болезненного симптома: сердцебиение, повышение кровяного давления, расстройства кишечника и др.) и заместительные (введение препаратов, как бы компенсирующих прекращение поступления никотина в организм, приученный к действию этого яда). Но, в первую очередь, необходимо твердое желание курильщика покончить со своей пагубной привычкой. Желание больного, воля лечащего врача, медикаментозное лечение — все это, вместе взятое, может привести к желаемому результату.

Особенности борьбы с курением в разных странах

О необходимости борьбы с курением говорят во всем мире, но вот действия, предпринимаемые в этом направлении в разных странах, весьма отличаются друг от друга…

США: Основным достижением противников курения можно считать введение запретов на курение в общественных местах в ряде крупнейших городов США, в том числе и в Нью-Йорке. Подобные запреты призваны защитить от вреда, наносимого табачным дымом, не столько самих курильщиков, сколько людей, которые волей-неволей оказываются рядом с ними.

Канада: Канадское Министерство здравоохранения провело интересный эксперимент. На пачках сигарет появились цветные фотографии последствий это привычки - например, легких, пораженных раковой опухолью. "Наглядные" примеры того, к чему может привести курение, заставили многих курильщиков отказаться от своих привычек. В ближайшем будущем размещение подобных фотографий станет обязательным. Великобритания: Английское Министерство здравоохранения "пробивает" закон о полном запрете на курение в общественных местах. В отличие от США, где подобные законы действуют только в нескольких городах, в Великобритании запрет будет общенациональным. Кстати, как показали социологические опросы, за его введение высказываются 87 процентов англичан.

Германия: Судя по всему, в Германии противники курения исходят из предположения, что люди заботятся о своем кошельке больше, чем о собственном здоровье. Так, с января 2004 года в стране будет введен новый налог на табачные изделия, что приведет к росту цен на сигареты более чем на 30 процентов.

Франция: Французы решили последовать примеру своих немецких коллег и бить курильщиков по кошельку. С начала 2003 года цены на сигареты возросли на 11 процентов, что уже снизило общий объем продаж табачных изделий на 8%.

А вот в России борьба с курением, к сожалению, идет не очень активно. Хотя некоторые положительные сдвиги, несомненно, есть - как считают специалисты, сейчас даже многие курильщики "со стажем" стали задумываться о собственном здоровье.

Профилактика табакокурения

То, что курение действительно является социальной проблемой, т.е. проблемой всего общества, а не только одного человека, мы выяснили. Остается продумать план борьбы, выявить наиболее действенные методы и скорее делать все от нас зависящее, чтобы остановить распространение курения в нашем обществе.

1. Ограничение рекламы табачных изделий на TV, радио, внешних рекламных щитах и плакатах, в газетах, журналах и кино. Реклама должна быть ограничена, насколько это возможно в рамках проверенных конституционных рамок. Даже скрытая реклама приносит производителям табачной продукции свой процент. Сложно не заметить, что, например, многие положительные герои фильмов – заядлые курильщики и курильщицы. Они как бы говорят с экрана: "Эй, смотри, я курю, я крутой, я сильный, закури и ты и тоже станешь таким как я!" А запрет рекламы сигарет на телевидении только привел к тому, что вырос процент табачной продукции на внешних рекламных щитах, запестрели сигаретными пачками глянцевые журналы…

2. Увеличение социальной рекламы пропагандирующей здоровый образ жизни и показывающей вред табачных изделий. Несомненно, Россия сделала небольшой шаг вперед в борьбе с табачной продукцией. Постепенно начала появляться хоть и убогая, но все-таки реклама, пропагандирующая отказ от курения, нацеленная прежде всего на подростковую аудиторию. Начали проводиться PR-акции в поддержку отказа от курения. Многие теле- и кинозвезды, политики личным примером показывают возможность отказаться от курения и вести здоровый образ жизни. Но всего этого, конечно мало.

3. Увеличение требований к маркировке пачки табачного изделия. Режим маркировки пачек требует ясности, т.к. в настоящее время текст является довольно запутанным. Необходимо ввести до семи требований к маркировке:

- Меняющиеся медицинские предупреждения (а не просто одно мягкое общее предупреждение), которые должны охватывать не менее 50 % площади пачки в соответствии с лучшей мировой практикой (уже принято в России);

- Использование картинок, по крайней мере, для некоторых предупреждений, чтобы обеспечить мощную визуальную передачу риска;

- Информация относительно ингредиентов и/или эмиссии дыма, но только в том случае, если они предоставляют потребителям полезную информацию относительно изделия, не должно быть никаких требований для указания на пачках содержания смол, никотина и т.д;

-"Для продажи только в [рынок] " - такая маркировка сокращает цепочку распространения и поможет найти утечку на черный рынок;

- Сменить ярлык "Не для продажи лицам младше 18 лет", потому что такой ярлык приводит к тому, что табак выглядит более взрослым и, следовательно, более привлекательным для детей.

- Защитная маркировка для отслеживания имеет существенное значение для последовательной стратегии борьбы с контрабандой.

- На частях пачки, не занятых обязательными сообщениями, текст должен подаваться без оформления.

- Для всех маркировок установить рамки минимальных стандартов относительно размера, позиционирования, и, где это возможно, использования картинок и смены предупреждений. Национальные власти должны определить соответствующие конкретной культуре сообщения, а также содержание предупреждений и потребительской информации на местных языках.

4. Увеличение налогов на продажу табачных изделий и увеличение штрафов за продажу табачных изделий несовершеннолетним. Табачные налоги являются эффективным средством сокращения спроса и роста государственных доходов. Невозможно и нежелательно разрабатывать общий налоговый режим, но каждая страна должна обязаться поднимать свои табачные налоги так, чтобы табак не становился более доступным. Это означает увеличение табачных налогов, по крайней мере, в соответствии с ростом доходов, значительно больше чем рост инфляции. Некоторая часть дохода от табачных налогов должна быть передана для финансирования контроля над табаком и программ прекращения курения. Увеличение штрафов за продажу сигарет несовершеннолетним, и даже назначение хотя бы и минимального срока тюремного заключения отобьет охоту продавать табачные изделия школьникам.