Этапы женского движения в России

Женское движение в России прошло несколько этапов:

Первый этап (1860 - 1895 гг.) обозначен как этап благотворительной деятельности. В этот период создаются отдельные замкнутые общества, связанные с повседневными нуждами женщин: просвещение женщин, обучение грамоте, с использованием различных средств для финансовой базы через сотрудничество с прогрессивно мыслящей интеллигенцией, общественными и государственными деятелями.

Второй этап (1895 - 1906 гг.) - этап политизации, где основным лозунгом женского движения было "Свобода и равенство всех перед законом, без различия и пола". Стали создаваться крупные политические структуры: "Русское взаимно-благотворительное общество" и "Союз равноправия женщин". Там прослеживается трансформация благотворительности в организации, требующие гражданских и политических прав для женщин. Эти организации оставались ведущими до конца 1917 г.

Третий этап (1907 - 1917 гг.) - этап формирования массового движения с уже разветвлённой инфраструктурой. Количество и разнонаправленность женских организаций продолжают возрастать. В целом, не смотря на препятствия, движение разрасталось. Важным в истории движения был I Всероссийский женский съезд, поскольку он получил широкий резонанс как внутри страны, так и за её пределами. По словам А. Н. Шабановой, "после съезда русская женщина вошла в семью культурных женщин мира не в качестве отдельной личности, а в качестве коллективной общественной силы".[8].

С начала женского движения в России в 60-х гг. XIX века оформились направления этого движения. О. А. Хасбулатова выделяет следующие направления Российского женского движения:

Либерально-демократическое, или реформистское направление, которое объединяло те женские организации, которые выдвигали в качестве стратегической задачи достижение равноправия женщин в общественной жизни и выбирали государственные реформы основным средством её осуществления. В женских организациях либерально-демократической направленности, таких как Русское женское взаимно благотворительное общество, Союз равноправия женщин, Российское общество улучшения участи женщин, Российская лига равноправия женщин, Женская прогрессивная партия, Общество защиты женщин и др., центральной являлась идея полноправной, свободной личности.

Согласно исследованию О. А. Хасбулатовой, деятельницы либерально-демократического направления выдвигали следующие пути продвижения к поставленной цели: во-первых, формирование самосознания женщин; во-вторых, законодательное уравнение женщин в гражданских, политических правах с мужчинами; в третьих, проведение реформы женского образования; в четвертых, улучшение условий и охраны труда работниц и крестьянок; в пятых, принятие законов об охране материнства и младенчества; в шестых, эффективную деятельность женского движения. Таким образом, либерально-демократическое направление предлагало комплексную программу действий по повышению социального статуса женщин в пределах сложившейся, но демократически реформированной общественной системы. [7].

И если в 60-е годы XIX века это направление включалось в общероссийское русло борьбы против крепостничества, то в конце XIX — начале XX веков многие женские общества и союзы поддерживали идеи представительной власти, правового государства, введения института конституционной монархии.

С целью изменить сложившийся социальный статус женщин либерально-демократические организации призывали коренным образом пересмотреть гражданское законодательство, провести реформу женского образования, расширить права образованных женщин на профессиональную деятельность, улучшить условия труда работниц и крестьянок. Чтобы "женщина сделалась реальной силой в общественной и государственной жизни, — отмечалось в докладе на первом Всероссийском женском съезде, — должно организоваться женское движение в форме "женских обществ, клубов, союзов, отделов".

Второе направление женского движения, выделенное О. А. Хасбулатовой, составляют организации социал-демократической (пролетарской) направленности. Это Общество взаимопомощи работниц, Женские рабочие клубы в Санк-Петербурге и Москве, Рабочее общество самообразования женщин и мужчин. Лидерами социал-демократического направления, были известные революционерки А. М. Колонтай и И. Ф. Арманд. Все они основывались на марксистско-ленинской концепции решения женского вопроса, подходили к проблеме равноправия полов с классовых позиций, связывали устранение дискриминации женщин с ликвидацией частной собственности на средства производства и радикальной сменой общественно-политического строя. Как писала А. М. Колонтай, «добиваться разрешения женского вопроса - значит, добиваться замены старого мира новым миром общественного труда, братской солидарности и радости свободы». [7].

Цели и задачи либерально-демократического и пролетарского направлений совпадали по многим вопросам. Это предоставление женщинам избирательного права; условий женского труда; охрана материнства; государственная поддержка детства; предоставление женщинам равных с мужчинами прав для участия во всех сферах жизни. В то же время, как в идейной платформе, так и в средствах её осуществления имели место принципиальные разногласия. Они касались, прежде всего, основных вопросов - причин неравенства женщины и путей её эмансипации. Выдвигая тезис, о том, что в основе дискриминации женщины лежит частая собственность на средства производства и для её освобождения необходима смена общественного строя, лидеры социал-демократического направления придерживались мнения, что реформистские и пролетарские женские организации антагонистичны и ни при каких обстоятельствах сотрудничать не могут. В целом пролетарское направление женского движения не было достаточно широко представлено в силу жесткой политической цензуры, ограничения и недоверия со стороны органов власти, а также определенной позиции партийных комитетов.

По утверждению И. Ф. Арманд, "дело освобождения пролетарок может быть делом только всего рабочего класса в целом", а "женщина может освободиться от кабалы только путем революция. Таким образом, достижение стратегической цели в борьбе за равноправие совпадало с главной задачей всего рабочего движения — социалистической революцией. В качестве лозунгов текущего момента выдвигались: охрана женского труда, борьба за 8-часовой рабочий день, за принятие законов по охране материнства, за избирательное право для женщин, учреждение системы общественного воспитания детей. В отличие от либерально-демократического направления женские рабочие клубы были немногочисленны. [9].

Также можно выделить в отдельное направление женские общества, организованные по национальному признаку. Исследователь О. А. Хасбулатова классифицирует их как национал - патриотические. Это были Союз русских женщин (Санкт-Петербург), кружок русских женщин (Херсон), Армянское женское благотворительное общество (Екатеринодар), Армянское женское благотворительное общество (Пятигорск), Дамское общество помощи бедным евреям (Ставрополь), Майкопское женское армянское благотворительное общество, Грузинский союз равноправия женщин и др. Эти общества придерживались официальной концепции о роли женщин в обществе и считали идеи о равноправии полов вредными, также они ставили своей целью " содействовать подъему русского народного самосознания", поддерживать русский дух среди подрастающих поколений, прежде всего, среди собственных детей".[10].

Сфера деятельности этих обществ распространялась на благотворительность, развитие образования, поддержку армии в годы Первой Мировой войны. Национал-патриотическое направление женского движения функционировало автономно от других направлений, в свою очередь отдельные национальные общества никак не были связаны между собой.

Можно сказать, что либерально-демократическое, социал-демократическое и национал-патриотическое направления женского движения носили принципиально разный характер и были несовместимы как в концептуальном плане, так и в средствах достижения поставленных целей. Данное обстоятельство существенным образом препятствовало объединению женских обществ в общенациональную организацию.

При проведении своего исследования мы выявили, что женские движения можно также классифицировать и по характеру целей. Это благотворительные, общественно-политические, религиозные, профессиональные и нравственно-этические движения.

Общественно-политические (СРЖ, РЛРЖ, Женская прогрессивная партия и др.) ставили ближайшими задачами борьбу за избирательное право для женщин, уравнение их в правах с мужчинами.

Профессиональные (многочисленные общества взаимопомощи женщин-врачей, учителей, повивальных бабок, работниц конторского труда и др.) занимались вопросами улучшения условий и оплаты труда, материальной помощью, защитой прав наемных работниц и служащих.

Женские организации нравственно-этического направления выдвигали на первый план попечительство о молодых матерях, девушках, защиту нравственных устоев общества.

Среди форм благотворительной деятельности, которые оказали существенное влияние на социальный статус женщин, выделялись: борьба за женское образование, движение трудовой помощи, забота о детях, престарелых женщинах, поддержка женской учащейся молодежи.

Одной из задач женского движения было повышение правового статуса женщины в российском обществе. Низкий правовой статус женщины в России, был отражен как в Российском законодательстве, так и в обычном праве российских крестьян и казаков, адатах горских и кочевых народов, семейных и общественных традициях жителей Российской империи.