Технологизация социального пространства

Нынешнее состояние российского общества требует качественно нового уровня социальной инженерии, ускорения технологизации и информатизации социального пространства, формирования социально-технологической культуры. Между тем достижения в этой перспективной области весьма скромны. Специальных научных работ, посвященных социально-технологическому знанию как фактору общественного прогресса, явно недостаточно. Технологизация социального пространства в широком смысле представляет собой целостную систему концептуально и практически значимых идей, принципов, методов, средств социализации человека, группы, общности, нации, народа, гарантирующую надежный и диагностируемый результат в текущий период и при последующем ее воспроизведении. В узком смысле речь идет о научном обосновании выбора способов воздействия социальных субъектов на объект с целью формирования благоприятных условий жизнедеятельности людей.

Социальное пространство – один из видов пространства (наравне с физическим, экономическим, политическим, образовательным, экологическим, символическим и иными); совокупность процессов, отношений и взаимозависимостей в социальной сфере, иерархически связанных между собой.

Технологизация социального пространства – главная функция социального менеджмента и ее основной метод познания и преобразования социальной действительности. В основе технологизации социального пространства лежит прежде всего методология и теория социального управления, механизмы которого отстали от требований жизни.

Известно, что общественный процесс можно расчленить на его составляющие (экономический, социальный, политический, духовный, экологический, демографический и др.). Очевидно, что специфике этих составляющих общественного процесса будут соответствовать разные технологии как способ решения возникающих проблем в каждой из этих областей. Следовательно, учет специфики составляющих общественного процесса и есть первый методологический принцип.

Синергетический подход к анализу технологизации социального пространства составляет второе методологическое правило.

Синергетика открывает новые подходы в познании природной и социальной действительности. Развивая идею целостности мироздания, наследуя традиции анализа с использованием математического аппарата, синергетика изучает механизмы самоорганизации в открытых системах. Будучи тесно связанной с кибернетикой и системным подходом, она позволяет по-иному взглянуть на процессы перехода от хаоса к порядку, расширить наши представления о взаимосвязи материального и духовного, переосмыслить роль человека в структуре познавательной и практической деятельности. Становление синергетики создает новую теоретико-методологическую парадигму исследования природных и социальных явлений – синергетическую. Ее цель – познание сути социальных явлений, обеспечение целостности познания в открытых сложных социальных системах.

Третье методологическое правило – принцип целостности социального пространства.

Действительно, глобальные, федеральные, региональные, технологии местного самоуправления и саморазвития личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Некачественная технологизация в одном звене немедленно скажется на конечном результате – целостном состоянии социального пространства, создающем благоприятные условия для реализации технологий каждого уровня социальной организации.

Например, катастрофа на Чернобыльской АЭС произошла, потому что были нарушены все принципы технологизации социального пространства: неудачный выбор площадки для строительства, нарушение правил безопасности АЭС, были разрушены социальные регуляторы предотвращения катастрофы, не контролировалось качество строительства и т.п. Словом, была разорвана целостность социального пространства вокруг АЭС, что, естественно, снизило уровень безопасности техногенного объекта.

Различный уровень социально-экономического и духовного развития стран, территорий, народов, социальных групп, трудовых ассоциаций объективно обусловливает необходимость многообразия социальных технологий с учетом специфических характеристик той или иной части социального пространства.

Принцип разнообразия – это четвертое методологическое правило технологизации социального пространства, построения его многоуровневой модели.

Приоритет гуманизма в решении технологической проблемы освоения социального пространства, отношение к человеку как к высшей ценности на Земле – еще одно незыблемое методологическое правило технологизации.

Соблюдение этого принципа предполагает переход от концепции жесткого, авторитарного управления к принципиально иной системе самоорганизации общества в условиях максимально возможной открытости общества.

К принципам разделения социального пространства относится стратификационно-классовый подход к социальным явлениям и процессам. Он может быть положен в основу изучения разных социальных отношений, различного социального положения тех или иных социальных групп, так называемых страт, в том или ином обществе. В западной социологии метод структурирования общества по положению, которое занимают в нем различные социальные слои и группы, чаще называют стратификацией. Стратификацию определяют как структурированное неравенство, существующее между различными группами людей. Стратификационно-классовый подход используется в социологии не только при построении концептуальных схем, но и при разработке их технологического обеспечения. Изучение социальных явлений, которые указывают на расслоение в обществе, все в большей мере становится объектом социального исследования и основанием для типологизации тех методов воздействия, которые используются применительно к управлению процессами в рамках того или иного социального слоя, класса, группы.

Еще одним основанием для типологизации социальных технологий является принцип деления общества на макро- и микросреду их подсистемами – социальными институтами, социальными общностями, структурными образованиями. При этом каждая подсистема может рассматриваться как относительно самостоятельное целое.

Существенно обогащает наше представление о типологизации социальных технологий деятельностный подход. «Чтобы деятельность получила право называться технологией, – подчеркивает болгарский ученый Н. Стефанов, – необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности». М. Марков предлагает рассматривать технологию социальной деятельности в двух аспектах: как систему знаний об организации действительности, связанную с выполнением этапов, операций, методов по формированию общественных явлений, и как технологизацию самих знаний в процессе деятельности, которая выражается в трудовых действиях людей, соответствующих требованиям конкретных, специфических социальных структур. Технология социальной деятельности предполагает создание научно обоснованной социально-технологической модели, направленной как на преобразование социального пространства, так и оптимизацию самой деятельности по его освоению, придание ей более оптимальной формы, современных средств, эффективных приемов и т.п.

В целом речь идет о целостной теоретической и методологической концепции обновления социального пространства средствами его технологизации, что обеспечивает высокую степень его научного освоения и эффективность решения социальных проблем.

Многоуровневая модель технологизации может быть построена в зависимости от того, как, по каким принципам функционирует система социальных отношений. Возможны следующие варианты:

«матрешка»: социальные отношения имеют многоукладный характер и воспроизводятся таким образом, что всякая предыдущая система включается в последующую на уровне видоизмененной подсистемы;

«водоворот»: развитие напоминает турбулентный процесс – новые формы обладают большей степенью организованности и менее подобны старым формам, чем те в соответствующий момент развития;

«ступени»: смена парадигм воспроизводства на качественно новом уровне восприятия социальной жизни. Технологический разрыв при этом знаменует новый этап в воспроизводстве социальной системы;

«цепи»: формирование связей и отношений в каждой подсистеме с необходимостью достижения компромисса с каждым из действующих факторов, причем изменения характера связи одного из «звеньев» ведет к изменению ее во всей «цепи». Дальнейший процесс объективизации превращает эти связи и отношения в нормы морали и принципы поведения, т.е. стереотипы деятельности.

Очевидно, все эти варианты, отражая сложную мозаику социальных связей и отношений, противоречивость процесса социализации, взаимодействия и самореализации людей в границах социального пространства, позволяют строить различные модели технологизации.

Теоретико-познавательный уровень технологизации социального пространства, включающий анализ ситуации, прогнозирование, выработку стратегии и тактики, составляет как бы первый, начальный его уровень.

Второй уровень относится к технологизации горизонтальных социальных связей, где осуществляется ориентировка и коммуникация индивидов в обществе, в системе учреждений и институтов, происходит выбор партнеров и конкретных путей действия и т.п. Третий – это уровень конкретных фактов.

Таким образом, складывается трехуровневая модель социального познания:

1-й уровень – познание высшего порядка по характеру охвата познаваемого, совокупности слагаемых и системы обобщений, т.е. общесоциологическая теория;

2-й уровень – дифференциация осуществляется по социальным сферам и специфическим методам познания в той или иной отрасли;

3-й уровень – эмпирическое познание, изучение социальных явлений на конкретных фактах социальной действительности и их эмпирической статистики.