Психолого-социальные особенности азартных игр

Азартные игры (гэмблинг) относятся к аддикции, не связанной с приемом каких - то веществ, изменяющих психическое состояние.

Азартные игры помогают отвлечься от проблем, расслабиться, развлечься. Это неплохой способ отдыха, пока человек контролирует ситуацию, когда ситуация выходит из-под контроля начинаются проблемы. Человек не склонен к зависимости, если он находится в согласии с самим собой и своими чувствами и способен адекватно выражать их. Люди, страдающие болезнями зависимостей, словно ведут непрестанную борьбу с чувством стыда и вины, ощущением своей никчемности, с повышенной самокритичностью. Они малоспособны к преобразованию своих чувств и страдают от сильных эмоций. Увлечение предметом своей зависимости (азартными или компьютерными играми) представляет собой отчаянную попытку контролировать чувства, которые иначе кажутся неподвластными.

Следует отметить, что в отечественной научной литературе и прессе гемблингом часто называют зависимость от азартных игр, что является семантически не совсем правильным использованием "кальки" с английского языка. Гемблинг - это азартная игра на деньги. Если речь идёт о зависимости, представляется более правильным использование понятий "проблемный гемблинг", "патологический гемблинг", "патологическая склонность к азартной игре", "патологическая азартная игра". Несмотря на сходство патологической склонности к азартной игре с другими видами аддиктивного поведения, этот вид зависимости имеет свои отличительные особенности, требующие особых методов исследования.

Классификации гемблинга. Основные понятия.

Следствием неразработанности тематики зависимости от азартных игр в психологии является отсутствие разработанного понятийного аппарата в данной сфере. Чаще всего гемблинг понимается как гетерогенный комплекс активностей, который включает в себя множество видов азартных игр на деньги: карточные игры; игры в казино; лотереи; ставки на бегах; спортивные ставки; игра в игровые автоматы и т.д.

"Иногда к гемблингу относят также игры, требующие навыка, например бильярд, дартс, гольф, когда в них играют на деньги. Это спорно, т.к. азартные игры - это "игры, в которых выигрыш зависит от случая, случайного расклада карт и т.п.", т.е. это вероятностные игры. Следуя этой формулировке, все игры, требующие навыка, не должны относить к азартным играм, хотя и они имеют в какой-то степени вероятностный характер. Если в рулетке вероятность выигрыша "размазана" (математический термин, применяемый в теории игр) по числовому ряду, и игрок, делающий ставку, не может влиять на результат, то в бильярде опытный игрок увеличивает вероятность выигрыша на порядок по сравнению с начинающим игроком, т.е. игроки могут влиять на результаты, используя навык, на котором основана игра". [10]

Наиболее распространенной за рубежом является следующая классификация вовлеченности в азартные игры:

Социальный (беспроблемный) гемблинг.

Большинство игроков являются социальными гемблерами, у которых нет зависимости от игры. Более 80 процентов популяции хотя бы раз в своей жизни играли в азартные игры. Для социальных гемблеров игра - это развлечение, которое не имеет негативных последствий. Они контролируют свою игровую активность, редко играют и редко думают об игре.

Частый (регулярный) гемблинг выделяется некоторыми авторами как промежуточный этап между социальным и проблемным гемблингом. Игра становится важной частью жизни таких гемблеров, они могут быть сфокусированы на одном типе игры (например, спортивный тотализатор или лотерея). Но такие игроки не теряют контроль над частотой игры и затратами на игру. Гемблинг не влияет на их профессиональную успешность; у них есть и другие виды развлечений помимо азартной игры. Однако в итоге часто играющий гемблер может перейти в следующую категорию - проблемного гемблинга.

Проблемный гемблинг.

У таких гемблеров пристрастие к азартной игре может влиять на профессиональную деятельность; их долгосрочные цели и амбиции часто связаны с гемблингом; они часто думают об азартной игре как о второй работе или источнике дохода; они могут потратить деньги, предназначенные для других целей, на азартную игру. Обычно проблемные гемблеры могут уменьшить или прекратить игру на какой-то период и могут делать это, чтобы доказать, что у них нет проблем с гемблингом. Такие игроки могут занимать деньги на игру у других или снимать их с кредитной карты. На этой стадии гемблинга у игроков начинаются проблемы в общении с близкими из-за времени и средств, затраченных на игру.

Патологический (компульсивный) гемблинг или патологическая склонность к азартной игре.

Такой вид гемблинга признан расстройством и в МКБ-10 и в DSM-IV. Как отмечает Rosenthal, патологический гемблинг может быть определён как прогрессирующее расстройство, характеризующееся непрерывной или периодической потерей контроля над азартной игрой, озабоченностью игрой и получением денег, чтобы играть; иррациональным мышлением; и продолжением подобного поведения, несмотря на неблагоприятные последствия. Некоторые исследователи объединяют под названием "проблемный гемблинг" проблемный гемблинг как таковой и патологический гемблинг.

Профессиональный гемблинг.

Игровая активность таких игроков плановая и систематическая. Азартная игра - их основной источник дохода. Некоторые профессиональные игроки имеют предрасположенность к патологическому гемблингу и со временем могут перейти в категорию проблемных и патологических игроков.

Некоторые исследователи проводят грань между "гемблерами действия (action) и "избегающими гемблерами". "Гемблеры действия" чаще играют в карты, рулетку, спортивный тотализатор. Такие игроки реагируют на игру высокой степенью возбуждения, которое и становится смыслом их игры. "Гемблеры действия" играют, когда у них хорошее настроение, и выигрыш ведёт их к повышению ставок. Считается, что такие игроки изначально обычно высокообразованны, честолюбивы, успешны. После нескольких лет вовлеченности в азартную игру "гемблеры действия" часто переходят в категорию "избегающих гемблеров", которые играют, чтобы убежать от эмоциональных и жизненных проблем. "Избегающие гемблеры", как правило, играют в игровые автоматы.

Механизм психики игрока работает следующим образом:

"Чтобы яснее представить себе этот процесс, вообразим себе психику игрока, а точнее свойства его личности, как неустойчивый пропеллер, имеющий две лопасти, которые при вращении производят энергию удовольствия для игрока.

Одна лопасть этого пропеллера - сила, воля и целеустремленность таких людей. Сказать, что игроки - это безвольные люди, как может показаться из нашего диалога, было бы неверно. Многие игроки имеют большие успехи в работе и прекрасные деловые качества.

Но вторая лопасть нашего воображаемого неустойчивого механизма - слабость, незрелость и детскость личности - заставляет игроков вести себя как нашкодившие маленькие дети. "Я виноват, я страдаю, ругайте меня, лечите меня", - так они говорят.

Они действительно страдают, но одновременно со страданием испытывают и наслаждение, и упоение в игре, так что итог любой игры для игромана - это своеобразный садомазохизм: смесь наслаждения и страдания одновременно". [11]

"Поле" неудовлетворенности.

Наши воображаемые лопасти находятся в "силовом поле" неудовлетворенности - среди проблем, которые существуют у каждого игрока и отрицательно влияют на его душевное состояние. Ими могут быть долги и банальная нехватка денег, также проблемы более скрытые и часто неосознаваемые, например, проблема смысла жизни, отношений в семье, проблема реализации, и т.д.

Это все те же проблемы, которые приводят к алкоголизму и наркомании.

Достаточно теперь небольшого углубления одной из таких проблем, лишь легкого колебания настроения, и "силовое поле" неудовлетворенности приводит в движение наш воображаемый пропеллер, ведет к игре, чтобы игрок получил то, что не может получить в обычной жизни - удовольствие. Удовольствие - ощущение, которое продуцирует наш мозг в виде гормона эндорфина.

Эндорфин игрока - биохимический итог от садомазохизма игры: радости выигрыша, страдания и раскаяния от проигрыша. Мозг запоминает этот итог и ждет его до новой игры.

Одно из самых серьезных заблуждений игроков - считать вероятностную азартную игру способом зарабатывания денег. Игроку присуще убеждение, что можно не работая, лишь при наличии удачи получить деньги. Возможно, российский менталитет играет зловещую роль в быстром распространении гемблинга. В социуме формируются жизненные стратегии, в которых целеустремленный труд и вообще всякое усилие являются отрицательными ценностями, ассоциируясь с принуждением, неуспехом, позором. Однако и в протестантской культуре (например, в США), где велика значимость и самоценность труда, распространенность гемблинга все же является высокой.

В американской классификации психических расстройств (DSM-IV, 1994) диагноз патологического гемблинга ставится при наличии пяти и более пунктов из раздела А и пункта раздела Б.

А.

1. Поглощен гемблингом, например, постоянно возвращается в мыслях к прошлому опыту гемблинга, намеренно отказывается от гемблинга или, наоборот, предвкушает и готовится к реализации очередной возможности гемблинга, или обдумывает способ достать денежные средства для этого.

2. Продолжает игру при все возрастающем подъеме ставок, чтобы достичь желаемой остроты ощущений.

3. Предпринимал неоднократные, но безуспешные попытки контролировать свое пристрастие к гемблингу, играть меньше или совсем прекратить.

4. Проявляет беспокойство и раздражительность при попытке играть меньше или совсем отказаться от гемблинга.

5. Играет, чтобы уйти от проблем или снять дисфорию (в частности, чувство беспомощности, вины, тревогу, депрессию).

6. Возвращается к игре на следующий день после проигрыша, чтобы отыграться (мысль о проигрыше не дает покоя).

7. Лжет семье, врачу и другим людям, чтобы скрыть степень вовлеченности в гемблинг.

8. Совершал криминальные действия - такие, как подлог, мошенничество, кража, присвоение чужого имущества с целью обеспечения средств для гемблинга.

9. Ставит под угрозу и даже готов полностью порвать отношения с близкими людьми, бросить работу или учебу, отказаться от перспективы карьерного роста.

10. В ситуации отсутствия денег из-за гемблинга перекладывает решение проблем на других людей". [12]

Б. Игровое поведение не связано с маниакальным эпизодом.

Говоря о психологических особенностях проблемных гемблеров, большинство исследователей указывает на потерю контроля за собственным поведением, причем это касается всех вариантов гемблинга - от игры на тотализаторе до игровых автоматов (O'Connor, Dickerson, 2003). "Австралийские исследователи А. Бласцински и Л. Науэр выделяют три подгруппы проблемных гемблеров:

1. с нарушением поведения;

2. эмоционально неустойчивые;

3. антисоциальные гемблеры, склонные к импульсивным поступкам, подчеркивая тем самым неоднородность группы аддиктов.

Хотя болезненная страсть к азартным играм чаще наблюдается у мужчин, у женщин эта аддикция принимает более тяжелые формы. Женщины втягиваются в опасное увлечение в три раза быстрее и тяжелее поддаются психотерапии. В отличие от мужчин, женщины подпадают под зависимость от азартных игр в более зрелом возрасте, и по другим причинам. Наиболее распространенная из них - личные проблемы, от которых они пытаются уйти в игру. Наиболее часто это происходит в возрасте от 21 до 55 лет, и в 1-4% случаев страсть принимает такие формы, при которых необходима помощь психиатра. Каждый третий патологический игрок - это женщина. Так, в недавнем сравнительном исследовании 70 проблемных гемблеров-мужчин и 70 гемблеров-женщин показало более прогредиентное развитие аддикции у женщин по стадиям: социальный гемблинг; интенсивный гемблинг; проблемный гемблинг. Половые различия между мужчинами и женщинами заключались также в том, что гемблингу у женщин чаще сопутствовало депрессивное расстройство, а у мужчин - алкоголизм". [13]

Следует отметить, что лица, участвующие в игре, сравнительно часто злоупотребляют алкоголем и другими ПАВ, то есть включаются в комбинированные формы аддиктивного поведения. Для "игроков" типичны трудности межличностных отношений, частые разводы, нарушение трудовой дисциплины, частая смена работы.

"Актуальность проблемы патологической зависимости от игры рассматривается в связи с тремя основными причинами:

1. Возникновение социальных и финансовых проблем у патологических игроков (23% игроков имеют финансовые проблемы, 35% разведены, у 80% нарушены межличностные отношения в браке).

2. Распространенность противоправных действий - до 60% среди зависимых от азартных игр совершают правонарушения.

3. Высокий суицидальный риск - от 13 до 40% патологических игроков совершают попытки самоубийства, у 32-70% отмечаются суицидальные мысли"[14]

Первую классификацию нехимических аддикций в России предложил Ц. П. Короленко. Он выделил непосредственно нехимические аддикции, к которым относятся азартные игры (гэмблинг), аддикция отношений, сексуальная, любовная аддикции, аддикция избегания, работоголизм, аддикция к трате денег, ургентная аддикция, а также промежуточные аддикции, например, аддикцию к еде (переедание и голодание), характеризующиеся тем, что при этой форме задействуются непосредственно биохимические механизмы. Кроме вышеперечисленных, в настоящее время описано значительное количество других нехимческих аддикций: многообразные компьютерные зависимости или интернет-зависимости (Гоголева А. В., 2002; Войскунский А. Е., 2004; Young, 1998), аддикция упражнений (спортивная) (Muгрhy, 1994; Griffiths, 1997; Kjelsas et al., 2003), духовный поиск (Постнов В. В., Дереча В. А., 2004), "состояние перманентной войны" (Постнов В. В. и др., 2004), синдром Тоада, или зависимость от "веселого автовождения" (joy riding dependence) (McBride, 2000). В. Д. Менделевич (2003) рассматривает также фанатизм во всех его проявлениях (религиозный, политический, спортивный, национальный) как одну из форм аддиктивного поведения, отмечая, что любое сверхценное увлечение, при котором объект увлечения или деятельность становится определяющим вектором поведений человека, оттесняющим на второй план или полностью блокирующим любую иную деятельность, и входит в состав аддиктивного, патохарактерологического типов девиантного поведения. Некоторые исследователи включают в число нехимических аддикций клептоманию и трихотилломанию (Lejoyeux et al., 2002; McElroy et al., 1995), которые, на наш взгляд, являются расстройствами влечений, а не болезнями аддикции.

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения. К ним относятся следующие:

1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.

2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.

3. "Потеря контроля", выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.

4. Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.

5. Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление к все более высокому риску.

6. Периодически возникают состояния напряжения, сопровождающиеся игровым "драйвом", все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.

7. Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну, что выражается в том, что лица, решившие раз и навсегда покончить с играми, при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми по игре, разговор на эту тему, участие в обычной, неазартной игре и др.), как правило, возобновляют участие в азартных играх.

"Патологическим игрокам свойственны когнитивные искажения. Магическое мышление игрока может проявляться в определённых ритуалах, которые необходимо провести, чтобы выиграть; наличии любимого стола или автомата. Гемблеры считают простейшую игру на игровом автомате игрой, требующей навыков. Верят в удачу, в "систему", разработанную ими самими или позаимствованную у кого-либо". [15]

Одну молодую женщину непомерные игорные долги вынудили заняться проституцией. Еще пример - господин, владеющий магазином, проиграл весь свой дневной доход на игральных аппаратах, установленных в фойе собственного магазина. Так игра жестоко обманывает, лишает не только денег, но и веры, надежды, любви, здоровья, а часто и жизни. Идет разрушение характера, личности

Процесс разрушения личности углубляется, отягощается социальными последствиями, такими как обнищание, распад семейных отношений, потеря работы. Растущие долги толкают к самоубийству или криминальным действиям. На невротическом уровне развивается депрессия, страхи, тревожности и как следствие - стойкие расстройства сна, а в след за этим развивается зависимость к снотворным, транквилизаторам или к алкоголю.