Созидательные идеи Узбекистана

Процветание Родины – одна из основных идей, служащих укреплению независимости нашей страны. Родина – это место рождения каждого человека, это земля, где жили его предки и которую унаследуют его дети.

Каждый человек появляется на свет в какой-то семье, определенной стране и в среде определенной нации. Открыв глаза, он узнает свою мать, свой дом, землю, где он родился. Он впитывает сперва молоко матери, потом питается плодами своей земли. Именно поэтому понятия мать и Родина созвучны. Ибо человек проникается любовью и уважением к ним с самого детства.

Человек вдали от теплого объятия матери, знакомого края и Родины испытывает чувство тоски по ним, всей душой и телом стремится к ним. Все что имеет отношение к Матери, дому, где он родился, Родине.

Родина для человека священна. Здесь он познает смысл жизни, здесь формируется его мироощущение и мировоззрение. К тому же, Родина – это самая дорогая память, ибо здесь покоится прах его предков. Она – несравненное и бесценное наследие, великий дар, которые передаются от поколения к поколению. Мы ответственны перед будущими поколениями их свободой и независимостью, за благоустроенный и процветающий край. Только тогда грядущие поколения будут благодарны нам, восхваляя наши имена, будут вести непримиримую борьбу с теми, кто позарится на нашу землю.

Одним словом, у человека, имеющего Родину, будут высокое достоинства, несгибаемая гордость и ясная цель. Человек, преданный Родине, имеет твердую опору в жизни. Чувство Родины стимулирует у человека преданность, мужество и самоотверженность.

Желание приносить счастье и благополучие, свободу и процветание Родине – основной признак патриотизма, а его высшее проявление – героизм на путях достижения свободы Родины.

У нас много героев, показавших образцы мужества. Например, еще в VI веке до нашей эры, когда царь Ахеменидов Кир с большим войском второй раз вторгся на территорию нашей Родины, глава племени массагетов Томарис подняла их на борьбу с иноземными захватчиками. Была одержана победа. Осмысливая значение этой победы, один из древних историков отмечал, что «Любовь к Родине показывает чудеса. Победа Томарис – тому яркое свидетельство».

Мы любим и ценим наших великих предков: Ширака, Спитамена, Джалалиддина Мангуберди, Тимура Малика, Амир Тимура именно за их мужество и преданность своей Родине. Истинными сыновьями, преданными патриотами независимого Узбекистана были и те мужественные представители наших Вооруженных сил, которые в 1999 и 2000 году самоотверженно боролись с террористами, вторгшимися в наши южные рубежи.

Уроки истории, жизненный опыт свидетельствуют о том, что истинная национальная идея не может пустить корни вне Родины. Только тогда, когда национальная идея отражает принципы, способствующие расцвету Родины, она превращается в источник силы и могущества. Чужие и чуждые идеи, не служащие процветанию Родины, никогда не могут стать нашей национальной идеей. В какую бы одежду они ни рядились, какой маской ни прикрывались, они не могут стать спутницей в нашей жизни.

Французский писатель Вольтер говорил: «Любовь к родине не застилает мои глаза от достижений чужеземцев. Наоборот, чем сильнее моя любовь к Родине, тем больше я хочу обогатить ее достижения других народов мира». Патриотизм – это не признак национализма или национальной обособленности, а выражение возвышенного человеческого чувства. В сегодняшние дни широкое развитие предпринимательства, свободной экономической деятельности, возрастание экономического могущества нашего государства, обогащение духовности народа, повышение научного потенциала становится основой процветания Родины.

Расцвет Родины достигается, прежде всего, созидательной деятельностью нашего народа. Реализация его потенциала, развитие передовых технологий имеют решающее значение в обеспечении прогресса. Всемирно известные предприимчивые, энергичные, изобретательные предприниматели, такие как Форд, Рокфеллер, Дюпон, Крупп оставили неизгладимый след в истории своих стран. Расцвет независимого Узбекистана также связан с усилиями предприимчивых людей, предпринимателей из среды народа. В нашей стране особое внимание обращается на подготовку кадров специалистов, умеющих производить конкурентоспособную на мировом рынке продукцию.

Мир и спокойствие в стране – одна из основных идей идеологии национальной независимости. Мир – бесценное благо, великое счастье для всех народов. Прогрессивное человечество на всех этапах своего развития стремилось, прежде всего, к миру и дружбе. Сохранение и укрепление мира является общечеловеческим идеалам. На всех этапах прогресса человечества основные вопросы общества плодотворно решались лишь в условиях мира и дружбы. По этой причине мир во всем мире есть гарантия стабильного развития.

Мира невозможно добиться только с помощью простого намерения, желания. Его можно обеспечить лишь благодаря последовательным и решительным действиям.

Захватнические войны, национальные, религиозные и другие виды конфликтов, набеги и столкновения в течение тысячелетий наносили вред прогрессу человечества. За прошедшие 5 тысяч лет человечество пережило свыше 15 тыс. войн. Только в XX в. в ходе двух мировых войн погибло более 60 млн. человек. К сожалению, человечество до сих пор не избавилось от военной угрозы.

Как и всякие идеи, мысли о войне и конфликте, нестабильности и разрушении сначала возникают в головах определенных людей, потом внедряются в сознание отдельных группировок и осуществляются с их участием. Так, например, фашизм, нацизм как идеология были разработаны такими «злыми умами» как Муссолини и Гитлер; потом превратились в смертоносную антиобщественную силу, стали причиной крайне отрицательных событий недавнего прошлого.

Наш народ высоко ценит мир и видит в нем гарантию осуществления своих надежд на достижение высшей цели. По этой причине наши отцы и деды, когда поднимают руки в знак благословения, желают всем мирной жизни. Наш народ придерживается взгляда: "Если будет мир, можно добиться любой благополучной цели". Более глубокий смысл приобретает мудрость нашего народа, которая выражена в изречении: «сосед твой в мире – и ты живешь мирно».

Мирная жизнь страны очень крепко связана с миром во всем мире и на всех континентах. В современных условиях, когда все более укрепляется взаимное доверие и развивается сотрудничество между государствами, мир приобретает значение самого важного фактора прогресса.

Коренные политические изменения, происходящие на международной арене, еще больше повышают ценность мира.

Если обратим взор на нашу историю, то становимся свидетелями того, что только в те периоды, когда в стране был мир и народ жил спокойно, тогда достигались высоты материального и духовного созидания. Так, в течении 40 лет, когда правил Маверанахром внук полководца Амира Тимура, Мирзо Улугбек, в условиях мира и стабильности в стране развивались наука, культура, расцветала наша древняя земля. Султан узбекский поэзии Алишер Навои, имея в виду эти преобразования, написал следующие строки:

Потомок Темурхана султан Улугбек,

Весь свет не видел ему подобного во век.

В периоды, последовавшие после правления Улугбека, из-за борьбы за трон, местничества, родоплеменных раздоров, наш край начал терять свое благополучие. Сознанием людей овладели мракобесие и суеверия вместо просвещения. Люди предавались физическим и духовным неблаговидным страстям. Чиновники стали больше думать не о судьбе Родины, а о своих узкокорыстных интересах. Вследствие этого страна распалась.

С первых дней приобретения независимости Республика Узбекистан признала приоритетными направлениями своей политики мир и дружбу. В настоящее время благодаря целенаправленности действиям нашего Президента, Узбекистан вносит большой вклад в дело сохранения мира и стабильности не только на своей территории, но и во всем регионе. Особого внимания заслуживают инициативы по установлению мира и стабильности в соседнем Афганистане.

И. Каримов так характеризует значение мира для нашей сегодняшней и грядущей жизни: «Мы – дети Востока. В какую бы страну Востока ни приезжаем, там при встрече друг с другом люди прежде всего говорят: «Ас-салому Алейкум!». Эта фраза взята из арабского языка и вы хорошо знаете, что она означает – «Мир Вам!». Слово «салом», т.е. «мир», в Коране, оказывается, встречается не менее 40 раз. В одном из аятов этой священной книги сказано: «Во имя Милостивого люди должны говорить друг другу приветственное слово «Салом», т.е. мир.

Когда речь идет о защите мира в стране, мы представляем воина, который с оружием в руках охраняет границы Родины. На самом деле каждый гражданин государства – защитник Родины. Каждый из нас обязан охранять наше Отечество, его честь и достоинство, мир в нашем доме. У самоутвердившегося человека, любящего свою нацию, верного своей стране, каждое его слово и каждое его дело, в конечном счете будут непосредственно связаны с зашитой Родины. В Конституции нашей страны отмечено, что защита Родины, мира в стране является священным долгом каждого гражданина.

Мир и спокойствие в стране неразрывно связаны со свободой в процветающей Родине. Очень важно глубокое осознание истины: «Человек должен бороться за мир всеми своими силами, умом, должен действовать, трудиться. Эту жизнь надо защищать. Что мы подразумеваем под защитой? Мы должны защищать свой мир. Должны защищать будущее наших поколений. Должны защищать мир и спокойствие своей семьи».[29]

Высокая духовность, политическая культура, настоящая бдительность и идеологическая зрелость нации – самые важные факторы защиты мира в стране. Эта священная для нашего народа идея служит объединению всех сил и движений общества, несмотря на различие во взглядах и убеждениях, служит укреплению межнационального согласия.

Во все времена люди стремились к мирной, спокойной и благополучной жизни. По этой причине идея благополучия народа стала одной из основных в идеологии национальной независимости. В ходе общественного развития данная идея всегда остается центральной.

Благополучие народа означает благоустройство Родины, обилие материальных и духовных благ для населения, достойные бытовые условия. Данная идея выражает одну из благородных целей народа Узбекистана, завоевавшего независимость. Для достижения этой цели осуществляются коренные реформы в экономике страны.

В независимом Узбекистане формируются основы социально ориентированной рыночной экономики.

После приобретения независимости Узбекистан начал организовывать общественную жизнь в соответствии экономическими законами, оправдавших себя на практике, прошедших испытание в развитых странах мира.

В чем состоят преимущества этого пути?

Прежде всего в том, что экономика развивается на основе своих естественных закономерностей. В ней спрос и предложение занимают приоритетное значение. Вмешательство извне не дает положительного результата. Люди трудятся по своим способностям и покупают вещи, соответствующие их потребностям. Такое положение в экономике становится нужным для общества. Как доказательство – с начала ХХ1 века Узбекистан почти не покупает зерно из-за рубежа. Обеспечена энергетическая независимость. В нашей стране увеличивается производство другой продукции. Теперь мы имеем возможность продавать на мировом рынке не только хлопковое волокно, но и пряжу, ткани, одежду.

Добываемое в нашей стране золото служит повышению ее экономической стабильности. У нас резко возросли объемы добычи и переработки газа, нефти.

Благодаря развитию рыночной экономики изживается дух иждивенчества. Теперь каждый человек имеет возможность жить богато, с усердием трудиться в избранной им сфере, сполна использовать свой интеллектуальный потенциал, открывать свои предприятия, разворачивать собственный бизнес. Сегодня открылся путь к частной собственности, предпринимательству, свободному обращению капитала, акционированию и аренде, одним словом – разнообразным формам собственности. Равноправие форм собственности защищено законами независимого государства.

Достоинства частной собственности доказаны мировой практикой. Каждый человек, бережно охраняя свою собственность, стремится еще более приумножить её. Крестьянин трудится на своей земле, делает все необходимое для повышения урожайности на своем приусадебном или ширкатном участке, увеличения привеса скота. Семья, взявшая землю в аренду, развивает свою хозяйственную деятельность, старается повышать благосостояние своей семьи. Рабочие предприятий, перешедших на частные и акционерные формы собственности, борются за процветание своих предприятий.

Использование закономерностей рынка приводит к повышению качества продукции. Если продукция будет качественной, то спрос на нее будет увеличиваться. Если продукция, предложенная рынку будет некачественной, тогда она обесценивается, а производители (конкретный человек, хозяйство или крупное предприятие) потерпят крах. Из многих зарубежных стран завозятся на наш рынок разнообразные товары. В условиях конкуренции на рынке можно прочно утвердиться лишь путем повышения качества собственной продукции.

Государственные предприятия и частные производства могут удовлетворять требованиям рынка только при условии постоянного обновления ассортимента товаров и видов услуг на основе самых современных технологий. Мы заинтересованные в том, чтобы в нашу страну завозились не только готовая продукция, но и поступала передовая технология. Создаются совместные предприятия, производящие экспортноориентированную продукцию. Развитие экспорта, т.е. вывоза продукции на зарубежный рынок, служит привлечению иностранной валюты в экономику страны. А это делает экономику страны еще более мощной.

Экономика, считавшаяся делом только определенных специалистов в бывшем советском строе, теперь стала сферой, затрагивающей интересы всех социальных групп, всего народа. Сегодня население вооружается новым экономическим мышлением. Например, одно время были заводы, производящие продукцию бытового назначения, таких как моющие средства, зубные порошки и т.д. Эта продукция не имела высокого качества. Ко времени рыночной экономики они не стали конкурентоспособными. Вследствие этого предприятия, производящие такую продукцию обанкротились. На их месте были созданы самостоятельные акционерные объединения, оснащенные новой технологией. Рабочие предприятия переквалифицировались. В результате эти предприятия стали производить качественную, пользующуюся спросом продукцию. Они находят покупателей и в зарубежных странах.

Сегодня в Узбекистане растет благосостояние именно честных, предприимчивых, трудолюбивых людей. В процессе рыночной экономики формируется класс собственников и для еще большего развития этого движения в государственном масштабе принимается множество мер.

В период перехода к рыночной экономике в нашей стране принимаются меры по предотвращению резкого расслоения населения, т.е. разделения его на чрезмерно богатых и обездоленных бедных. Для этого используется политика поддержки малозащищенных и нуждающихся слоев населения. Социальная защита направлена на нуждающуюся часть населения. В этом отношении наряду с государственными, привлекаются средства общественных и благотворительных организаций.

Идеологическая стратегия обеспечения благополучия народа основывается на следующем правиле: если каждый человек и каждая семья будут богатыми, тогда общество и государство тоже будут сильными и могущественными. Опираясь на это, реформы в ближайшем будущем смогут давать еще более значительные результаты. Нет сомнения в том, что наш трудолюбивый предприимчивый народ может сделать благополучной свою жизнь собственными руками и своим умом.

Идея благополучной жизни связана с идеей совершенного человека как благородной общечеловеческой идеей, олицетворяющей самые высокие духовные и физические качества, присущие человеку, призывающей его всегда к добру и благородству.

Одна из основных целей нашей национальной идеологии состоит в воспитании всесторонне развитого – совершенного человека. Нет будущего у народа и нации, не мечтающих о совершенстве личности, и не заботящихся о формировании совершенных, зрелых людей нет будущего. Такой народ, такая нация обречены на упадок.

Совершенный человек, это – свободная личность, человек свободно мыслящий, борющийся за благородные цели и идеалы своего народа, человек, честно служащий своей Родине. По словам И. Каримова, наше основное богатство, основная опора на путях построения развитого государства есть человек; человек высшей квалификации, высокой духовности. Это особенно касается молодого поколения.

Мы выше говорили о предпринимателях, предприимчивых людях. Такие люди думают не только о себе. Они свой талант и квалификацию расходуют на повышение благополучия семьи и общества, борются не только за накопление личного богатства, но и стремятся благоустраивать жизнь близких людей, сделать народ благосостоятельным.

Идея совершенного человека испокон веков является благим намерением нашего народа, органической составной частью духовности нации. В священной книге Зороастризма «Авесте» честный труд толковался как основная мера совершенства человека. Идея совершенного человека, питаясь от философии ислама приобрела еще более глубокий и богатый смысл и содержание. Воззрения о формировании совершенного человека таких мыслителей, как Ибн Сина, Беруни, Фароби, Навои были связаны с поиском новых духовных возможностей для развития и расцвета общества. Выдвигая идеи о благодетельном городе, Фароби считал духовное совершенство личности основным условием построения справедливого общества.

Если обратить взгляд на историю, то можно увидеть, что деятельность великих личностей приобретала высокий смысл и содержание не только благодаря их организаторскому таланту и глубоким знаниям, но и высокой нравственности. Их благовоспитанность заслуживает уважение со стороны других людей многих поколений. Согласно наших национальных традиций, совершенство человека выражается, прежде всего, в его нравственной зрелости, в поведении, направленном на глубокое изучение и дальнейшее обогащение наследия предков, в уважительном отношении к взрослым и младшим.

Степень совершенства невозможно определить только путем самооценки. Она, как правило, будет лучше известна другим людям, чем человеку – носителю совершенства. Совершенный человек есть личность, свободная от духовного и социального рабства, покорности, психологии иждивенчества. Ибо, если человек следует за другим как раб, значит он в общественном понимании не смог ничего добиться. Совершенный человек не будет слепо следовать за распространителями идей, особенно чуждых и вредных для его убеждений, интересов его Родины и народа, будет бдительным и активным в борьбе со злом.

У нашего народа имеются замечательные, испокон веков развивающиеся, прекрасные традиции. К ним относятся любовь к Отечеству, как священному месту, возвеличивание Матери, следование заветам предков – не обманывай, не покушайся на собственность других, уважай старших, заботься о младших и другие. Они глубоко проникли в жизнь, образ быта, духовность и менталитет нашего народа. В этих правилах жизни и морали наших предков отражаются самые необходимые для человека качества, грани его совершенства. Нынешнее поколение, унаследовав от великих предков их убеждения и высокую духовность, сегодня достойно воплощает в себе эти особенности. Наше государство уделяет большое внимание и вкладывает огромные средства на молодёжь, на ее воспитание.

В нашей истории много символов и примеров совершенства личности. Алпамыш – символ духовного и физического совершенства, мужества и патриотизма; Фархад – обладатель умственного и физического совершенства, олицетворение афоризма Бахауддина Накшбанда «Пусть будет сердце – в Аллахе, рука – в труде»; Атабек – образец нравственности, чистой веры, совестливости и т. п.

Сегодня в нашей стране много совершенных людей. Следуя за ними можно достичь высшей цели – создать свободную и процветающую Родину, обеспечить в ней вольную и благополучную жизнь соотечественников.

Воспитание совершенного человека – одна из основных задач нашей идеологии национальной независимости. Она органически связана с движением по формированию здорового поколения, реализацией «Национальной программы по подготовке кадров».

Делая выводы из правды жизни, наш народ создал пословицы, афоризмы о дружбе, взаимном согласии: «у раздробленных волки сыты», «шестеро не дружат, свои головы кружат» и другие.

Идеи социального сотрудничества, взаимного согласия имеют древние корни. В обществе, где господствует такие идеи будут иметь место мир и дружба, стабильный прогресс.

Социальная солидарность – взаимное согласие личностей и групп, имеющих разного рода мысли и взгляды, принадлежащие к различным нациям, расам и религиям в общем движении к единой цели.

Этого нельзя было достичь при коммунистической идеологии, при господстве идеи классовой борьбы и приоритете классовых интересов над общечеловеческими.

С приобретением независимости в Узбекистане положен конец таким пережиткам. Другими словами, поставлен заслон противопоставлению людей по признакам социального происхождения и положения. Как отметил наш Президент, мы не шли по пути противопоставления людей друг другу, говоря этот – партократ, этот – коммунист, а этот – верующий, а другой – атеист. Наоборот, правильно поняли возможность устранять все проблемы только по взаимному согласию и в обстановке сотрудничества.

Однако, социальная солидарность не означает, что люди, партии, группы в обществе должны жить по одному шаблону или думать одинаково. На самом деле, интересы разных людей, партий или социальных групп бывают различными; это и отличает их друг от друга. Но имеется общее направление, ведущее к достижению единой цели – расцвету Родины, условиях мира и спокойствия, благосостояния народа. Очень важны сплоченность единомышленников.

Как это достигается?

Во-первых, передовые идеи, воплощающие в себе самые приоритетные цели и интересы, превращается в силу, движущую общество.

Во-вторых, имеет место гармонизации программных целей и практической деятельности социальных слоев и групп в обществе. Приоритет отдается идеям обосновывающим необходимость социального прогресса.

В-третьих, каждая личность независимо от своего социального положения, мировоззрения и убеждений, как правило, испытывает чувство ответственности за реализацию приоритетных идей.

Таким образом, социальная солидарность является одной из идей идеологии национальной независимости. Ее укрепление, как обязанность, возлагается на всех граждан, на государственные и общественные организации и, в особенности, на интеллигенцию как передовых интеллектуальных представителей общества.

Идея межнационального согласия являясь общечеловеческой ценностью и означает мысленное обоснования необходимости проживания разных наций и этносов в одном регионе в мире и дружбе, при взаимной гарантии обеспечения стабильности в местах общего проживания – в конкретном государстве.

В настоящее время во всем мире проживает более 6 млрд. человек. А на территории Узбекистана живут более 25 млн. людей – представители более 130 наций и народностей.

Каждая нация есть своеобразное «чудо» мира. Государства имеют много наций. Этническому составу и способам сосуществования разных наций простыми людьми и властями придавалось важное значение. У наций, наряду с общими интересами имеются своеобразные ценности, традиции и обычаи. Общие и специфические интересы могут быть или противоречивыми или гармоничными. Проявление национальных интересов в одной стране, обеспечение их развития очень сложные процессы. Как раз идея межнациональной дружбы содействует правильному их осуществлению в нашей стране.

И. Каримов изложил сущность политики в этой сфере следующим образом: Священный долг узбекской нации, составляющей большинство среди населения республики, заключается не только в восстановлении родного языка, своей национальной культуры и истории, но заключается в ответственности его за судьбу совместно проживающих малочисленных народов, за сохранение их специфических культурных, духовных особенностей, за совершенствование и проявление самобытности, за создание им равных условий и возможностей.

Наша многовековая история свидетельствует о том, что благородство и человеколюбие, стремление к дружбе со всеми народами считаются самыми высокими качествами узбекской нации. Традиции в этой сфере бережно передаются от поколения к поколению.

В годы независимости идея межнационального согласия на деле реализована, что является одним из самых больших достижений в жизни Узбекистана. Руководство нашей страны наметило и осуществляет меры укреплению межнациональных связей, по внедрению в сознание людей идеи «Узбекистан – единая Родина».

В статье 8 Конституции Республики Узбекистан четко определено: «Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан, независимо от их национальности». Понятие «народ Узбекистана» служит духовной основой взаимного уважения, дружбы и взаимосогласия среди проживающих в нашей стране людей, относящихся к различным нациям и народностям. Кроме этого, как отмечается в нашей Конституции, «Республика Узбекистан обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на её территории, создание условий для их развития» (статья 4).

При этом в нашей жизни осуществляется много мероприятий. Примером этого может служит факт, что уже в 1992 г. в целях координации деятельности национальных культурных центров и оказания помощи им был создан Центр интернациональной культуры. Эта общественная организация, объединявшая в то время деятельность лишь 12 национальных культурных центров, сегодня координирует деятельность более 100 таких центров. Ярким свидетельством эффективной деятельности в этой сфере служит и то, что ныне созданы широкие возможности для обучения всех наций и народностей, проживающих в нашей стране на своем родном языке. Этот принцип реализуется в вузах и школах. На многих языках издаются газеты и журналы, ведутся телепередачи и радиовещание и многое другое.

В процессе реализации идеи межнационального согласия самым опасным заслоном являются агрессивный национализм и шовинизм. Общество, попавшее на удочку таких пороков и вредных идей, естественно, потерпит гибель. Для доказательства этого можно привести много примеров из далекой и близкой истории. Одна лишь идея фашизма в ХХ веке, принесла человечеству колоссальные страдания. До сих пор остались сторонники неофашизма, шовинизма и расизма. Они стремятся загубить идеи межнационального согласия и взаимного сотрудничества.

Одним словом, достижение таких благородных целей, как расцвет Родины, мир и спокойствие в стране, благосостояние народа возможно только в опоре на идеи сотрудничества, дружбы и взаимного согласия.

С вышеуказанными идеями тесно связана идея межрелигиозной веротерпимости (толерантности). Она означает проживание на одной земле, в одной Родине людей, исповедующих разные религии, или не исповедующих никакой, но объединенных благородными идеями и целями, в сотрудничестве и во взаимном согласии.

Религия является формой мировоззрения, с божественной точки зрения объясняющей таким вопросы как сотворение (происхождение) мира, человека и других существ, смысл и содержание жизни, цель существования и другие. Религия охватывает собой мировоззрение, обряды, а также религиозную психологию. В средние века религия воплощала в себе многие виды культуры (философию, право, мораль и др.) и оказывала на них свое влияние. То, что национальные ценности передавались от поколения к поколению, от века к веку – это тоже во многом заслуга религии. Говоря словами И. Каримова, религия настолько проникла в нашу кровь, сознание, что искоренить ее нельзя никакой силой, никакой агитацией.

Все религии мира основываются на идеи добродетели и призывают человечество к добру, миру и дружбе. Все крупные религии мира проповедуют идею о том, что настоящая цель человека – осуществление благородных, праведных дел. Во всех религиях нашли свое отражение вопросы о правовых, нравственных отношениях людей на основе норм равенства и справедливости. По этой причине, каждый наш соотечественник, прежде всего, молодежь должны глубоко знать историю религий, их настоящие ценности.

На территории нашей Родины до утверждения ислама существовали такие религии как зороастризм, буддизм, христианство. На их основе возникла самобытная культура. По вероучению зороастризма, в постоянной борьбе добра и зла нет промежуточной дороги между добродетельным и зловредным, между добром и злом. Поэтому каждый человек вынужден быть на той или иной стороне этой борьбы. Имелись три опоры этой религии; добро, чистота мысли и созидательность действий. Эти опоры выражены в зороастризме просто – «добрая мысль, доброе слово, доброе дело».

Согласно вероучению национальной религии древнего Китая – Конфуцианству, люди могут добиться высшего совершенства не по социальному происхождению и положению в обществе, а посредством таких качеств, как человечность, справедливость, правдолюбие, искренность. Согласно распространенной в Индии философии индуизма, если человек в своей жизни совершил какое-то зло, это не останется без следствий. Он обязательно получит наказание за это. Правда, выраженная в пословицах «Не все пальцы равны» («Семья не без урода»), – такая философия социальной дифференциации тоже нашла свое выражение в индуизма (брахманизма).

Идея толерантности между религиями имеет в виду терпимость не только среди верующих, но и членов всего общества. Терпимость считается важным условием укрепления мира и сохранения стабильности.

В Узбекистане строится общество свободомыслия, светское государство. Принципы строящегося общества, правовые основы его разработаны Президентом И. Каримовым и поддержаны нашим народом. Государство на законных основаниях создало равные возможности для всех религий, для всех субъектов религиозных убеждений. Ведение отношений с религиозными организациями на основе закона, на базе уважения их прав и защиты их религиозных интересов обеспечивают на практике свободу убеждений. В то же время от религиозных организаций также требуется выполнение долга и обязанностей перед законом. Это – верный путь, избранный волей и желанием нашего народа.

В Узбекистане важное значение придаётся укреплению дружбы на основе общечеловеческих ценностей среди представителей разных религий. В настоящее время в нашей стране есть 15 религиозных организаций, относящихся к различным конфессиям. Для них созданы благоприятные условия. Правовые основы в этой области нашли свое выражение в Конституции Узбекистана, в законе «О свободе совести и религиозных организациях». Эти основы служат представителям всех религий, призывают их быть в сотрудничестве, взаимном согласии, участвовать в осуществлении целей нашего народа – создать свободную и благоустроенную Родину.

Таким образом, сотрудничество, взаимосогласие и толерантность являются важнейшими идеями в содержании идеологии национальной независимости, занимают важное место в укреплении мира и стабильности, продвижении народа к благородным целям.