Социологическое значение игрушек в обществе

Как известно, игрушки несут в себе не только развлекательную функцию, но и обучающую, социализирующую.

«Л. Г. Оршанский справедливо отмечал: «Нельзя в игрушке интересоваться только элементом обучения, педагогической стороной; недостаточно также психологической стороны, потому что здесь есть и первое, и второе, и ещё много иных сторон».[7]

Социологическое изучение игрушек и игр дополняет педагогическое, психологическое, искусствоведческое и обладает спецификой. Связанную с обществом область изучения игрушки можно условно разделить на два аспекта: "игрушка в обществе" (социологический аспект) и "общество в игрушке" (социолого-искусствоведческий аспект).

Первый аспект связан с изучением функционирования игрушки в обществе. В этом аспекте игрушки могут изучаться как средство социализации личности в структуре того или иного общества, его подсистем. Как писал игрушковед Н. Д. Бартрам, "каждая из этих игрушек есть одно из звеньев, хотя бы и мельчайших, закономерного построения различных культур".[8]

К первому же аспекту относится вопрос, связанный с влиянием общества на развитие игрушек, т.е. изучение социальных факторов, влияющих на появление новых и исчезновение старых образцов игрушек и развитие их тем и образов.

Второй аспект невозможно считать чисто социологическими. Его рассмотрение находится на стыке социологии и искусствоведения. Он связан с вопросом, как и почему то или иное общество отражено в игрушке, какие элементы социальной системы находят выражение в темах и образах игрушек. Бартрам считал, что "каждая страна выражается в своей игрушке по-своему, характеризуя ту или иную эпоху".[9]

Взгляды Д. Б. Эльконина позволяют рассматривать игрушку в качестве средства передачи общественного опыта.[10] Различные типы игрушек способствуют передаче разнообразного культурного, социального и общественного опыта.

В 50-е гг. в практической работе советских педагогов и детских учреждений была принята следующая рабочая группировка игр и игрушек:

1) игрушки для творческих сюжетных игр (например, куклы);

2) игрушки-занятия (настольные игры, полуфабрикаты, стройматериалы, конструкторы и др.);

3) технические игрушки (машины, трактора и т.д.);

4) игрушки для подвижных и спортивных игр;

5) декоративные карнавально-праздничные игрушки.[11] Мы видим, что игрушки обладают различными функциями и нацелены на трансляцию различного опыта: ценностей, норм и стереотипов поведения.

Многие из вышеперечисленных игрушек имеют общие признаки: они образны и сюжетны. К ним относятся куклы, технические игрушки, декоративно-праздничные игрушки. Образные и сюжетные игрушки содействуют "творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт, расширяет его... Они направляют внимание ребенка на те или иные явления окружающей жизни, определяют содержание игры, дают направленность интересам, переживаниям".[12]

Отражательная функция образной и сюжетной игрушки отмечалась давно: "Обладая целым рядом самых различных ценностей, - писал Н. Д. Бартрам, - игрушка по своему существу делится на игрушку как "радость ребенка" и игрушку, отражающую жизнь, являющуюся как бы ее зеркалом".[13] К этому сравнению следует добавить, что игрушка специфически - "игриво" отражает природу, социум, объекты культуры и технические достижения и фантазии общества. В игрушках, отражающих реальные объекты, содержание игрушек игриво преломляется в их форме, т.е. трактуется на игрушечный лад. В. П. Пряхин называл эту специфику "своеобразием изобразительного языка игрушки". Элементы социальной системы специфически отражаются в советских игрушках.

В заключении второй главы следует отметить, что социологическое изучение игрушек советского общества обладает спецификой, которая проявляется в определении, прежде всего, предмета изучения, а также, цели, задач и объекта изучения. Социологический подход интересен тем, что позволяет использовать специфический угол научного зрения на игрушку и выявить неизвестные стороны ее функционирования, известные же - рассмотреть полнее.

Значение современных игрушек для общества

Так как во введении помимо всего прочего говорилось о значении современной игрушки, то в третьей главе необходимо рассказать о её значении для нынешнего поколения.

В настоящее время в наших магазинах присутствует полное изобилие различных игрушек. «Мальчишкам нравятся все технические новинки: пистолеты, грузовики, самолеты и подводные лодки, - все то, что движется, мигает, звучит. Их привлекают Человек-Паук и Бэтмен. В то же время, обычные конструкторы и железные дороги не очень-то нравятся маленьким мужчинам. Им нужен автомобиль, напичканный электроникой. Чтобы на такой машинке не просто кататься можно было, а преступников ловить».[14] Для девочек актуальными являются куклы Барби, их копии, куколки с «фарфоровыми личиками». В отдалении остаются обычные куклы, не имеющие шикарной фигуры и причёски. Девочкам нравятся Барби, так как, помимо самой куклы, в придачу продаются дома с мебелью, машины, яхты и прочие принадлежности «хорошей» жизни. Судя по всему, это и привлекает маленьких покупательниц, мечтающих о красивом и беззаботном будущем.

«Через Барби, по мнению психологов, девочкам внушается схематичный и однобокий стереотип поведения: современная женщина должна иметь богатого друга, дом с бассейном, престижную машину и яркую косметику».[15]

Время диктует свои условия. Но игрушки и процесс игры не потеряли своего первоначального значения. Это развитие, приносящее радость. В игре ребенок совершает свои первые открытия, учится быть активной и творческой личностью. Нужно присматриваться к своему чаду. Если вы купите ему пожарную машину, не объяснив, для чего она нужна, не рассказав, как пожарные помогают людям, машинка будет забыта через пару дней. Если же у него сложится в голове модель игры с этой игрушкой, то он будет занят ею долгое время.