Теория действия и креативности действия Ханса Йоаса

Рассмотрев две теории социального действия, которые были предложены великими социологами-классиками, следует рассмотреть теорию, которая не поддерживает основные идеи ни первой ни второй теорий, предложенную современным социологов Хансом Йоасом, ведь именно он "бросил вызов" и весьма критично отнесся к теориям социального действия, объяснив это тем, что в моделях такого действия креативность не может существовать.

Ханс Йоас говорил, что действие всегда есть процесс, динамический процесс и оно не может быть статичным событием. "Рационалистическая модель пыталась представить этот процесс так, словно можно было заранее представить себе стратегию действия, и тогда временной коэффициент становится неважным, потому что происходил просто перенос этой воображаемой стратегии в реальность. Однако, представляя себе действие как динамический процесс, приходится допускать, что вы оказались в этой ситуации, действуя по детально разработанной стратегии. Но в большинстве случаев нельзя просто реализовать эту стратегию, потому что случается много непредвиденного, и в пределах этой ситуации приходится постоянно выполнять ряд действий. Я считаю, что моя модель гораздо больше подходит для понимания того факта, что мы постоянно действуем в ходе выполнения действия, в отличие от аналитической философии с ее последовательностью единичных действий". [Йоас, 2005; с. 201]

В своей книге "Креативность действия" немецкий философ и социолог Ханс Йоас указывает на то, что в современных социогуманитарных науках по сей день господствуют две модели, в категориях которых интерпретируется реальность человеческого действия, - рациональная и нормативно-ориентированная. По мнению автора, эти две модели должны быть дополнены третьей - акцентирующей.

Йоас акцентирует соотнесенность человеческого действия с ситуацией. Имеется в виду конститутивная, а не только сложившаяся соотнесенность. "Как правило, восприятие ситуации содержит суждение об уместности конкретного действия" утверждает Йоас. Каждое правило или привычное действие содержит предположение о типе ситуаций, в которых допустимо следовать привычке, правилу. "Ситуация - это не только нейтральное поле приложения внеситуативных интенций; ситуации, по-видимому, в нашем восприятии провоцируют определенные действия. Ситуации не вызывают действия, но роль ситуации не сводится к предоставлению пространства реализации интенций. Наше восприятие ситуации предзадано нашей способностью действовать; какое действие реализовывать, решается на основе рефлексии ситуации". [Там же; с.178]

Также, Ханс Йоас утверждал, что формула "креативность действия" нуждается в объяснении в двух аспектах: как это понимание действия отличается от других подходах теории действия и что есть особенного в этом понимании креативности.

В своей работе "Креативность действия" Ханс Йоас писал, что основной для него вопрос - понять человеческие действия в их креативности. Как представить себе социальную жизнь и историческое развитие, основывая современное понимание науки и истории на таком понимании человеческого действия, что оно представляет собой, или, более научным языком, какова доминирующая концептуализация человеческой деятельности? Например, так называемые рациональные действия доминируют в экономике и занимают значительное место в политических науках. Нормативное понимание действия доминирует в социологии. Почему эти методы понимания человеческого действия недостаточны?

Ханс Йоас не ограничивает креативность сферой чрезвычайных событий. Особое значение он также придает её роли в повседневной жизни. Креативность описывается в ней как потенциальные возможности каждого. "Она отличается от креативности Ницше, которая совершенно элитарна, где ограничен круг креативных личностей, и тогда историческая роль всех других - это просто быть слугами узкого круга этих личностей". [Цит. по Горностаевой, 2010; с.25]

Ханс Йоас уделяет особое внимание тому, что креативность в его собственной теории ориентирована на повседневную жизнь, в большей степени ситуативна в том смысле, что имеются предварительно созданные проблемы или напряженные ситуации, с которыми людям приходится справляться.