Решение демографических проблем в РФ

Россия сохранила в действии основные правовые нормы и направления демографической политики, унаследованной от СССР, а также многие меры социально-экономической и правовой поддержки материнства и детства.

Переход к рыночной экономике, формирование новых подходов к проведению социальной политики потребовали существенной переоценки сложившейся системы взглядов на роль и место общегосударственной демографической политики, политики в области семьи, социальной защиты материнства и детства. Речь шла как о принципах разработки, так и о вопросах реализации, ресурсного обеспечения и регионализации с учетом особенностей демографического, экономического и социально-культурного развития регионов России.

В условиях переходной экономики стала проводиться политика социальной защиты семей с детьми, была введена единая система семейных пособий, призванная смягчить влияние переживаемого Россией кризиса на уровень жизни семей с детьми, противостоять дальнейшему падению рождаемости. Стратегия демографической политики должна учитывать весь спектр экономических программ, обеспечивая максимально щадящий, благоприятный переход к рыночной экономике.

В настоящее время государство отказалось от прежней системы социальных пособий и перешло к политике, сориентированной лишь на поддержку малообеспеченных слоев общества.

В целом государственные меры семейной политики, выражающиеся в экономической поддержке семьи, были недостаточно эффективны и ограничивались:

- пособиями по беременности и родам;

- единовременным пособием женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременным пособием при рождении ребенка;

- ежемесячным пособием на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет;

- единовременным ежемесячным пособием на ребенка до 16 лет.

На сегодня пособия на детей выдаются в соответствии со следующими государственными решениями:

• Постановлением Правительства РФ № 883 от 4.09.1995 г. утверждено «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»;

• Федеральными законами, принятыми в 2001 г. (№ 66-ФЗ «О внесении изменений в часть первой ст. 16 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и № 67-фЗ «О внесении изменения и дополнений в ст. 4 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»), закреплена как норма постоянного действия граница среднедушевых доходов для предоставления ежемесячного пособия на ребенка (на уровне 100% регионального прожиточного минимума, установленного в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»). Семьям выплачивалось ежемесячное пособие на каждого ребенка, до 16 лет - 70 руб., а также ежемесячное пособие матерям в размере двукратной минимальной зарплаты на период отпуска по уходу за ребенком, до достижения им возраста полутора лет. С 1 января 2002 г. были повышены размеры пособий по беременности и родам; единовременные пособия при рождении ребенка и ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Новая система пособий, введенная Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. (с последующими изменениями) включала:

§     пособие по беременности и родам (в размере среднего заработка по месту работы, выплачивается за период 70 дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух и более детей - 110) дней после родов. При этом отпуск исчисляется суммарно, и пособие предоставляется полностью, независимо от числа дней, проведенных в дородовом отпуске;

§     единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, т.е. до 12 недель (50% минимального размера оплаты труда, позднее - 100%);

§      единовременное пособие при рождении ребенка (10 минимумов оплаты труда, позднее - 15);

§     ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (в размере минимальной оплаты труда, позднее – 200 %);

§     ежемесячное пособие на детей (70% минимального размера оплаты труда), увеличенные пособия для одиноких матерей и некоторых других категорий семей.

Как свидетельствуют демографические прогнозы, иждивенческая нагрузка на общество возрастает, но особенной остроты эта проблема достигнет во втором десятилетии будущего века. Сегодня в стране нет поднятой на должный государственный уровень комплексной демографической политики. Разработка государственной демографической политики должна опираться на научный анализ тенденций и перспектив развития семьи. Это должно обеспечить приведение принципов демографической и семейной политики в полное соответствие с реальными жизненными требованиями.

Общество развивается, проходя через экономические и социальные революции, переживая демографические взрывы и спады, но ценность семьи не подвергается сомнению никем. Как одна из важнейших социальных ценностей, семья должна быть объектом внимания государства; необходимо выработать правильный подход к формированию демографической политики. Признавая социальную значимость семьи, не надо забывать, что люди, участвующие в общественном производстве, это не только работники, но и граждане с семейными обязанностями.

Нынешняя российская семья нуждается в услугах государства. На сегодня несколько категорий семей нуждаются в особых льготах и услугах государства. Это многодетные семьи; семьи с одним кормильцем (в большинстве случаев это одинокие матери); семьи с детьми-инвалидами; супруги, взявшие детей под опеку; студенческие пары с детьми; семьи беженцев и вынужденных переселенцев, и семьи безработных с детьми.

Вопросы семейной политики нашли свое отражение также в нормативных документах, регламентирующих социальную политику в отношении детей и женщин.

Появились новые моменты в политике, направленной на поддержку семьи.

Правительством Российской Федерации была разработана федеральная программа «Дети России», которой Указом Президента РФ от 18 августа 1994 г. № 1696 придан статус президентской программы. Во исполнение этого указа определялись дополнительные мероприятия на 1996— 1997 гг. и последующие 3 года по утвержденным ранее программам, а также разработаны новые федеральные целевые программы. В состав президентской программы «Дети России» вошли федеральные целевые программы: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты» «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» и «Безопасное материнство».

Реализация президентской программы «Дети России» позволит добиться улучшения охраны здоровья детей, снижения материнской и младенческой заболеваемости и смертности, улучшения социально-экономического положения детей, сохранения и развития системы детского отдыха и оздоровления, обеспечения детей раннего возраста полноценным питанием.

Принято постановление Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 28 «О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995— 1997 гг.», где подчеркнута важность защиты семьи, как естественной среды жизнеобеспечения детей.

В «Российской газете» от 21 мая 1996 г. появился Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» (Указ 712 от 14 мая 1996 г.), где говорится: «В настоящее время, в условиях выхода страны из кризиса, необходимо обеспечить преодоление негативных тенденций и стабилизацию положения семьи, а также создание предпосылок для улучшения ее жизнедеятельности в будущем... Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи».

Среди основных принципов государственной семейной политики отмечаются «...дальнейшее развитие системы семейных пособий, охватывающей поддержкой все семьи с несовершеннолетними детьми; поэтапное увеличение доли расходов на семейные пособия (включая пособия по беременности и родам по уходу за детьми в возрасте до полутора лет) в валовом внутреннем продукте до 2,2 процента... Расширение натуральных выдач, льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах Российской Федерации путем сочетания различных форм социальной поддержки семьи и детей в зависимости от семейного состава населения и социально-экономического и демографического развития регионов... Обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей».

«Государственная семейная политика, — подчеркивается в Указе, — может быть эффективной лишь в том случае, когда она является органичным элементом всей социальной политики, взаимосвязанным со всеми направлениями на стадиях выработки, принятия и реализации решений». С 1995 по 2000 г. размеры пособий устанавливались в процентном отношении к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), что по идее должно было компенсировать рост цен (инфляцию). На деле же индексация пособий отставала от инфляции, что привело к сильному реальному обесценению всех основных пособий на детей.

Другие аспекты социальной политики также, прямо или косвенно, влияют на условия воспроизводства населения. Так, государством финансируются программы в области охраны материнства и детства, занятости, социального обеспечения, поддержки беженцев и вынужденных переселенцев. Разработан и принят к реализации «Национальный план действий в интересах детей» (1995). Утверждены «Основные направления государственной семейной политики» (1996 г.).

В сентябре 2001 г. распоряжением Правительства Российской Федерации на основе Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» была одобрена разработанная «Концепция демографического развития России на период до 2015 года» (Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г.). представляющая собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов. В ней впервые в качестве целей демографического развития на ближайшую перспективу поставлены: стабилизация численности населения России и создание предпосылок для роста населения, а также основные направления и приоритеты политики в области рождаемости и укрепления семьи, в области снижения смертности и повышения продолжительности жизни, в области миграции. Были разработаны конкретные планы мероприятий и программы по реализации этой концепции, в частности меры по стимулированию рождаемости (пособия, налоговые льготы, жилищные субсидии молодым семьям и т. п.).

В Концепции демографического развития России главной целью определяется стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

Анализируя Концепцию демографического развития России отметим наиболее прогрессивные моменты. Концепция предполагает развитие по трем направлениям:

§    укрепление здоровья и увеличения продолжительности жизни;

§    стимулирование рождаемости и укрепления семьи;

§     демографическое развитие в области миграции и расселения.

В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты:

- укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и oтравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также путем развития физической культуры и спорта и организации досуга;

- улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;

- улучшение здоровья населения трудоспособного возраста в первую очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а также за счет раннего выявления и адекватного лечения болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;

- сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее актуально предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.

Для эффективной профилактической работы предлагается объединение и координация действий органов государственной власти всех уровней, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций по пропаганде здорового образа жизни и возрождению системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке прежде всего средств массовой информации.

Особое внимание в Концепции уделяется снижению потребления алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма, при этом целесообразно сочетание мер фискальной политики, административных ограничений и информационного воздействия. Достичь этого предлагается путем контроля качества алкогольной продукции, ценовой политики, ориентирующей население на ограничение потребления алкоголя, а также изменения правил продажи алкогольных напитков и действенный контроль за их рекламированием.

В целях улучшения психического здоровья населения предполагается принятие мер по профилактике самоубийств, включая развитие сети телефонов доверия, совершенствование деятельности врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов и социальных работников.

В области охраны и укрепления здоровья граждан предусматривается совершенствование организации и развитие государственных и негосударственных форм оказания населению специализированной медицинской помощи, включая использование высоких медицинских технологий, в том числе в рамках федеральных целевых программ.

Для оказания медицинской помощи тяжелобольным городским и сельским жителям, включая применение дорогостоящих медицинских технологий, предлагается дальнейшее развитие и укрепление федеральных медицинских учреждений, областных, краевых и республиканских учреждений здравоохранения, а также обеспечение работы в сельских местностях выездных поликлинических бригад, развитие сети реабилитационных (восстановительных) отделений центральных районных, районных больниц, а также больниц и отделений медико-социальной помощи.

В целях своевременного выявления заболеваний и эффективного их лечения предлагается повысить роль первичной медико-санитарной помощи, развивать стационарно-размещающие технологии, а также провести структурно-экономические преобразования в сети учреждений здравоохранения.

Органам управления здравоохранением и органы социальной защиты населения ставится задача реализации комплексных мер по дальнейшему развитию психиатрической, наркологической помощи населению, а также по профилактике инфекционных заболеваний, уделяя особое внимание детям и подросткам.

Для снижения количества осложнений и смертности от злокачественных новообразований особая роль уделяется реализации региональных программ профилактики и раннего выявления онкологических заболеваний.

Особое внимание заслуживают соответствующие программы обеспечения ранней диагностики и качественного лечения нарушений репродуктивного здоровья населения, прежде всего подростков, развития новых подходов к их гигиеническому и нравственному воспитанию, подготовке к семейной жизни.

В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи в Концепции определены следующие приоритеты:

§     формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;

§     повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

§     создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;

§     обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей;

§     повышение воспитательного потенциала семьи;

§     разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.

Для обеспечения условий для улучшения материального положения семей предполагается разработка и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, повышение уровня заработной платы.

В целях обеспечения благоприятных условий для укрепления семьи необходимо дальнейшее развитие законодательства, регламентирующего трудовые отношения, а также совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров пособий и обеспечение их адресности. При этом размеры пособий, а также налоговые вычеты должны дифференцироваться с учетом материальных условий семьи и ее социального положения.

Поддержка молодых семей в регионах предполагает улучшение их жилищных условий в случае рождения ребенка, выделение безвозмездных субсидий и использование механизма льготного кредитования в зависимости от числа детей в семье.

В области миграции и расселения определены основное внимание уделяется следующим направлениям:

§     привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из государств — участников Содружества Независимых Государств, а также из Латвии, Литвы, Эстонии;

§     создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации;

§     проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в Российской Федерации;

§     совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.

Необходимо разработать новые подходы к регулированию иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной убыли населения Российской Федерации, к стимулированию иммиграции в Российскую Федерацию и общественно полезной интеграции мигрантов с учетом их возрастно-половых характеристик, уровня здоровья, профессиональной квалификации.

Необходимо также обеспечить сохранение численности населения в важных в геополитическом отношении регионах Российской Федерации, в том числе путем привлечения рабочей силы из других районов страны на временной, ротационной основе, создания условий для возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, являющихся высококвалифицированными специалистами.

В целях регулирования внутренней миграции предполагается разработка мер, направленных на повышение территориальной мобильности рабочей силы, а также механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития субъектов Российской Федерации.