Последовательность разработки пасек при валке и трелевке деревьев машинами
Одним из условий наиболее эффективной организации лесосечных работ с применением валочно-пакетирующих машин ЛП-19 является полная механизация всех других операций на лесосеке (трелевки, обрезки сучьев и погрузки). Поскольку пачки формируются машиной ЛП-19, при трелевке следует избегать разбора пачек и повторного их формирования. В связи с этим для совместной работы с ВПМ целесообразно использовать тракторы ЛТ-154 и ЛТ-157, оборудованные пачковыми захватами для трелевки. Если применение таких машин затруднено по организационным или грунтовым условиям, в комплекте с машинами ЛП-19 можно ставить трелевочные тракторы с гидроманипуляторами ЛП-18А и ТБ-1М. Разработка делянок с применением ЛП-19 в комплекте с трелевочными тракторами производится по следующим схемам: прямолинейными ходами по лентам, перпендикулярным или параллельным усу, и по кругу.
При движении перпендикулярно усу машина валит лес на лентах, последовательно удаляясь от уса и приближаясь к нему, по концам лент разворачивается и смещается на расстояние, равное ширине ленты. При движении к усу машина укладывает пачки за собой, а при движении от уса – впереди себя, под углом 30…600 к направлению своего хода. Трелевка пачек ведется вдоль лент по ходу валочно-пакетирующей машины. Указанная схема наиболее распространена. При строгом выдерживании ширины и параллельности лент и укладке пачек сзади по оси волока работа по этой схеме обеспечивает частичное сохранение подроста.
При движении параллельно усу машина разворачивается по концам лент. Разработка лент начинается с дальнего конца делянки, и машина по мере разработки лент приближается к усу. Пачки укладывают под углом 900 к ходу машины комлями в сторону уса. Трелевка ведется поперек лент по кратчайшим расстояниям. Эта схема сокращает расстояния трелевки и удобна для создания запаса пачек на лесосеке.
При движении по кругу машина начинает разработку делянки, перемещаясь по лентам на е границах, и укладывает пачку под углом за собой или впереди себя в зависимости от направления трелевки. Расчетная ширина ленты определяется из условия двойного вылета стрелы с поправкой на уменьшение вылета при срезании крупных деревьев и принимается равной 13…15 м. длина лент назначается в пределах 200…300м. машина ЛП-19 может укладывать пачки под любым углом по отношению к направлению своего движения. Углы укладки пачек определяются требованиями валки и трелевки. В отношении валки наиболее удобны углы равные 900, при этом ритм работы нормально сочетается по времени с выполнением других приемов. В отношении трелевки важно, чтобы пачки лежали комлями точно в направлении трелевки или же под небольшим углом к нему. Пачки, подготовленные валочно-пакетирующей машиной для трелевки тракторами с пачковыми захватами, должны иметь ширину комлевой части и разбег комлей по длине в зависимости от конструкции технологического оборудования: для ЛТ-157 ширина не более 1,5 м и длина 0,7 м; для ЛТ-154 соответственно не более 1,5…1,8 м и 0,3..0,5 м. Объем формируемых ЛП-19 пачек определяется запасами древесины на 1 га и крупномерностью деревьев. Изменением ширины лент и расстояния переезда со стоянки на стоянку можно частично регулировать объемы пачек. Тракторы с гидроманипуляторами могут формировать пачки, уложенные машиной ЛП-19 в валы как параллельно, так и под углом к направлению ее движения. В последнем случае возможно формировать пакет из нескольких пачек.
При работе трактора в комплекте с валочно-пакетирующей машиной рейсовая нагрузка трактора определяется обычно объемом пачки, сформированной машиной. В этом случае трактор может саморганизоваться с двух сторон при условии попутного расположения второй пачки так, чтобы угол между ней и осью погруженной пачки был не более 20…250. В противном случае возможно выскальзывание отдельных деревьев в момент начала движения трактора. При очень неблагоприятных грунтовых условиях, исключающих применение тракторов с пачковыми захватами или манипуляторами, возможно применение тракторов с канатным технологическим оборудованием. Пачку в этом случае берут канатной петлей без чокеров.
Валочно-трелевочные машины ЛП-17, ЛП-49 И лп-53 можно использовать в режиме валка-трелевка, валка-пакетирование и валка. При работе в режиме валка-трелевка делянку разрабатывают лентами шириной 3,5…4 м, перпендикулярными лесовозному усу. Вместо волоков устраивают три-четыре прохода через 50…100 м на всю глубину лесосеки. Машина заходит по проходу в дальний от дороги конец ленты, разворачивается и, двигаясь вблизи растущего леса, на остановках срезает и укладывает в коник поочередно все деревья, находящиеся в зоне действия манипулятора. Пачку объемом 4…5 м3собирают с 5…10 стоянок. С пачкой деревьев машина движется к лесопогрузочному пункту по кратчайшему пути. Такая схема целесообразна при разработке не заболоченных участков лесосек с равнинным рельефом, в основном в летний период в зимний период при сложных почвенно-грунтовых условиях предусматривается устройство волоков перпендикулярно лесовозному усу через 100…180м. ВТМ в этом случае движется по вырубке при сборе пачки и по волоку – при сформированной пачке. Длину ленты устанавливают из расчета сбора на ней одной пачки.
Одну из полупасек разрабатывают, начиная от дороги, другую – с дальнего конца пасеки. В течение смены разрабатывают обе пасеки. В случае необходимости при работе по этой схеме в летний период волок укрепляют сучьями и вершинами. При использовании машин ЛП-17 и ЛП-49 в режиме валка-пакетирование порядок разработки делянок, пасек и лент не имеет существенных отличий от схем для ЛП-19. При использовании валочно-трелевочных машин только на валке для трелевки нужно использовать трактор с гидроманипулятором. Лесосеку при этом разрабатывают лентами, примыкающими перпендикулярно лесовозной дороге. После спиливания дерево валят вершиной на вырубку под углом 50…600 к направлению движения машины. При этом дерево переносится манипулятором на 2…3м за комель в сторону вырубки. Это обеспечивает беспрепятственный проезд при разработке очередной ленты. Трелевку проводят после валки всех деревьев, расположенных между соседними волоками. При сборе пачки трелевочный трактор движется под углом к волоку. При использовании на трелевке трактора с канатным технологическим оборудованием ВТМ валят деревья вершинами на волок или под углом к нему 30…400.
В процессе валки деревья перемещают манипулятором, обеспечивая предварительное формирование пачки на трелевке. По окончании формирования обрезают вершины, чокеруют и трелюют по волоку, не сходя с него. Машина ВМ-4А может выполнять валку и трелевку, валку и пакетирование или просто валку деревьев. При работе в режиме валка-трелевка разработку делянки начинают с прорубки магистрального трелевочного волока шириной 30…50 м на глубину 250…300м. После его освоения по границе делянки разрабатывают первую ленту. Для этого машина заходит в дальний конец делянки, разворачивается, и двигаясь к усу по границе, формирует первую ленту шириной 2…2,5 м. После набора в конике пачки деревьев необходимого объема машина трелюет ее к погрузочной площадке, разгружает и возвращается вновь на то место, где был закончен набор предыдущей пачки деревьев. Затем цикл повторяется. При работе машины ВМ-4А в режиме валка и пакетирование пачки деревьев формируют и укладывают на земле. К лесовозному усу пачки деревьев трелюет другая машина – колесный или гусеничный трактор. Машина ВМ-4А в данном случае разрабатывает делянку также лентами, но их длина может быть значительно увеличена, так как расстояние трелевки для машины здесь значения не имеет.
При работе машины в режиме валки деревьев оставляют на месте их падения для дальнейшего подбора трелевочным трактором со стреловым гидроманипулятором. При этом работа машин возможно с перекидыванием деревьев для обеспечения следующего прохода машины без перекидывания.