Эффективность федеральной программы Молодая семья

Проанализируем эффективность федеральной программы «Молодая семья», которая направлена на предоставление субсидий молодым супругам, желающим приобрести жилую недвижимость. Субсидия включает уплату первоначального взноса и процентов при получении ипотечного кредита или займа.

Размер субсидий составляет 35% средней стоимости жилья для бездетных супругов. Доля нагрузки бюджетов распределяется следующим образом: 10% предоставляет российская казна и по 12,5% – область и муниципалитет. Для «ячеек общества», имеющих одного и более ребенка, государство должно выделить 40% средней цены квартиры. В этом случае механизм аналогичный: 10% взимается из федерального бюджета, а из областной и муниципальной казны – по 15%.

Если говорить только о столице, то количество молодых семей москвичей, состоящих на жилищном учете и нуждающихся в решении квартирного вопроса в этом году, составляет почти 6400. Именно такие данные приведены в среднесрочной программе «Москвичам – доступное жилье» на период до 2009 года.

Проведем калькуляцию необходимых затрат

Чаще всего молодые семьи нуждаются в двухкомнатных квартирах. 10% от стоимости типовой «двушки» в Москве на сегодня составляет 524 тыс. руб. Следовательно, чтобы обеспечить субсидиями 6400 столичных супружеских пар, необходимо выделить из российской казны 3,3 млрд руб.

Можно предположить, что федеральные власти при планировании бюджета не принимали во внимание стоимость столичного «квадрата», поскольку в 2007 году предполагается обеспечить жильем 41 700 российских семей, выделив всего 4,3 млрд руб. То есть размер компенсации на одну семью составит в среднем 103 тыс. руб. Таким образом можно сказать, что в крупных регионах страны пригодную квартиру за один миллион рублей не найдешь. Для сравнения, средняя цена квартиры эконом-класса в Воронеже составляет 1,4 млн руб., в Саратове – 1,8 млн, в Нижнем Новгороде и Новосибирске – 2,2 млн руб.

Анализируя объем строительства, сегодня в столице, в рамках городской программы «Молодой семье – доступное жилье», то строится 370 тыс. кв. м. Такие «квадраты» можно будет приобрести по льготной цене из расчета себестоимости строительства (до $1000 за кв.м). Однако надо понимать, что «льготное» жилье предназначено далеко не для всех молодых «ячеек общества».

Согласно требованиям программы, для того, чтобы стать хозяевами такой квартиры, москвичам необходимо лишь иметь жилищную обеспеченность менее нормы (менее 10 кв. м общей площади на человека при проживании в отдельных квартирах, 15 кв.м – в коммунальных квартирах) и подходить по возрастным параметрам (до 35 лет).

Однако, в реальной жизни «квадраты» по себестоимости «забронированы», в первую очередь, семьями молодых специалистов комплекса социальной сферы или сотрудников госорганов столицы. А также в приоритетном порядке жилье по праву предоставляют супругам, у которых уже есть два и более детей.

Кроме того, важным вопросом является доход супругов. Формально этот момент не должен влиять на решение о предоставлении «программного» жилья. Однако, как показывает практика, сотрудники городских управ часто дают отказы, мотивируя это тем, что заработки членов семьи нельзя назвать «скромными», иными словами, супруги не относятся к «малоимущим».

Если семье не удалось получить жилье в «социальном» доме, предоставляемые властями субсидии можно задействовать при покупке квартиры на рынке коммерческого жилья.

Однако, несмотря на явный недостаток финансирования, нельзя не признать, что действующая федеральная и городские программы эффективны.

Так, в 2006 году в Москве новые квартиры по социальной программе «Молодой семье – доступное жилье» приобрели 3,7 тыс. семей. По России жильем смогла обзавестись 21 тыс. молодых семей.

Столичные чиновники считают такой результат положительным. «Дело идет хорошо, и мы видим, что благодаря этой программе молодые семьи получают жилье, и в городе рождаются новые москвичи», – говорил мэр Москвы Юрий Лужков.

Однако власти обеспокоились новой проблемой: а как быть с инфраструктурой близ «социальных» домов? «Только в одном из домов, построенном для молодых семей, родилось 600 детей, – заявил столичный мэр. – Теперь мы понимаем, что совершили ошибку, решив заселять всех в один дом, так как с появлением такого количества детей, что, несомненно, хорошо для города, у нас возникает необходимость дополнительного строительства детсадов и школ».

Несмотря на крайне напряженную ситуацию в столице с местами в детских садах, чиновники решили разобраться с появившейся проблемой по-своему. Лужков заявил, что «не надо допускать кучностей и концентраций молодых семей в одном доме – необходимо рассредоточивать жилье для молодых семей в городской системе».

В качестве количественных показателей эффективности федеральной программы, можно показать следующие показатели. На сегодняшний день:

1. Количество молодежи (от 14 до 30 лет) - 6559966.4

2. Количество молодых семей - 447304.2

3. Из них:

3.1 С одним ребенком - 197404

3.2 С двумя детьми - 83966

3.3 С тремя и более - 25848

3.4 Неполных - 93343

4. Количество зарегистрированных браков среди молодых семей (если обоим супругам не исполнилось 30 лет) за прошедший год - 115531

5. Количество разводов в молодых семьях за прошедший год (если обоим супругам не исполнилось 30 лет) - 59043

6. Количество молодых семей, получивших ссуду на покупку или строительство жилья за прошедший год - 14783