Социальные факты и факторы

Социальный факт является базой общественной науки вообще и основой социологического исследования. Основу учения о социальном факте заложил французский ученый Эмиль Дюркгейм. Категория социального факта становится центральной в концептуальной системе ученого. Понятие социального факта ученый принимает за исходную единицу социологического анализа.

Ответу на вопрос «Что такое социальный факт?» посвящена первая глава труда Э. Дюркгейма «Социология. Ее предмет, метод, предназначение». Говоря об определении социального факта, Э. Дюркгейм отмечает ошибочность обозначения социальных фактов, как совокупности всех происходящих в обществе явлений и представляющих какой-либо общий социальный интерес. В этом случае можно говорить, что все события имеют какой-либо социальный интерес. «Каждый индивид пьет, спит, ест, рассуждает, и общество очень заинтересовано в том, чтобы все эти функции отправлялись регулярно. Если бы все эти факты были социальными, то у социологии не было бы своего собственного предмета и ее область слилась бы с областью биологии и психологии».

Однако, в обществе существует ряд событий, которые отличаются от явлений, изучаемых естественными науками. Каждый член общества выполняет действия и исполняет обязательства, предусмотренные правом и обычаями. Несмотря на то, что индивид может соглашаться с ними, их реальность остается все таки объективной, независящей от его воли и сознания.

«Система знаков, которыми я пользуюсь для выражения моих мыслей, денежная система, употребляемая мною для уплаты долгов, орудия кредита, служащие мне в моих коммерческих сношениях, обычаи, соблюдаемые в моей профессии, и т. д.— все это функционирует независимо от того употребления, которое я из них делаю.» Таким образом, эти способы мышления и деятельности обладают тем свойством, что существуют вне индивидуальных сознаний.

Эти действия отличаются еще и тем, что они оказывают на индивида принудительное воздействие. Если индивид согласен с обычаями и законами, установленными в обществе, то это воздействие не ощутимо. Но в противоположном случае, если индивид пытается нарушить нормы, они реагируют против него, препятствуя действию, если еще есть время, или уничтожают и восстанавливают его в его нормальной форме, если действие уже совершено.

Социальный факт порождается объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе о того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому что у него другое основание другой субстрат – коллективное сознание. Для того чтобы возник социальный факт, указывает Э. Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой – то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он образуется из взаимодействия множества сознаний), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей и т.д., которые существуют объективно.

Однако, не стоит считать, что социальные факты всегда состоят из уже установленных верований и обычаев и могут существовать лишь там, где есть определенная организация. Существуют другие факты, которые, не представляя собой таких кристаллизованных форм, обладают той же объективностью и тем же влиянием на индивида. Это так называемые социальные течения. Возникающие различные общественные движения не формируются в сознании какого-либо отдельного индивида, однако, обладая свойством принуждения, они способны увлечь за собой, вопреки воле самого индивида.

Это давление может не ощущаться до тех пор, пока член какого-либо движения остается увлечен этой деятельностью, но оно проявится сразу, как только индивид попытается противостоять движению. «Таким образом, мы являемся жертвами иллюзии, заставляющей нас верить в то, что мы сами создали то, что навязано нам извне». Зачастую, индивиды оказываются вовлечены в деятельность какого-либо движения, сами того не осознавая. Даже если они поддерживали и одобряли позиции группы, то «…когда собрание разойдется, когда эти социальные влияния перестанут действовать на нас и мы останемся наедине с собой, то чувства, пережитые нами, покажутся нам чем-то чуждым, в чем мы сами себя не узнаем».

Таким образом, характерным признаком социальных явлений служит не их распространенность. Какая-нибудь мысль, присущая сознанию каждого индивида, какое-нибудь движение, повторяемое всеми, не становятся от этого социальными фактами. Если этим признаком и довольствовались для их определения, то это потому, что их ошибочно смешивали с тем, что может быть названо их индивидуальными воплощениями. К социальным фактам принадлежат верования, стремления, обычаи группы, взятой коллективно.

В концепции Э. Дюркгейма выражена довольно простая мысль: общество представляет собой объективный факт, некую данность, навязанную людям, обладающую реальной возможностью и силой воспроизводить себя вне и независимо от конкретных сиюминутных изъявлений их индивидуальной воли. Социальный факт живет своей «не вполне человеческой» жизнью в согласии со своими «не вполне человеческими» законами.

В социологии Дюркгейма общество наделяется чертами над- или сверхиндивидуальной реальности. В своей назойливой фактичности общество мало чем отличается от природы – оно есть, оно существует вне нас, и мы не в силах противостоять ему в своем повседневном поведении и мыслях. Оно постоянно, ежеминутно и ежесекундно, давит на нас. В большинстве случаев «нормальные», социализированные индивиды просто не замечают этого давления, однако учитывая это основание не стоит сомневаться в самом его существовании.