Применение регуляторов роста в посевах сои в Калужской области

В последние годы всё большее внимание исследователей-аграрников привлекает изучение регуляторов роста растений, выявление получаемых от их применения различных эффектов, полезных для сельскохозяйственной практики. [7].

Особый интерес при изучении регуляторов роста за последние 10…15 лет вызывает установление специфики их антистрессового влияния. Причиной такого большого интереса явилось выявление роли фитогормонов в условиях стресса [1, 2 ].

К настоящему времени накоплен значительный материал о положительном влиянии различных ФАВ на зерновые, зернобобовые, овощные и другие с/х культуры в стрессовых условиях – засухи, низких температур, переувлажнении, засолении и др.[3, 6, 7].

Создание ультраскороспелых сортов сои северного экотипа позволило возделывать её в Центральном Нечерноземье, где эта культура является интродуцируемой, поэтому изучение регуляторов роста, позволяющих снижать влияние неблагоприятных факторов среды на рост, развитие и продуктивность растений сои является актуальным и интересным.

В связи с этим, целью наших исследований было изучение целесообразности применения регуляторов роста для активизации бобово-ризобиального симбиоза и повышения урожайности сои в условиях центрального района Нечернозёмной зоны, а также установление лучших сроков применения регуляторов роста в посевах сои.

В течение ряда лет, для изучения этих вопросов нами были проведены полевые и вегетационные опыты на опытном поле Калужского филиала РГАУ – МСХА им. Тимирязева. Опыты проводились с сортом сои Магева.

В вегетационном опыте испытывали такие препараты, как КИМ-112, 2-ХЭФК, квартазин в различных концентрациях и сроках применения. Опыт проводили в пластмассовых сосудах (среда – почва). При обработке вегетирующих растений раствором регуляторов роста расход жидкости составлял 25 мл/сосуд.

Результаты исследований показали, что используемые в опытах препараты стимулировали рост растений на определенном этапе развития сои. Применение регуляторов роста в одну из фаз развития: 4-ый тройчатый лист, цветение верхнего яруса, налива семян – давало положительный результат. Так применение КИМ-112 в разные фазы развития растений приводило к увеличению площади листьев в 1,6…2 раза, а квартазина в фазу налива семян – в 2, 7 раза.

Хорошо известно, что листовая поверхность растений определяет во многом накопление сухого вещества. Обработка растений регуляторами роста приводила к увеличению сухого вещества: 2-ХЭФК - на 9…10%, КИМ-112 – на 3…5 – 23%, квартазин 2…7 – 28%.

В полевых опытах мы использовали фузикокцин и квартазин; изучали такой прием как замачивание семян в растворе регуляторов, а также обработку вегетирующих растений в фазу 4-го тройчатого листа и полного налива семян. Семена перед посевом обрабатывали ризоторфином.

Урожайность сои в Калужской области определяется условиями роста и развития растений, а также зависит от интенсивности бобово-ризобиального симбиоза.

Важным показателем эффективности бобово-ризобиального симбиоза является масса клубеньков в пересчете на 1 растение или единицу площади.

Замачивание семян в растворе фузикокцина снижало массу клубеньков на 18…27%, а в растворе квартазина на 10…41% во все годы наших исследований. Однако, применение квартазина по вегетирующим растениям в фазу 4-го тройчатого листа приводило к увеличению данного показателя до 50…60% в отдельные годы.

По данным некоторых исследователей [5, 4] применение регуляторов роста вызывало увеличение содержания крахмала, белка и жира в зерновых и зернобобовых культурах.

Использование фузикокцина и квартазина в наших опытах также увеличивало содержание белка и азота в семенах во всех вариантах (табл.1).

Таблица 1. Содержание белка и азота в семенах сои (% от абсолютно сухого вещества)

Показатель Контроль Ф КС КР1 КР2
Содержание белка, % (в среднем за 3 года) 35,5 36,3 36,4 36,8 37,2
Содержание азота, % (в среднем за 3 года) 5,67 5,80 5,82 5,89 5,96

(Контроль - замачивание семян в воде перед посевом в течение 30 мин. для сравнения действия регуляторов; Ф- замачивание семян в растворе фузикокцина в течение 30 мин. в концентрации 6,8 мг/л; КС- замачивание семян в растворе квартазина в течение 30 мин. в концентрации 50 мг/л; КР1 – обработка растений квартазином в фазу начало бутонизации в концентрации 100мг/л; КР2- обработка растений квартазином в фазу полного налива семян в концентрации 150 мг/л).

Следует отметить, что, несмотря на четкую закономерность увеличения содержания белка в семенах сои в результате действия регуляторов, сбор белка не всегда следовал этой закономерности (табл. 2). Это, на наш взгляд, связано не с отрицательным влиянием регуляторов роста на химический (качественный) состав растений, а результат их влияния на различные показатели продуктивности сои.

Таблица 2. Влияние регуляторов роста на сбор белка (кг/га) с урожаем семян сои

Показатель Контроль Ф КС КР1 КР2
Сбор белка, кг/га (в среднем за 3 года) 625 581 567 672 654

Замачивание семян в растворе фузикокцина и квартазина приводило к снижению сбора белка на 7…10 %. Применение квартазина по вегетирующим растениям, напротив, увеличивало сбор белка на 4…8%.

Применение регуляторов роста не всегда оказывало положительное действие на урожай семян (табл. 3).

Таблица 3. Урожайность семян сои в зависимости от вида препарата и способа обработки регуляторами роста, ц/га

Показатель Контроль Ф КС КР1 КР2
Сбор белка, кг/га (в среднем за 4 года) 18,7 15,9 15,5 18,7 18,4
НСР05 2,2

Замачивание семян в растворе фузикокцина и квартазина приводило к снижению урожая семян сои на 2,8…3,2 ц/га, а применение квартазина по вегетирующим растениям не увеличивало урожайность семян.