Типы социальных конфликтов

Выделим типы реагирования на причины возникновения социальных конфликтов.

Противоположные ориентации. У каждого индивида и социальной группы имеется свой, конкретный, набор ценностных ориентаций, касаемо значимых сторон социальной жизни. Как правило, они противоположны. Главная цель - удовлетворение своих потребностей, а во время стремления к удовлетворению потребностей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликта. Индивиды часто сталкиваются с различным, не редко, противоположным, отношением других к вопросам, проблемам собственности. При определенных условиях сторонники разных форм собственности могут вступить в конфликт между собой. Очень показателен конфликт по поводу разного отношения к работе, когда одна группа работников считает, что нельзя работать при данных условиях, а другая настаивает на продолжении работы (сюда можно отнести забастовки).

Крайне разнообразны конфликты на основе противоположных ценностных ориентации. Они могут возникать из-за различного отношения к семье и браку, дружбе, любви, манере поведения, спорту, к социальным институтам. При существовании различий в культуре, восприятии ситуации, статусе, престиже, власти возникают наиболее острые конфликты. Такие конфликты протекают в экономических, политических сферах.

Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий - частный случай конфликта противоположности ориентации. Разница между ними состоит в разном отношении к системе идей, доминирования и главенствующие мировоззрения у различных групп общества. Катализатором противоречий считают элементы веры, религиозные, социально-политические устремления.

Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Значительное различие в распределении ценностей между индивидами или группами таких как: доходы, знания, информация, элементы культуры. Неравенство при распределении ценностей существует априори, а конфликт возникает когда величина неравенства расценивается одной из социальных групп как очень значительная, и если это неравенство блокирует важные социальные потребности в какой то из групп. При таких условиях возникает социальная напряженность, служащая причиной социального конфликта. Она обуславливается появлением дополнительных потребностей у людей.

Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры, появляются вследствие разного места, занимаемого структурными элементами в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Отсюда ясно, что конфликт может быть связан с разными целями, преследуемыми отдельными элементами. Во-вторых, конфликт связан с желанием занять более высокое место в иерархии.

У людей часто существуют противоположные ценности и желание занять более высокое, статусное место в иерархии. Но конфликты, несмотря на причины и на недовольство людей положением на настоящий момент, происходят редко. Что же должно случиться для возникновения конфликта, чтобы актуализировалась нужная причина? Очевидно, что вокруг причины должны сложиться определенные условия, определенная среда для конфликта. Поэтому нельзя анализировать причину конфликта без учета условий.

Социальные конфликты делятся по типам:

Конфронтация - пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими, экономическими или социальными интересами. Предполагает наличие неустранимых разногласий, противоречий и оказание давления.

Соперничество - борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы, социальной организации. Цель - приобретение лучших позиций, признания, демонстрация превосходства путем достижения престижных целей.

Конкуренция - особый тип конфликта, цель - получение выгоды, прибыли или доступа к дефицитным благам.

Тип схватки. Противники ориентируются только на победу, так как их противоречия непримиримы; дебаты, где возможны спор, маневры и обе стороны могут рассчитывать на компромисс; игры, если все стороны действуют в рамках правил, отсюда они никогда не завершаются и не могут завершаться разрушением всей структуры отношений[4].

Допустима классификация по характеру причин. Не реальным было бы представить, что возможно перечислить все причины возникновения конфликта. Р. Л. Кричевский в книге «Если вы – руководитель», выделяет три группы причин, обусловленные[5]: трудовым процессом; психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, личностным своеобразием членов группы.

Конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта зависит от эффективности управления.

Для разработки эффективного метода управления конфликтом, выявим характерные черты и особенности типов конфликтов.

Внутриличностный конфликт.

Внутриличностный конфликт принимает различные формы, из которых более распространена форма ролевого конфликта, когда человеку предъявляют противоречивые требования к результату его работы или если производственные требования не согласуются с личными потребностями либо ценностями. Конфликт возникает при низкой удовлетворённости работой, малой уверенностью в себе и организации, и в период стресса[6].

Межличностный конфликт.

Наиболее распространённый тип. Чаще всего, это борьба за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу. Межличностный конфликт может проявляться как столкновения личностей по поводу различий во взглядах и целях.

Конфликт между личностью и группой. Возникает, если у личности позиция, координально отличающаяся от позиций группы.

Межгрупповой конфликт.

Организации состоят из множества формальных и неформальных групп, часто между ними разгораются конфликты. Как правило, причинами становятся убеждение неформальных групп, что к ней относятся несправедливо. Ярким примером межгруппового конфликта может служить конфликт между профсоюзом и администрацией.

Выделяют конфликты этнические и политические.

Этнические конфликты возникают между различными этносами, двумя и более в условиях соперничества за ресурсы, блага, власть и т.д. Следует различать этнические конфликты между двумя этносами, проживающими на территории одного межэтнического государства и проживающими на разных территориях. Часто этнические конфликты переплетаются с расовыми конфликтами, нередко еще и религиозными. Тогда решение таких конфликтов представляет собой поистине трудную задачу. Этнические конфликты могут проявляться на разных социологических уровнях: на уровне двух личностей, принадлежащих к различным этносам; на уровне групп; на уровне этнических сообществ. Ярким примером последних служат конфликты Ирака с Ираном.

Политический конфликт всегда институциализован. Он всегда задевает интересы больших социальных групп, классов, слоев. Субъекты такого конфликта – политические лидеры, политические организации, институты. Делятся на два вида: горизонтальный и вертикальный. Первый характеризуется тем, что борьба за власть происходит в рамках существующего режима, например, борьба политических партий, происходит открыто. Второй, вертикальный режим характеризуется конфронтацией по линии «власть - общество». Так как политическая структура общества разнохарактерна, различные социальные слои, классы и этнические сообщества в этой структуре занимают разные позиции и играют разные роли. Иерархия статусно - ролевой структуры, разный доступ к ресурсам и власти ведут за собой политические конфликты на всех уровнях «власть – общество».