Социализация как приспособление и обособление личности

А. В. Мудрик [36] сущность социализации определяет как «сочетание приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества». Приспособление связано с тем, что человек рассматривается в этой позиции как объект социализации. Но далее говорится о том, что «человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности и саморазвитием» [41]. При этом «Человек осознанно или неосознанно определяет реальность и успешность достижения своих целей. Обнаружив расхождение между своими запросами и возможностями их удовлетворения, он может изменить цели, искать наилучшие пути их достижения, т.е. активно проявлять свою субъектность в процессе социализации». В этом, надо полагать, и состоит суть обособления человека [41].

Обособление, говорится в статье, играет существенную роль в определении успешной и неуспешной социализации. «При успешной социализации человек адаптируется к обществу и в то же время способен противостоять его негативным воздействиям» противоположностью успешной является неуспешная социализация. Людей, относящихся к неуспешной социализации, автор называет жертвами социализации. Он пишет: «Жертвой социализации можно рассматривать человека, полностью идентифицирующего себя с обществом (конформиста), а также человека, не адаптированного к обществу (девианта)» [41]. Конформизм и девиантность, надо полагать, и есть в данном случае признаки неуспешной социализации.

Из этого следует, что процесс и результат социализации содержат в себе внутренний, до конца неразрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью его обособления в нём. Этот конфликт в каждом конкретном случае связан как с типом общества, так и со стилями воспитания, характерными для общества, социокультурных слоёв, семей и воспитательных организаций».

Результатом социализации является социализированность человека. «Социализированность в наиболее общем виде понимается как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом». С другой точки зрения социализированность – это «усвоение личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать её на следующей стадии развития(американский исследователь А. Инкельс назвал это «заглядыванием вперёд»)

Автор приводит признаки, характеризующие успешную социализацию. К ним относятся: способность к изменению своих ценностных ориентаций, умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям, ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей. Отмечается также, что социализированность может иметь мобильный характер, что она «может превратиться из успешной в неудачную и в этом случае возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям. Поэтому возникло понятие "ресоциализация" - изменение ставших неадекватными ценностей человека в соответствии с новыми социальными предписаниями». Задача педагогики состоит в том, чтобы «на каждом этапе развития общества, использовать её позитивные и компенсировать негативные потенции в процессе воспитания» [41].

Таким образом, понятие о социализации раскрывается через противопоставление понятий «приспособление» и «обособление». «Приспособление» характеризует процесс усвоения человеком социальных норм и ролей и определяется «заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), стали субъектами экономической жизни (профессиональная социализация), создали семью (семейная социлизация), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д.» [41]. В этом случае «человек рассматривается, в первую очередь, как объект». Однако, говорится далее, «человек становится полноценным членом общества, будучи и субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности и саморазвитием» [41]. Это представление, таким образом, рассматривает социализацию через призму субъект-объектных отношений. Но важно при этом понять, что стоит за противопоставлением понятий «приспособление» и «обособления». Контекст статьи позволяет нам говорить о том, что в данном случае речь идет о таких ролевых и психологических характеристиках человека как зависимость и конформизм, с одной стороны, самостоятельность и независимость личности, с другой. С этой точки зрения зависимость или конформизм – это результат неуспешной социализации. Этот результат характеризуется автором статьи как «жертва социализации». В свою очередь, успешной социализацию можно считать только в том случае, если человек способен к обособлению (самостоятельности и независимости) и рефлексии.

Такое понимание роли человека в процессе социализации в полной мере соответствует психологическим представлениям о сущности и природе человеческой личности. В частности, Л. И. Божович - один из ведущих отечественных специалистов в области развития и воспитания, пишет: «.. психологически зрелой личностью является человек, достигший определенного, достаточно высокого уровня психического развития. В качестве основной черты этого развития мы отмечали у человека способности вести себя независимо от непосредственно воздействующих на него обстоятельств (и даже вопреки им), руководствуясь при этом собственными сознательно поставленными целями. Возникновение такой способности обуславливает активный, а не реактивный характер поведения человека и делает его не рабом обстоятельств, а хозяином и над ними, и над самим собой»[6].

Главное, на наш взгляд, на что следует обратить внимание в этой статье, это выделяемые автором признаки успешной и неуспешной социализации. В случае успешной социализации человек не «слепо» и пассивно принимает транслируемые ему социальные нормы, а делает это осознанно – на основе оценки реальности и успешности достижения своих целей. Он усваивает социальные и культурные ценности и нормы «в единстве с реализацией своей активности и саморазвитием» [41].