Социальная адаптация подростка в условиях школьного социума

Механизмы социализации подростка в педагогическом процессе школы

Школа является одним из основных институтов социализации ребенка, который начинает осуществлять свое влияние на протяжении многих школьных лет жизни ребенка. Школа доминирует в воспитании ребенка в процессе его социализации. Ее влияние постепенно дополняется семьей, влиянием друзей, сверстников и другими социальными институтами. Тем не менее, нельзя уменьшить значение школы, как основного института социализации. То, что ребенок приобретает в школе, он сохраняет в течение всей своей жизни; в школе он продолжает формироваться как личность. Как определил Немов Р. С. «социализация - процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирование мировоззрения» [36].

Социализацию можно определить и как процесс накопления подростками социального опыта и социальных установок, соответствующих их социальным школьным ролям. Процесс их социализации продолжается на протяжении всей его школьной жизни, но наиболее интенсивно он осуществляется в подростковом возрасте. Поэтому главную роль на этих этапах играет не столько семья, сколько школа, как институт социализации. В процессе общения с педагогами ребенок усваивает предлагаемые ему образцы и нормы поведения, нормы морали, культурные ценности. Но этот процесс нельзя считать однонаправленным, а именно, нельзя сказать, что ребенок усваивает и прямо подвергается всем воздействиям, всем мнениям и предписаниям со стороны взрослых. Общение ребенка и учителей – это не только процесс передачи первому суммы знаний, навыков и умений, которые он механически усваивает, а сложный процесс взаимного влияния. Ребенок активно и критически перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, вплетая его в свой собственный.

Процесс социализации предполагает постепенное включение ребенка в систему общественных школьных отношений и самостоятельное установление новых социальных отношений. На процесс социализации подростков в школе оказывают воздействие, как направленные социальные факторы, так и влияния, которые бывает сложно предусмотреть и предотвратить. Из всего вышесказанного можно вывести такие особенности процесса социализации, школьников как его отсутствие стихийности, неорганизованности; он также включает собственную активность личности подростка.

Процесс социализации подростка в школе протекает под организованным влиянием его педагогов (через воспитание) и на фоне активности в его совместной деятельности с учителями и учащимися. Воспитательный процесс в школе выполняет две задачи:

во-первых, организует протекание процесса социализации,

во-вторых, он исключает влияние «стихийного элемента» Среды и ближайшего окружения.

Социализация школьника протекает через психологические, социальные и культурные отношения между ним и окружающими его людьми. Психологические отношения - эмоциональная поддержка друг друга. Ученик учится сопереживать и устанавливать близкие теплые отношения. Социальные отношения - распределение ролей, статусные отношения в классе, школе. Школьник усваивает различные социальные роли, их содержание. Культурные отношения внутри школьные связи, обусловленные особенностями сложившейся культуры. Подросток усваивает обычаи и традиции семьи, общества, конкретной школы, класса.

Таким образом, ученик усваивает ценности, которые высоко оцениваются в его школе и обществе. Процесс социализации имеет две стороны: содержательную и функциональную. Содержательная сторона характеризуется тем, какие личностные приобретения и образования формируются в процессе социализации. Функциональная сторона - как, под влиянием каких механизмов происходит это формирование.

Набор механизмов социализации, составляющих ее функциональную сторону, очень широк. В данной работе нас интересуют механизмы школьного социализирующего влияния. Основными механизмами социализации в школе являются «имитация», «идентификация» и «обучение».

«Имитация» определяется как осознанное или неосознанное стремление ученика копировать поведение учителей, перенимать определенные модели поведения. «Идентификация» - способ усвоения детьми школьного поведения, педагогических установок и ценностей как своих собственных» [49].

В процессе имитации образцами для подражания в первую очередь становятся учителя, объясняется это тем, что именно они предлагают для ученика первые модели и способы школьного поведения. Часть социального опыта дети получают, просто копируя то поведение, которое они наблюдают в школе, классе учителей, учеников и других взрослых. Имитация может проявляться в подражании жестам, голосу и другим особенностям педагогов. Идентификация заключается в том, что ученик учится ставить себя на место другого человека, понимать его чувства и переживания. Процесс идентификации тесно связан с эмпатией (умением сопереживать). Но все же это разные процессы. Эмпатия также предполагает умение поставить себя на место другого человека и почувствовать то же, что и он, но при этом человек не занимает ту же позицию, что и другой, а продолжает строить свое поведение самостоятельно. Идентификация предполагает, что человек занимает позицию другого и строит свое поведение как другой человек (чью позицию он занял). Оба этих механизма социализации способствуют тому, что школьник вырабатывает поведение, которое ему демонстрируют в школе. В качестве еще одного механизма социализации мы выделяем процесс обучения школьника, который протекает во время общения. Процесс социализации подразумевает овладение человеком социальным опытом, который он и перенимает, получая навыки в совместной деятельности в школьном, классном коллективе.

Приверженцы социологизаторского подхода к пониманию процесса социализации выделяют еще два «негативных» механизма социализации в школе - это социализация ученика через чувство вины и стыда. Суть этих механизмов заключается в том, что педагоги воспитывают, в частично используя порицания, осуждения и наказания, обращаясь к чувству вины и стыда ученика. Эти механизмы не обучают его моделям поведения, а запрещают не одобряемые педагогами формы поведения.

Социализация детей и подростков длительное время протекает под влиянием школы. Это происходит от того, что в силу известных причин школьник длительное время зависит от системы образования, а кроме того, педагоги долго являются для ученика «значимыми взрослыми - людьми, которые важны и значимы для человека вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь» [9].

По мнению Кона И. С., педагоги оказывают влияние на поведение ребенка в процессе его воспитания с помощью трех основных механизмов:

1) подкрепление - поощрение за хорошее поведение и наказание за плохое;

2) идентификация - ребенок подражает педагогу; влияние через личный пример;

3) понимание - знание мира ребенка и отклики на его проблемы [25].

Особенно эффективным способом влияния на ученика является «понимание». Применение его дает всегда положительные результаты в воспитании подростка и для протекания процесса его социализации. Применение этого механизма основывается на любви и принятии ученика таким, каков он есть. Понимание подростка сообщает ему: «Я забочусь о тебе; то, что ты чувствуешь и говоришь - важно». Цель этого механизма заключается в передаче подростку возможности понять себя и сделать это самому. В этом процессе с помощью педагогов ребенок сначала учится понимать себя, а затем других людей.

Снайдер выделяет четыре формы понимания:

1. понимание словесного содержания;

2. помощь подростку в понимании чувств;

3. понимание ситуации существования подростка;

4. воспроизведение ситуации с чувствами и намерениями [43].

Этот автор утверждает, что взрослый должен в общении с подростком демонстрировать через эти формы свое понимание его внутреннего мира для того, чтобы он развивался нормально; чтобы его личность не деформировалась. Демонстрировать понимание необходимо начинать с раннего школьного возраста, тогда, когда ученик еще не умеет объяснить свои чувства, состояние полно.

Как уже отмечалось, процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но он имеет свое деление на стадии: до трудовая стадия:

а) ранняя социализация от рождения до поступления в школу;

б) стадия обучения в широком смысле (от школы до Вуза);

в) трудовая стадия социализации - весь период трудовой деятельности; послетрудовая стадия - после окончания трудовой деятельности, пожилой возраст.

Особую важность в процессе социализации индивида имеет дотрудовая стадия. На этой стадии закладываются основные базисные ценности, формируется самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности. Более подробно дотрудовую стадию можно разделить на следующие этапы:

1) первичная социализация;

2) переходная социализация подростка;

3) устойчивая или концептуальная социализация юности [6].

На каждом этапе до трудовой стадии социализации имеются свои преобладающие институты социализации и механизмы социализации. На этапе первичной социализации от рождения ребенка и до начала подросткового возраста, основным институтом социализации является семья, а основными механизмами социализации являются неосознаваемые механизмы, такие, как «имитация», «идентификация». К наступлению подросткового возраста семья уступает место референтным группам как институтам социализации (группа сверстников) и преобладать начинают осознаваемые механизмы социализации (например, подражание кумиру).

Таким образом, содержание функциональной стороны процесса социализации различается в зависимости от возрастного этапа, на котором находится ученик.

Критерии успешности социализации

Традиционно считается, что процесс социализации прошел успешно, если школьник усвоил нормы, ценности и правила поведения, принятые в обществе и школе. С таким подходом можно согласиться, но только тогда, когда ситуация в обществе достаточно стабильна. Наше же общество находится в состоянии «социальной дезорганизации» - это значит, что культурные ценности, нормы и ожидания противоречат друг другу. Существуют группы людей, по-разному относящиеся к одним и тем же социальным явлениям и, соответственно, в их среде действуют различные нормы и представления.

В таких условиях определить успешность или неуспешность социализации достаточно непросто. Ответить на вопрос об успешности социализации на основании существующих критериев однозначно нельзя. Считается, что успешность социализации определяется тремя факторами: социальными ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму (согласие индивида с целями общества и применение им 20 законных средств). [49]. Человеческая жизнь протекает внутри различных социальных групп, членом которых является конкретный индивид. Именно группа, членом которой является конкретный человек - источник формирующихся у него ценностей, мир его общения. Однако индивид присваивает групповые нормы как свои собственные, только тогда, когда эта группа является для него «референт ной - реальная или идеальная группа, на которую ориентирован человек, чьи ценности, идеалы и нормы он разделяет» [10].

Антиподом рефератной группы является группа членства - человек может быть членом этой группы, но внутренне оставаться равнодушным к ее целям и нормам. В этом случае человек остается членом этой группы и выполняет нормы, принятые в ней из-за угрозы потери этой группы или своего места в ней, или из-за боязни социальных санкций. Такое явление называется конформизмом, оно рассматривается сейчас как один из основных механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей [77].

Являясь членом какой-либо группы, индивид успешно социализируется тогда, когда его поведение соответствует групповым ожиданиям, когда он меняет свое поведение в соответствии с этими ожиданиями, когда его поведение конформно, то есть он подчиняется принятым здесь нормам. Нормально протекающий процесс социализации подразумевает интериоризацию индивидом социальных норм и ценностей. Вряд ли это произойдет, если индивид не разделяет нормы и ценности, принятые в группе и придерживается их только под групповым давлением или из боязни наказаний. Следовательно, успешно процесс социализации подростка протекает только тогда, когда он находит референтную группу коллектив школы, класса и внешние нормы этой группы переходят во внутренний план регуляции поведением подростка. Из возрастной психологии известно, что каждому возрасту соответствует своя референтная группа, которая и является основным институтом социализации в этот период. Таким образом, успешность социализации подростка зависит от функционирования социального института школы, который в основном отвечает за его социализацию на данном возрастном этапе.

На наш взгляд, возможно выделение следующих признаков или критериев успешной социализации: во-первых, школьник должен находиться в референтной группе, классе так как ее нормы и ценности играют решающую роль в его социализации, в усвоении им определенного социального опыта и формировании внутренних поведенческих регуляторов, внутреннего плана сознания; во-вторых, в группе должны быть созданы условия для успешной групповой деятельности. Эти условия будут благоприятны тогда, когда:

а) школьник будет иметь возможность реализовать и выразить себя в обще групповой деятельности;

б) его деятельность будет одобрена членами группы;

в) когда школьник имеет высокий статус в группе и признание; в-третьих, об успешности социализации можно судить на основании таких субъективных критериев как удовлетворенность подростка той средой, в которой он находится; успешное овладение им ведущей деятельностью;

г) способность подростка устанавливать межличностные длительные контакты с различными людьми; адекватное возрасту представление подростка о самом себе, о своих способностях, умение оценить результаты своей деятельности; в-четвертых, об успешном процессе социализации свидетельствует то, что подросток не отторгнут от социальных институтов, с которыми ему необходимо взаимодействовать (семья, школа, внешкольные учреждения).

Еще одним критерием успешности социализации можно назвать одобрение подростка как успешного в своей жизнедеятельности не только членами группы в которой он находится, но и другими окружающими его людьми (соседи, учителя, сверстники и так далее).

Успешность социализации определяется и тем, насколько подросток удовлетворил свои потребности; насколько широк выбор вариантов поведения, направленных на удовлетворение потребностей; насколько благоприятны жизненные условия для удовлетворения потребностей.

«Потребность человека - ощущение необходимости чего-либо, проявляющиеся в соответствии с культурным уровнем и личностью человека. Является источником активности человеческой деятельности». [50].

По теории Абрахама Харольда Маслоу все потребности человека делятся на пять уровней: физиологические потребности (жажда, голод т.д.), потребности безопасности (самосохранение, защищенность), социальные потребности (контакты, дружба, любовь), потребности в общественном признании (статус, самоуважение), потребность в самоутверждении (самоактуализация).

Социализация подростка, усвоение им социального опыта протекает по мере все более активного включения в многоплановые и разносторонние общественные школьные отношения, по мере расширения его многообразных связей с окружающим миром. Когда подросток овладел различными способами взаимодействия со школьной средой, что позволяет ему успешно удовлетворять свои потребности, не причиняя вреда себе и другим, тогда можно с уверенностью говорить о том, что он успешно социализировался.

Условия, нарушающие процесс социализации

Нарушение процесса социализации в школе часто связано с тем, что на личность подростка оказывают влияние неблагоприятные факторы школьного воспитания и обстановки, которые затрудняют или делают невозможным удовлетворение ведущих потребностей.

Эти неблагоприятные влияния либо непосредственно (прямо) воздействуют на прохождение процесса социализации, либо приводят к нарушению действия механизмов социализации, что затрудняет усвоение социального опыта, т.е. действуют косвенно на процесс социализации. К прямым негативным условиям школьного влияния относятся, например, демонстрации подростку педагогами, другими учащимися грубых образцов поведения.

К косвенным влияниям относятся условия школьного климата или отрицательные стили воспитания и так далее.

В литературе можно встретить упоминание таких неблагоприятных факторов, как низкий уровень профессионализма, педагогическая несостоятельность руководства, эмоционально-конфликтные отношения в школе, классе.

В качестве таких условий, влияющих как на развитие личности подростка, так и на его социализацию, Немов Р. С. выделяет «систему отношений в школе» [36]. Кон И. С. утверждает, что на процесс социализации влияют «все условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования взрослых. Снайдер указывает на такие условия, как «создаваемая взрослыми для детей реальность и методы, которыми взрослые пользуются для управления чувствами детей» [43].

Зарубежные психодинамические теории считают нарушения межличностных отношений взрослых и детей одним из основных условий формирования отрицательного поведения.

Влияние этих и других условий не является абсолютным, то есть их существование в школе не всегда приводит к тому, что социализация ребенка нарушается. Воспитываясь в условиях школы с ее недостатками, ребенок не всегда становится «трудным». Это происходит от того, что каждый человек развивается в совершенно разных условиях, поэтому и результат этого развития может быть совершенно иной. Кроме того, эти условия взаимодействуют с самим организмом человека, как таковым, и это тоже накладывает на процесс развития свой отпечаток. Поэтому нельзя однозначно говорить о том, что наличие в школе одного или нескольких неблагоприятных условий влечет за собой возникновение нарушений в процессе социализации и как следствие отрицательное поведение ребенка.

В связи с этим, необходимо выделить основные негативные школьные условия, которые с большей долей вероятности приводят к нарушению процесса социализации школьника. К ним относятся:

1) недостаток внимания, теплоты со стороны родителей, учителей, эмпатии (эмоциональные отношения) - оказываются неудовлетворенными потребности в любви, безопасности и защите;

2) частые конфликты в школе (атмосфера школьного, классного коллектива) - не удовлетворены первичные потребности;

3) негативные установки педагогов (демонстрация педагогами моделей поведения и взглядов на жизнь, несущих негативные начала);

4) излишний или недостаточный контроль над школьником (качество « контроля»);

5) структурные характеристики школы и их изменения (перевод в другой класс, подгруппу и др.)

6) насилие над ребенком в школе (социальная потребность в самостоятельности формирует отношения «зависимость - независимость»).

С этим фактом школьного уровня воспитания Короленко У. П. связывает «риск развития различных форм поведения» [23]. Кроме того, негативное поведение у подростка может сформироваться тогда, когда в школе существует ряд проблем:

а) снижение материального, технического обеспечения школы;

б) социально-психологическая напряженность в обществе, школьном коллективе, вызывающие дискомфортные отношения в классе.

Как показали многочисленные исследования, плохие отношения между педагогами и учениками приводят к формированию девиантного и отрицательного поведения подростков.

В целом к школьным условиям, нарушающим социализацию подростков, относятся все те условия в школе, которые приводят к неудовлетворенности наиболее важных и актуальных потребностей школьников.