Развитие литературы и искусства XIX-XX вв

Для западноевропейской и североамериканской литературы и искусства первой половины XIX в. характерно преобладание идейного и художественного направления, возникшего в конце предыдущего столетия и получившего название романтизм.

Действительность не удовлетворяла романтиков, они ищут ответ на вопрос, как устранить зло и пороки общества, в чем заключается общественный и моральный идеал, к которому надо стремиться. С их точки зрения литература и искусство - явления общественно полезные. Так, Жорж Санд утверждала: «Искусство не есть изображение идеальной действительности, а искание идеальной правды». Виктор Гюго формулировал эту мысль следующим образом: «Человеческая душа в настоящее время имеет больше нужды в идеале, чем в реальности». Однако подобная позиция не исключала реалистических тенденций в творчестве романтиков.

Своеобразие романтизма особенно ярко выразилось в литературе. Для него характерно тяготение к исключительности, необычному, титанизм образов, резкие светотени, контрасты, стремительность событий, огромная роль роковых случайностей, широкое использование фантастических и легендарных образов и мотивов, гротеск. Литературе романтизма чуждо изображение героев в масштабах обыденной действительности.

Наиболее известным немецким писателем-романтиком был Эрнст Гофман. Он создавал фантастические образы, за которыми почти всегда стояли существенные конфликты действительности. Гофман дает реальную мотивировку всему чудесному, что происходит с его героями. Наибольший простор для фантазии писателя давали такие жанры как повесть, сказка и новелла. Известны его сборник новелл «Фантазии в духе Калло», повесть-сказка «Маленький Цахес», роман «Жизненные воззрения кота Мурра». Следует отметить, что из всех немецких писателей данного направления только Гофман пользовался особой популярностью у русского читателя.

Наиболее яркой и драматической фигурой английского романтизма был Джорж Гордон Ноэль Байрон. Аристократ, имевший наследственное место в палате лордов, Байрон выступил против правящих слоев английского общества и посвятил свою жизнь поэзии и активному участию в демократической и освободительной борьбе народов Италии и Греции. В поэмах «Паломничество Чайльд Гарольда», «Лара», «Корсар» он создал образ разочарованного бунтаря-индивидуалиста, носителя общественных умонастроений начала века. Его перу принадлежат драматическая поэма «Манфред», сатирическая поэма «Бронзовый век». Незаконченной осталась поэма Байрона «Дон Жуан» в которой наметилось сближение писателя с реализмом.

Вместе с Байроном выступил второй великий английский романтик Перси Биши Шелли,. Подобно Байрону Шелли был выдающимся поэтом-лириком. Однако в целом его творчество отличается от поэзии Байрона величайшим оптимизмом. Его первое крупное произведение поэма «Королева Маб». За ней последовали поэма «Аластор», лиро-эпическая поэма «Восстание Ислама», лирическая драма «Освобожденный Прометей». Шелли был не только поэтом-лириком, но и поэтом-политиком. Он создает новый для английской поэзии жанр массовой народной песни - сильного, грозного и в то же время простого как подлинная народная песня.

В истории английской литературы XIX в. особое место занимает Вальтер Скотт. Его творчество относится к периоду расцвета английского романтизма, знаменует собой начало перехода к реализму. Скотт известен как создатель исторического романа с ярко выраженными чертами реализма. Ряд романов воспроизводят историческое прошлое Англии: «Айвенго», «Монастырь», «Аббат» и другие. Скотт обращается также и к истории других европейских стран - «Квентин Дорвард». Кроме романов его перу принадлежат несколько работ по истории, среди которых особенно известны «История Шотландии» и «Жизнь Наполеона Бонапарта». Необходимым условием исторического романа Скотт считал историческую точность и серьезную историческую проблематику. Он стремился к предельной правдивости и точности воспроизведения исторических событий и лиц, в передаче эпохи.

Вместе с тем романтизм в его творчестве присутствует в виде яркой контрастности персонажей, значительной роли рока, стремительности действий.

Крупнейшие представители французского романтизма, заслужившие мировое признание, Виктор Гюго и Жорж Санд.

Виктор Гюго - сын генерала наполеоновской армии. Вместе с отцом в ходе наполеоновских походов он побывал в раннем детстве в разных странах. Уже в юном возрасте он проявил поэтическое дарование и в 18 лет получил титул «магистра поэзии» Гюго писал более 60 лет. Его литературное наследство составляет 26 томов стихотворений, 20 томов романов, 12 томов драм и 21 том философских и теоретических работ. Такие произведения как «Собор Парижской богоматери» и драмы 30-х годов отразили революционные настроения писателя. В романах 60-х годов на первый план выступает романтический герой, своеобразная титаническая личность. В основе сюжетов романов «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется» находится борьба одной личности против какой-то внешней силы.

В начале 30-х годов XIX в. во Франции выступила писательница Аврора Дюдеван, которая вошла в литературу под псевдонимом Жорж Санд. Первым ее романом была «Индиана», написанная в 1832 г. и принесшая ей заслуженную известность. Вслед за этим появляются другие романы: «Валентина», «Лелия», «Жак». За свою долгую жизнь она опубликовала около 90 романов и повестей. Бунтарский романтизм, пафос национально-освободительной борьбы нашел отражение в ее лучшем романе «Консуэло». Она ввела в романтическую литературу нового героя. Место королей, принцев и рыцарей, которые прежде были персонажами писателей-романтиков, занимает простолюдин.

В 20-30 годы прошлого столетия значительных успехов достигает американский романтизм. Видное место в нем занимают Вашингтон Ирвинг и Фенимор Купер. Ирвингу свойственная поэтизация человека, живущего на лоне девственной и могучей природы Америки, его мужественной борьбы с нею. Он в своих литературных работах выступал против истребления индейских племен, в юмористических новеллах и очерках критиковал стяжательство и противоречия прогресса. Важное место в его творчестве принадлежит элементам фантастики.

Широкую панораму жизни страны создал Фенимор Купер, способствовавший утверждению жанра исторического романа в американской литературе. Произведения этого автора по их тематике можно разделить на несколько циклов: исторические романы, морские романы, романы о борьбе индейских племен. Наибольшее признание получили романы «индейского цикла»: «Пионеры», «Последний из Могикан», «Прерия» и другие, известные под общим названием романов о Кожаном Чулке. Над этой серией писатель работал на протяжении двух десятилетий. Их главный герой Натти Бумпо воплощает лучшие стороны человека - смелость, мужество, верность дружбе, благородство и честность. Это идеал человека, выросшего в общении с природой, сформировавшегося под ее благотворным влиянием. Его романы отличаются динамизмом и простотой, мастерским описанием, и прежде всего описанием природы.

Своеобразно творчество американского писателя-романтика Эдгара По. Его литературное наследство весьма разнообразно. По - автор многих новелл, стихотворений, статей по вопросам искусства. В американской литературе Эдгар По стал основоположником детективного рассказа - «Убийство на улице Морг», «Маска красной смерти» и другие. Подавляющее большинство его произведений отличаются мрачным колоритом. Он настойчиво подчеркивает мысль о преступных наклонностях человека. По прославился как мастер «страшного» рассказа.

Романтическое направление в музыке оказалось очень богатым выдающимися дарованиями: это Франц Шуберт и Роберт Шуман, Гектор Берлиоз, Рихард Вагнер, Ференц Лист, Фридерик Шопен и многие другие композиторы. Романтизм принес в музыку повышенную эмоциональность, выразительность, фантастический вымысел, сказочно-поэтическую образность, нередко заимствованную из фольклора. Ему свойственна конкретность музыкальных метафор и масштабность символических обобщений. В музыке произошла перестройка жанров: важнейшее значение приобрели романс, фортепьянная пьеса, инструментальная танцевальная миниатюра, различные малые формы, наполнявшиеся глубоким содержанием.

Новые тенденции затронули и симфонизм, и музыку для театра. Появляется жанр героической оперы-саги - цикл «Кольцо нибелунга» Вагнера; жанр «героической» оперы, складывающийся под воздействием национально-освободительных движений. В творчестве Джузеппе Верди такой тип оперы представлен «Дон Карлосом» - произведением в целом реалистическим в отличие от его блестящих романтических опер «Риголетто», «Травиата», «Аида».

В период романтизма музыка активнее, чем прежде, взаимодействует с литературой. Это предопределило появление музыкальных сочинений, использующих в той или иной степени элементы художественного слова или театральной эстетики. Начиная с романтизма, этот принцип в многообразных своих проявлениях становится преобладающим.

Романтические тенденции заявляют о себе в живописи уже в самом начале XIX столетия. Они затрагивали даже стойких приверженцев классицизма, таких как Жан Энгр. О начале романтического периода во французской живописи возвестило творчество Теодора Жерико. Самым же значительным явлением романтизма оказалась живопись Эжена Делакруа, часто писавшего полотна на мотивы поэзии Байрона. Делакруа во многом преобразовал историческую композицию, которая приобретает у него символическую обобщенность.

В Англии романтизм наиболее ограниченно выразился в творчестве У. Блейка, особенно в его живописи и графике, связанной с его же поэзией. Это направление нашло выражение в пейзажах Уильяма Тернера и Джона Констебла.

Тесно связанным с движением литературы было романтическое искусство Германии. Однако в немецком изобразительном искусстве романтизм все же остался явлением достаточно скромным по своей художественной значимости. Это же можно сказать и об итальянском романтизме.

К середине XIX в. в литературе и искусстве наблюдается закат романтизма как преобладающего идейного и художественного направления. С этого времени доминирующим становится реалистическое направление. Реализм, возникший в предыдущую эпоху, конкретизирует свои ведущие принципы: объективность отображения существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах при полноте их индивидуализации; жизненная достоверность изображения; преобладающий интерес к проблеме личность и общество в их связанности и противостоянии.

Общепризнанным мастером реализма в литературе является Чарльз Диккенс. Выдающийся юморист и сатирик, он был непревзойденным автором социально-критического романа. Начиная с «Посмертных записок Пиквикского клуба», его произведения стали художественной энциклопедией быта, нравов, проблем английской жизни. Диккенс довел до виртуозности искусство психологизма и типизации. Писатель долгие годы хранил веру в нравственное совершенство людей, но объективно его лучшие произведения «Домби и сын», «Тяжелые времена», «Большие ожидания» и другие показывали беспочвенность таких иллюзий. Романы Диккенса остаются одной из вершин реалистической литературы.

Его современник Уильям Теккерей, создатель романа-хроники «Ярмарка тщеславия», выделявшегося резкостью обличения общества, был чужд оптимистических надежд, хотя и стремился показать силы, способные противостоять нравственному разложению. Достойный вклад в обогащение реализма внесли сестры Шарлотта и Эмилия Бронте, Элизабет Гаскелл и другие писатели.

Реализм во Франции определял магистральную линию литературы уже в 30-е годы прошлого века. Реалистическое художественное видение заявило о себе уже в песнях Пьера-Жана Беранже. Триумфом реализма можно назвать историческую драму Проспера Мериме «Жакерия» и его новеллы 30-40-х годов. Анри Бейль, известный в литературе как Стендаль, сформулировал важнейшие положения эстетики реализма. В его лучшем романе «Красное и черное» рассказывается о судьбе юноши, стремящегося любыми средствами утвердиться на верхних ступенях социальной иерархии и потерпевшего жизненное и моральное крушение. В «Пармской обители» Стендаль аналитически изобразил судьбу героя наполеоновских войн и атмосферу периода реставрации. Незавершенный роман «Люсьен Левен» стал заключительным звеном трилогии, воспринимающейся как художественная история молодого европейца XIX в.

Крупнейшим творением реалистической литературы стал многотомный цикл романов и повестей Оноре де Бальзака «Человеческая комедия». Писатель стремился создать историю нравов современной Франции, считая, что романы пишет сама действительность, а он является лишь ее секретарем. Эпопея Бальзака подразделяется на три большие части: «Этюды нравов», «Философские этюды», «Аналитические этюды». По замыслу она должна была включать 143 произведения, из которых Бальзак успел завершить 95. Литературное наследие этого могучего писателя неисчерпаемо в плане многообразия затронутых им проблем, описанных персонажей, типов, противоречий, коллизий и драм.

Вторая половина XIX - начало XX в. ознаменовалась новым подъемом реалистической литературы. В немецкой прозе реалистическое направление представлено в первую очередь Генрихом и Томасом Маннами. Пути их в литературе оказались неодинаковыми. Генрих выступил создателем немецкого социального романа, больших эпических полотен таких как трехтомный цикл «Империя». Тематика творчества Томаса отличается спокойным, сдержанным, аналитическим характером. Известность ему принес роман «Будденброки», который был во многом автобиографический.

Новый этап английского реализма связан с творчеством Джона Голсуорси, автора знаменитой «Саги о Форсайтах». Это произведение создавалось на протяжении сорока лет. На примере одной семьи раскрывается картина усиливающегося этического кризиса, который переживала верхушка английского общества. В 90-е годы появляются первые пьесы Бернарда Шоу.

Реализм в американской литературе утвердился, по справедливому утверждению Хемингуэя, только с появлением Марка Твена. В литературу этот писатель пришел из газеты, принеся острый интерес к повседневности. Уже в ранних его произведениях проявился необыкновенный дар юмориста и редкое чувство черт американского национального характера. В «Томе Сойере» и «Геке Финне» Америка представляется как радостная, полная жизненных сил и энергии страна.

Видными писателями-реалистами этого периода были Джек Лондон и Теодор Драйзер. Творческий путь Лондона был противоречив и закончился трагически. Его перу принадлежат как высоко реалистические произведения - «Люди бездны», «Железная пята», «Мартин Иден», - так и сентиментальные романы и даже книги отмеченные налетом расизма. Первый роман Драйзера «Сестра Керри» был объявлен «безнравственным» и подвергся запрету, поскольку рассказывал об изнанке американской жизни. Свой следующий роман писатель смог опубликовать только через десять лет. Наиболее известна его «Трилогия желания», включающая романы «Финансист», «Титан», «Стоик».

Реализм в Италии этого периода получил название «веризм» - от итальянского слова «веро» - правдивый. Особое развитие он получил в музыке. Его приверженцами здесь выступили Джакомо Пуччини, Пьетро Масканьи, Руджерто Леонкавалло. В их операх исчезли черты условности и романтическая грандиозность конфликта. Они посвящали свои музыкальные драмы жизни обыкновенных людей, смело вводили прозаические ситуации. Характерен отказ от вокальных номеров и тяготение к декламации, к использованию звуковых средств, традиционно считавшихся немузыкальными, - имитациям шумов, пения птиц, звуков прибоя и т.п. «Богема» к «Тоска» Пуччини положили начало камерной лирической драме в опере. Этот жанр нашел высшее воплощение в опере «Чио-Чио-Сан».

Проведенная итальянскими веристами оперная реформа доказала свою плодотворность последующим развитием музыкально-драматического искусства.