Психология профессионального общения социолога

 Этике делового общения посвящены многие учебники, из общей массы которых только один-два заслуживают внимания. 

Есть всего лишь два основных принципах общения, от соблюдения которых зависит не только успех профессионального общения, но и то, насколько хорошо мы умеем разговаривать, объяснять и понимать в повседневной жизни.

Начнем с основного. Всем известна мысль о том, что в коммуникативной неудаче никогда не бывает одного виноватого. Это значит, что ответственность за коммуникацию несет каждый.

Для того чтобы добиться успеха в коммуникативной деятельности, социологу необходимо добиться двух разных видов понимания:

1) понимание на вербальном уровне (на уровне адекватного восприятия, прочтения сигналов собеседника, в основном, слов), которое необходимо для установления языкового контакта;

2) глубинное понимание (понимание намерения, представления говорящего – того, что подразумеваемо), необходимое для достижения цели коммуникативного акта.

Критерий успеха общения – успех мероприятия, о котором договаривались (напр., обговоренного плана), воплощение на практике (как оба представляли себе в процессе и, что важнее, в результате коммуникации, так и произошло: оба почувствовали/ощутили то, о чем они договорились, о чем им стало ясно из разговора.[5] 

Принцип «пирамиды» в психологии общения.

Известно, что добиться стопроцентного понимания, равно как и на сто процентов точно что-то объяснить, невозможно. Но можно предпринять действия для того, чтобы быть максимально хорошо понятым. Казалось бы, вот каким образом: предоставляя собеседнику предельно четкую формулировку. 

Недостаток этого способа заключается в том, что, чем больше слов используется, тем больше возникает личностных смыслов, следовательно, тем сложнее воспринимать, так как каждое новое слово будет интерпретироваться субъективно: чем больше слов, тем больше необщих смыслов, следовательно, тем сложнее воспринимать и взаимопонимать – в этом и заключается принцип «пирамиды».

Единственным способом избежать «пирамиды» слов и смыслов в повседневной и деловой коммуникации является использование слов, передающих абсолютно максимально идентичное, закрепленное в сознании всех людей конкретное представление о чем-либо. Однако это утопия, поскольку люди с течением времени, в процессе мыслительной деятельности, общения, развития трансформируют смыслы.

Поэтому, чтобы предупредить стихийное изменение смысла слова, это должно быть постоянно сообщаемое, повторяемое, назначенное слово и назначенное же прикрепленное к нему подразумеваемое. По крайней мере в тех сферах, где требуется техническая или иная точность и нежелательно или даже опасно естественное постоянное человеческое мысле- и словотворчество.

Учитывая ускользающую природу слова как передаточного звена подразумеваемого, его природа должна в каждый момент времени отражать актуальные качества передаваемого смысла, например, реальный человек, его поступки, зрительный образ, образ действий, характеристики какого-либо процесса. Чтобы люди в обществе владели этим знаком, он должен формироваться и транслироваться единым признанным институтом (органом власти, профессиональным сообществом) в соответствии с политическими, техническими, экономическими требованиями, целями.

С другой стороны, использование слов, которые имеют наиболее четкие, понятные смыслы для обоих участников общения, должно стать стандартом и важнейшим критерием деятельности (в т.ч. коммуникации) людей в деловых сообществах. Конечно, при условии, что люди хотят быть понятыми, т.к. опыт (в т.ч. международных отношений) показывает, что многим очень выгодно взаимонепонимание людей как источник наживы.

Коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста-социолога

Для успеха в профессиональной деятельности современному социологу необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.

Для этого необходимы следующие качества:

  ·  знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;

  ·  умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;

  ·  владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;

  ·  владение стилем профессиональной речи;

  ·  умение определять цель и понимать ситуацию общения;

  ·  умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;

  ·  навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;

  ·  умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;

  ·  высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;

  ·  умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности.