Сущность социального проектирования и социальный проект

Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование». Деятельность по созданию проекта называется проектированием. Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.[2] В самом общем виде социальное проектирование представляет собой конструирование локализованного по месту, времени и ресурсам действия, направленного на достижение социально значимой цели.

Под социальным проектированием понимается деятельность:

        ·  социально значимая, имеющая социальный эффект;

        ·  результатом такой деятельности является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего практическое значение.

А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.[3]

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

      ·    словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

      ·    графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

      ·    числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

Признаки проекта:

        ·  Цель - изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового;

        ·  Установленные сроки начала и завершения;

        ·  Определенные ресурсы;

        ·  Измеряемый продукт или результат.

Управление проектом - это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения.

Управление включает три основных вида деятельности:

1. Планирование:

    Определение желаемых результатов проекта. Т.е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта.

    Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ. Все придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными.

    Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.)

2. Организация: распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды.

Если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает её не качественно. А кому это надо? Поэтому и существует разделение труда, в том числе и в проектной деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделять обязанности в команде, прежде нужна сама команда.

3. Управление: включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать работу в проекте качественнее, эффективнее:

    Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах).

    Решение возникающих проблем. Если входе реализации проекта возникают проблемы, которые не были предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т.к. если их не разрешить они могут отрицательно повлиять на ход реализации проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не так всё страшно. Все проблемы предусмотреть всё равно сложно, но если уж они возникли, нужно постараться их решить.

    Обмен информацией с заинтересованными лицами (в зависимости от проблемы, на решение которой направлен проект).[4]