Порядок предоставления сведений государственного земельного кадастра заинтересованным лицам

Предоставление сведений государственного земельного кадастра заключается в предоставлении сведений ЕГРЗ о земельных участках гражданам, юридическим лицам и органам власти.

Порядок выдачи сведений государственного земельного кадастра[1] заинтересованным лицам рассмотрен на примере выбранного объекта[2] в соответствии с нормативными правовыми актами[3].

Перечень документов, необходимых для предоставления сведений государственного земельного кадастра

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа) в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне (Федеральный закон от 21 июля 1993 г. №5485–1 «О государственной тайне»).

Информация, которую хотел бы получить Иванов Иван Иванович является открытой общедоступной. Согласно ст. 8 Федерального закона от 2 января 2000 г. №28- ФЗ «О государственном земельном кадастре» сведения, носящие открытый общедоступный характер, предоставляются всем заинтересованным лицам, следовательно, Иванов Иван Иванович может получить интересующие его сведения государственного земельного кадастра.

В соответствии с Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 13.07.2006 г. №186 Об утверждении административного регламента предоставления Федеральным агентством кадастра объектов государственной услуги «Предоставление заинтересованным лицам сведений государственного земельного кадастра» предоставление заинтересованным лицам сведений государственного земельного кадастра осуществляется федеральным органом исполнительной власти – Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Таким образом, Иванов Иван Иванович, являясь заинтересованным лицом, представляет документы, необходимые для получения сведений:

 -   лично в территориальные отделы управления Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации[4], в адрес, установленный управлением Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации[5];

 -   почтовым отправлением в адрес, установленный Управлением.

Для получения сведений государственного земельного кадастра Иванову Ивану Ивановичу, являющемуся заинтересованным лицом, необходимо представить для получения сведений государственного земельного кадастра лично в Подразделение по месту нахождения земельного участка следующие документы:

- заявление о предоставлении сведений государственного земельного кадастра[6] (см. Приложение А);

- документ об оплате государственной услуги за предоставление Сведений или копию документа, подтверждающего право на бесплатное получение Сведений об определенном земельном участке (при наличии такого права);

- документ об оплате услуг за копирование (документирование) предоставляемых Сведений.

В случае если земельный участок располагается на территории, администрируемой несколькими Подразделениями, документы необходимо подать в Управление, осуществляющее администрирование территории, на которой данный земельный участок располагается полностью.

В случае если земельный участок располагается на территории, администрируемой двумя и более Управлениями, документы подаются в центральный аппарат Роснедвижимости.

В случае, если Ивану Ивановичу Иванову удобнее представить документы для получения сведений почтой в адрес, установленный Управлением, то в дополнение к выше приведенному перечню необходимо приложить опись вложений.

В случае отсутствия в документах, направленных по почте заинтересованным лицом, документа об оплате услуг за копирование (документирование) предоставляемых Сведений или если сумма оплаты не соответствует стоимости государственной услуги по предоставлению Сведений и за копирование (документирование), утвержденной в установленном порядке, изготовленные Сведения направляются заинтересованному лицу наложенным платежом.

Перечень документов для получения Сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа, несколько иной. Заинтересованные лица дополнительно к документам, перечисленным ранее, в Подразделение представляют:

- копию документа, дающего право на получение сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа;

- копию документа, подтверждающего полномочия заявителя.

Сведения, отнесенные к информации ограниченного доступа, заинтересованным лицам по почте не предоставляются.

Перечень Сведений, отнесенных к информации, составляющей государственную тайну, и порядок их предоставления определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 21 июля 1993 г. №5485–1 «О государственной тайне»).

Порядок представления документов и получения Сведений, отнесенных к информации, составляющих государственную тайну, устанавливается и осуществляется в соответствии с законодательством об информации, отнесенной к государственной тайне с использованием спецпочты.

Оплата за предоставление государственной услуги «Предоставление сведений государственного земельного кадастра» заявителем

Сведения государственного земельного кадастра предоставляются заинтересованным лицам за плату или бесплатно.

Бесплатно сведения об определенном земельном участке предоставляются:

-  правообладателю земельного участка или уполномоченным правообладателем лицам;

-  налоговым органам в пределах территории, находящейся под их юрисдикцией;

-  судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с данным земельным участком;

-  органам, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органам (организациям), осуществляющим специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества и территориальных зон, в объеме, который необходим для работы указанных органов;

-  лицам, имеющим право на наследование земельного участка правообладателя по завещанию или закону;

-  иным установленным законом лицам.

При этом лица, указанные выше, оплачивают стоимость копирования и доставки почтовым отправлением предоставляемых им Сведений.

Размер оплаты услуг за предоставление Сведений определяется Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. №918 «Об утверждении Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра»).

Таким образом, Иванов Иван Иванович, являясь правообладателем земельного участка имеет право получить сведения государственного земельного кадастра бесплатно, предъявив при этом документы, подтверждающие это право, таковыми могут являться:

-  акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

-  договоры и другие сделки в отношении земельных участков, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения земельных участков на момент совершения сделки;

-  свидетельства о праве на наследство;

-  вступившие в законную силу судебные акты;

-  акты (свидетельства) о правах на земельные участки, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

-  иные акты передачи прав на земельные участки заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

-  иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на земельные участки.

При этом Иванов Иван Иванович должен оплатить стоимость копирования, а в случае получения по почте – доставки почтовым отправлением предоставляемых ему сведений государственного земельного кадастра.

Порядок заполнения заявления о предоставлении с ведений

В соответствии с перечнем документов необходимых для получения сведений Иванову Ивану Ивановичу, являющемуся заинтересованным лицом необходимо заполнить Заявление. Допускается заполнение Заявления ручным (чернилами или пастой синего или черного цвета) или машинописным способом. В Заявлении указываются следующие обязательные характеристики:

- характеристики земельного участка, в отношении которого запрашиваются Сведения, позволяющие его однозначно определить (кадастровый номер, местоположение (адресный ориентир));

- реквизиты лица, заинтересованного в предоставлении сведений (фамилия, имя, отчество физического лица либо полное наименование юридического лица);

- реквизиты документа, удостоверяющего личность заинтересованного лица или уполномоченного им представителя;

- адрес постоянного места жительства или преимущественного пребывания или юридический и фактический адрес лиц, заинтересованных в получении Сведений;

- реквизиты документа, подтверждающего право заявителя на бесплатное получение сведений;

- реквизиты документа, подтверждающего право получения Сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа (наименование, дата, номер, орган, издавший документ);

- перечень запрашиваемых сведений;

- количество экземпляров сведений;

- порядок получения сведений (в случае необходимости доставки по почте указывается почтовый адрес доставки);

- подпись лица, подавшего Заявление.

Заявление по просьбе заинтересованного лица может быть сформировано сотрудником, осуществляющим прием Заявления, с использованием программных средств. В случае, если Иванов Иван Иванович заполняет Заявление машинописным способом, то дополнительно в нижней части Заявления разборчиво от руки (чернилами или пастой синего или черного цвета) он должен указать свою фамилию, имя и отчество (полностью).

Прием документов от заинтересованных лиц лично в Подразделении

Для получения Сведений Иванов Иван Иванович должен представить документы, указанные в перечне документов, представляемых заинтересованными лицами, при обращении в Подразделение лично[7]. В случае, если сведения имели бы ограниченный доступ, то представлялись бы документы, указанные в перечне документов, представляемых заинтересованными лицами при обращении в Подразделение лично, для получения Сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа[8].

При предъявлении физическим лицом документа, удостоверяющего личность, сотрудник Подразделения проверяет срок действия документа; наличие записи об органе, выдавшем документ, даты выдачи, подписи и фамилии должностного лица, оттиска печати, а также соответствие данных документа, удостоверяющего личность, данным, указанным в документах, представленных для выдачи сведений.

Отсутствие на день обращения в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет земельных участков, в документе, удостоверяющем личность, сведений об адресе постоянного места жительства заявителя не является основанием для истребования дополнительных документов, подтверждающих (удостоверяющих) указанный адрес, и отказа в предоставлении сведений. В названном случае необходимо руководствоваться сведениями об адресе преимущественного пребывания заявителя, указанными им в Заявлении.

По желанию заинтересованных лиц при приеме Заявления на втором экземпляре такого Заявления сотрудник, осуществляющий прием, по просьбе заинтересованного лица проставляет отметку о принятии Заявления с указанием даты представления.

В ходе приема документов от заинтересованного лица сотрудник Управления или Подразделения осуществляет проверку представленных документов на:

- категорию запрашиваемой информации (если запрашиваемая информация отнесена к информации ограниченного доступа, проверяется наличие документов, указанных в Перечне документов, представляемых заинтересованными лицами при обращении в Подразделение лично, для получения Сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа);

- наличие всех необходимых документов для получения Сведений, указанных в Перечне документов, представляемых заинтересованными лицами, при обращении в Подразделение лично, Перечне документов, представляемых заинтересованными лицами при обращении в Подразделение лично, для получения Сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа, Перечне документов, представляемых заинтересованными лицами почтой в адрес, установленный Управлением;

- оформление Заявления в соответствии с требованиями Порядка заполнения заявления о предоставлении сведений государственного земельного кадастра;

- наличие в Заявлении и прилагаемых к нему документах неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

- наличие платежного документа, подтверждающего оплату услуг за предоставление Сведений или документа, подтверждающего право на бесплатное получение Сведений (при наличии такого права), оплату за копирование (документирование) предоставляемых Сведений.

При отсутствии платежного документа, а также в случае, если сумма оплаты, указанная в данном документе, не соответствует стоимости государственной услуги, утвержденной в установленном порядке, заявителю предлагается произвести оплату государственной услуги в полном объеме, и разъясняется, что отсутствие документа об оплате государственной услуги является основанием для отказа в предоставлении Сведений.

Документы, в ходе проверки которых выявлены нарушения требований, не подлежат приему.

Прием документов от заинтересованного лица по почте

В случае если Иванов Иван Иванович решил бы предоставить документы для получения сведений по почте, то состав этих документов должен отвечать перечню документов, представляемых заинтересованными лицами по почте[9].

Сотрудник Подразделения осуществляет проверку представленных документов на:

- категорию запрашиваемой информации (если запрашиваемая информация отнесена к информации ограниченного доступа, заявителю может быть отказано в приеме документов);

- наличие всех необходимых для получения Сведений документов, указанных в Перечень документов, представляемых заинтересованными лицами по почте;

- отсутствие в Заявлении и прилагаемых к нему документах неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание.

В случае если в ходе проверки документов выявлены нарушения указанных выше требований, сотрудник Подразделения изготавливает уведомление об отказе в приеме Заявления и после подписания должностным лицом Подразделения данного уведомления в течение трех рабочих дней направляет его заявителю по почте по адресу, указанному в Заявлении в реквизите «Место получения КПЗУ (адрес для доставки почтой)».

В случае отсутствия записи в Заявлении об адресе для доставки почтой, уведомление об отказе в приеме Заявления направляется по адресу преимущественного пребывания или постоянного места жительства заявителя.

Уведомление об отказе в приеме документов должно содержать причины отказа в приеме документов для предоставления Сведений и способы их устранения.

По Заявлениям, направляемым заинтересованными лицами по почте, выдаются Сведения, имеющие открытый характер.

Получение документов от заинтересованных лиц фиксируется сотрудником Подразделения, принявшим документы, путем выполнения регистрационной записи в книге учета выданных сведений[10]. Принятое Заявление и прилагаемые к Заявлению документы передаются принявшим их сотрудником Подразделения на обработку не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации документов.

Основания для отказа в приеме заявления о предоставлении Сведений и выдачи Сведений

Сотрудник Управления или Подразделения, осуществляющий прием документов, вправе отказать заинтересованному лицу в приеме Заявления в случае:

- наличия в Заявлении и прилагаемых к Заявлению документах неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

- отсутствия платежного документа, подтверждающего оплату услуг за предоставление Сведений, или документа, подтверждающего право на бесплатное получение Сведений (при наличии такого права).

Отсутствие платежного документа, подтверждающего оплату услуг за копирование (документирование) предоставляемых Сведений, или отсутствие оплаты стоимости государственной услуги по предоставлению Сведений и за копирование (документирование) в полном размере, утвержденном в установленном порядке, не является основанием для отказа в приеме Заявления.

Выдача сведений государственного земельного кадастра

Сведения предоставляются в виде выписок. Выписки изготавливаются путем распечатывания Сведений из автоматизированной системы государственного земельного кадастра.

Факт выдачи Сведений фиксируется сотрудником в книге учета выданных сведений.

Подготовленные и удостоверенные должностным лицом Управления или Подразделения Сведения передаются заинтересованным лицам:

- лично;

- почтовым отправлением.

При получении Сведений лично Иванов Иван Иванович предъявляет документ, удостоверяющий личность, а в случае, если Иванов Иван Иванович по каким- то причинам не может сам получить сведения государственного земельного кадастра, его уполномоченный представитель дополнительно предъявляет надлежащим образом оформленную доверенность, подтверждающую его полномочия на получение Сведений, и расписывается в книге учета выданных Сведений.

В свою очередь юридические лица, являющиеся заявителями, предъявляют документы о регистрации данного юридического лица и документы, подтверждающие полномочия их представителей.

Полномочия руководителей юридических лиц (лиц, действующих от имени юридического лица без доверенности) могут быть подтверждены решением собственника или уполномоченного органа юридического лица об их назначении (избрании) на должность.

Полномочия внешних (конкурсных) управляющих организаций, в отношении которых осуществляются процедуры банкротства, подтверждаются определением арбитражного суда о введении внешнего (конкурсного) управления и назначении внешнего (конкурсного) управляющего.

При ведении книг учета выданных Сведений в электронном виде расписка в получении Сведений за подписью заинтересованного лица (уполномоченного представителя) и дата получения указанных Сведений проставляются в нижней правой части Заявления.

Сведения, предоставляемые заинтересованному лицу по почте, направляются по адресу отправителя, указанному в Заявлении, наложенным платежом.

Исправление технических ошибок

В соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 года №28- ФЗ «О государственном земельном кадастре»: исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда.

При обнаружении технической ошибки в данных государственного земельного кадастра и ее устранении Управление, внесшее указанные исправления в Сведения, направляет уведомление в течение 5 дней с момента устранения технической ошибки заинтересованным лицам, которые полагались на полученные Сведения, об устранении технической ошибки с приложением одного экземпляра выписки из государственного земельного кадастра, содержащей скорректированные Сведения.

Уведомление об устранении технической ошибки регистрируется в книге учета выданных сведений.

Порядок обжалования действия (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления государственной услуги

При отказе в выдаче Сведений заинтересованные лица могут обратиться с жалобой в Подразделение либо письменно почтовым отправлением в Управление, центральный аппарат Роснедвижимости или обжаловать в судебном порядке.

Досудебное обжалование

Иванов Иван Иванович, являясь заинтересованным лицом, может обратиться с жалобой на действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе предоставления государственной услуги (далее – жалоба), устно или письменно в Подразделение либо письменно в Управление. Если он будет не удовлетворен решением, принятым в ходе рассмотрения жалобы, или решение не было принято, то Иванов Иван Иванович вправе обратиться письменно почтовым отправлением в центральный аппарат Роснедвижимости.

В письменной жалобе указываются:

- фамилия, имя, отчество заинтересованного лица (а также фамилия, имя, отчество уполномоченного представителя в случае обращения с жалобой представителя);

- полное наименование юридического лица (в случае обращения от имени юридического лица);

- контактный почтовый адрес;

- предмет жалобы;

- личная подпись заинтересованного лица (его уполномоченного представителя).

Письменная жалоба должна быть написана разборчивым почерком, не содержать нецензурных выражений. Письменная жалоба должна быть рассмотрена в течение 15 рабочих дней с момента ее поступления.

Обращения заинтересованных лиц, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа. Дубликатные обращения (второй и последующие экземпляры одного обращения, направленные заинтересованными лицами в различные органы государственной власти, или обращения, повторяющие текст предыдущего обращения, на которое дан ответ), не рассматриваются. В случае поступления дубликатных обращений заинтересованному лицу направляется уведомление о ранее данных ответах или копии этих ответов.

Если в результате рассмотрения жалоба признана обоснованной, то принимается решение об осуществлении действий по предоставлению Сведений заинтересованному лицу и применении мер ответственности к сотруднику, допустившему нарушения в ходе предоставления государственной услуги, которые повлекли за собой жалобу заинтересованного лица.

Заинтересованному лицу направляется сообщение о принятом решении и действиях, осуществленных в соответствии с принятым решением, в течение 5 рабочих дней после принятия решения.

Все обращения об обжаловании действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления сведений государственного земельного кадастра, фиксируются в книге учета обращений с указанием:

- принятых решений;

- осуществленных действий по предоставлению заинтересованному лицу Сведений и применения административных мер ответственности к сотруднику, допустившему нарушения, ответственному за действие (бездействие) и решение, принятое в ходе предоставления государственной услуги, повлекшие за собой жалобу заинтересованного лица.

Обращения заинтересованных лиц считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы (в пределах компетенции) по существу всех поставленных в обращениях вопросов.

Таким образом, Иванову Ивану Ивановичу, являющемуся правообладателем земельного участка с кадастровым номером 35:23:02 05 005:0056 для получения сведений государственного земельного кадастра следует обратиться лично или почтовым отправлением в территориальный отдел управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации. При этом он не обязан обосновывать необходимость получения запрашиваемых им сведений.

Сведения в виде выписки при наличии всех необходимых документов будут предоставлены ему бесплатно при предъявлении им документа, подтверждающего право на бесплатное получение Сведений. Отказ может быть обжалован им в судебном порядке.

Выписки, содержащие сведения о земельном участке Иванова Ивана Ивановича, изготавливаются в форме кадастрового плана этого земельного участка. Факт выдачи Сведений фиксируется в книге учета выданных сведений, а получатель расписывается в ней.